Пасторство — это больше, чем проповедь

Пасторство — это больше, чем проповедь

У разных пасторов разные склонности и искушения. Некоторые поддаются искушению позволить насущным задачам, связанным с отношениями и делами, не дать им достаточно времени для подготовки основательной проповеди. Другие пасторы прячутся в кабинете, используя подготовку проповеди как предлог, чтобы держать людей и их досадные проблемы на безопасном расстоянии.

Эта статья предназначена скорее для последних, чем для первых, и смысл ее прост: пасторство — это больше, чем проповедь. Эта статья также предназначена для тех, кто стремится стать пастором, а также для тех, кто уже является пастором, но служит в качестве помощника или ассистента пастора и, возможно, проповедует меньше, чем хотелось бы.

Пасторство — это не только больше, чем проповедь, но и ключевая нить, связывающая проповедь со всеми другими основными частями работы: приведение Библии в соответствие с запутанными обстоятельствами в сердцах, умах и жизнях людей. Пасторство — это больше, чем проповедь, а проповедь — это больше, чем сбрасывание бомб истины с безопасной высоты. Если вы хотите быть пастором (или вы уже пастор, но не проповедуете так много, как вам хотелось бы), вы можете расти как проповедник, взяв Библию на вооружение.

Итак, помимо проповеди, что еще включает в себя пасторство?

Пасторство – это наставничество

Под «наставничеством» я подразумеваю развитие личных отношений, в которых главная цель — помочь другому человеку стать более зрелым во Христе. То, как апостол Павел делал это в своем евангелизационном, апостольском служении, служит образцом для современных пасторов.

Павел так сильно желал, чтобы фессалоникийцы пришли ко Христу и возрастали во Христе, что, как он напоминает им, «мы готовы были разделить с вами не только Евангелие Божие, но и самих себя» (1 Фессалоникийцам 2:8). Он не просто проповедовал им в больших группах, но, «как отец своим детям, мы увещевали каждого из вас, ободряли вас и побуждали поступать достойно Бога» (1 Фессалоникийцам 2:11-12). Павел приводил Библию не только на большом собрании, но и в бесчисленных личных беседах.

В течение обычной недели, кого вы лично увещеваете и наставляете? С кем вы делитесь не только Евангелием, но и самим собой?

Пасторство — это консультирование

Консультирование преследует ту же цель, что и наставничество, но фокусируется на более острых грехах, борьбе и страданиях. Консультирование подобно водовороту в потоке наставления; мы отступаем на время, чтобы помочь кому-то вновь войти в поток более здоровым и сильным. И, конечно, разница здесь скорее в степени, чем в качестве. Консультирование — это ключевая часть того, как вы «пасете стадо Божие» (1 Петра 5:2), необходимое средство, с помощью которого вы выполняете поручение Павла: «Будьте внимательны… ко всему стаду» (Деян. 20:28).

То, что Павел поручает делать всей фессалоникийской церкви, вдвойне относится к пасторам: «Побуждаем вас, братия, наставлять праздных, ободрять слабодушных, помогать немощным, быть терпеливыми ко всем» (1 Фессалоникийцам 5:14). Чем тяжелее болезнь, тем важнее назначить правильное лекарство. И чем больше часов вы проведете в кресле консультанта, тем более искусным духовным фармакологом вы станете.

В первые несколько лет работы пастором я узнал, что повернуть консультацию в сторону Писания может быть удивительно трудно и щепетильно. Кто-то пришел к вам с серьезной проблемой. Может быть, он или она борется за то, чтобы доверять Богу или заботиться о том, что Он говорит. Может быть, ей кажется, что она уже слышала все это раньше (и, возможно, она говорит вам об этом). Может быть, из него выливается столько сдерживаемой боли и разочарования, что трудно вставить хоть слово. В таких ситуациях терпеливое выслушивание и очевидное сострадание помогают пройти долгий путь — но не до конца. Ваша задача — помочь этому борющемуся святому научиться видеть свою жизнь так, как ее видит Бог, а это значит, что вам нужно найти свет из Писания, который сможет пробиться сквозь щель в жалюзи.

Не знаю, может быть, я здесь исключение среди пасторов, но когда я консультирую члена церкви, испытывающего серьезные трудности, мне кажется, что треть моих усилий уходит на то, чтобы слушать и учиться, а треть — на то, чтобы найти подходящее выражение сострадания и ободрения. На последнюю треть претендует программа, которая постоянно работает в глубине моего сознания, безмолвно спрашивая: «Какой отрывок или отрывки Писания могут оказать этому человеку наибольшую помощь прямо сейчас?»

Пасторство — это руководство с готовностью к дисциплинарным мерам

Если вы пастор, то вам не нужно говорить, что трудные случаи будут находить дорогу к вам — случаи, которые могут не давать вам спать по ночам или занимать ваши мысли весь день. Когда грех члена церкви оказывается настолько серьезным, что церкви необходимо принять меры для его или ее исключения, естественно, что пасторы церкви берут на себя инициативу в обращении к провинившемуся члену церкви, оценивают ситуацию и рекомендуют, как церковь должна реагировать.

Взятие на себя инициативы по дисциплинарному взысканию может принести головную и сердечную боль. Она может принести оскорбления и клевету. Это может грозить усталостью, разочарованием и отвлечением. Но когда вы оставляете девяносто девять, чтобы пойти за одним (Матфея 18:13-14), когда вы смотрите другим в глаза и сталкиваете их с явным противоречием между их действиями и Божьими указаниями, знайте: вы находитесь в самом центре Божьей воли для вашего служения.

Божья любовь — это святая любовь, любовь, которая спасает от разрушительного самообмана, и в этот момент вы являетесь сосудом Божьей любви, преследующей отчаянно нуждающуюся душу.

Пасторство — это наблюдение за собственной жизнью и учением

Павел поручает Тимофею: «Внимательно наблюдай за собою и за учением. Упорствуй в этом, ибо так ты спасешь и себя, и слушателей своих» (1 Тимофею 4:16). Вы должны надеть маску на себя и воспользоваться ее кислородным потоком, прежде чем сможете безопасно служить другим. Пасторство представляет собой постоянное искушение профессионализировать свое христианство и, следовательно, передать свое благочестие на аутсорсинг. Как пастор, вы должны изучать Библию — для других. Вы должны молиться — вместе с другими. Вы должны размышлять о духовных реалиях — от имени других. Но изучаете ли вы, молитесь и размышляете о своей собственной душе? Если нет, то вы ставите себя и свою паству в глубоко опасное положение.

Внимательно следите за собой. Изучайте Писание не только для того, чтобы ободрять и исправлять других, но и для того, чтобы ободрять и исправлять себя. Какими бы ни были ваши рабочие часы, я бы посоветовал вам поддерживать регулярные привычки посвящения вне этих часов, точно так же, как вы ожидаете этого от учителя или банкира. И убедитесь в том, что вы постоянно обращаетесь к Библии в своих собственных страхах и разочарованиях, в своих ущемленных амбициях, в своих неупорядоченных желаниях. Как поётся в одном гимне: «Иисус, Иисус, как я доверяю Ему, как я убеждаюсь в Нем снова и снова!». Убеждаетесь ли вы в Иисусе наедине, так, как никто из ваших людей не увидит, но от чего они косвенно выиграют, поскольку ваше доверие к Нему углубляется с каждым днем?

Проповедь в гостиной и проповедь на кафедре

Возможно, вы хотели бы проповедовать больше, или вы жаждете проповедовать большему количеству людей. Если вас расстраивает количество, сосредоточьтесь на качестве. Обычно вы можете не так уж и многое сделать с первым, но вы можете многое сделать со вторым. Сосредоточьтесь на качестве ваших отношений с Христом, на качестве ваших усилий как наставника и консультанта, на качестве вашей заботы о членах церкви, которые заблудились в грехе. Чем лучшим христианином вы являетесь, тем лучшим пастором вы станете.

И не только это, но и ваши инвестиции во все эти другие, не проповеднические сферы вашего служения принесут плоды в вашей проповеди. Копаясь в глубинах борьбы отдельных членов церкви с грехом и страданиями, вы научитесь применять Писание с большей тонкостью и точностью. Вот почему Ричард Бакстер назвал пасторское посещение «проповедью в гостиной». Когда вы можете глубоко вникнуть в проблемы одного человека так, чтобы это послужило основой для применения Писания, не раскрывая его ситуацию, более чем вероятно, что десятки людей, слушая вас, скажут: «Как он узнал, что я переживаю именно это? Кто дал ему прочитать мои мысли за последнюю неделю?».

Павел увещевал фессалоникийцев, как отец увещевает своих детей: одного за другим, обращая внимание на их уникальные способности, трудности и ситуации (1 Фессалоникийцам 2:11-12). Чем больше вы делаете это вне кафедры, тем эффективнее вы будете на кафедре. Чем усерднее вы будете пасти людей в течение недели, тем эффективнее вы будете пасти их на кафедре.

автор — Бобби Джеймисон / desiringgod.org / hristiane.ru

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!