Моя дочь-подросток вернулась домой из школы и рассказала мне, что её подруга корила себя за одну съеденную печеньку Орео. Она была возмущена тем, что позволила такому «мусору» попасть в свой организм. Это однозначно разрушило её план здорового питания (по крайней мере на день). Какие ужасные вещи может сделать с ней обработанный сахар? Моя дочь увидела повод для волнения в реакции своей подруги и смотрела на меня вопросительным взглядом.
Зацикленность на еде стала новой нормой американской жизни. Не секрет, что многие из нас «помешаны» на еде, будь это последнее кулинарное шоу, новая забавная диета или какой-то самопровозглашенный гурман. Ашерита Чучу описывает зацикленность на еде следующим образом: «чрезмерная поглощенность мыслями и вожделениями о еде». Мы склонны полагать, что люди, зацикленные на еде, страдают от ожирения и подвержены чревоугодию, но чревоугодие (определяемое как жизнь за пределами нормы) также может проявлять себя в постоянном подсчете калорий или употреблении только свежей и органической пищи. Обе диеты раскрывают одну и ту же главную причину: идолопоклонство золотому тельцу еды.
Так что же христианам следует думать о еде? Как нам сохранить баланс между бережной заботой о своём теле и, в то же самое время, не быть поглощёнными определёнными диетами или планом упражнений?
Бог говорит, что еда — это хорошо
Бог сотворил сад, полный различных вкусных плодов для первых людей на земле — мужчины и женщины (Быт. 1:29). Пища предназначалась не только для их пропитания, но также для удовольствия. Бог сотворил человека со вкусовыми рецепторами для того, чтобы он мог почувствовать сладость яблока и кислоту лимона. Наши желудки урчат каждый час, напоминая нам тем самым о нашей зависимости от Господа в том, чтобы Он напитал и обеспечил наши тела пищей.
И дар физической пищи указывает нам на главный источник удовлетворения, которое мы находим в Иисусе Христе, Хлебе Жизни (Ин. 6:35). Послал ли Он нам филе-миньон или коробку печенья Орео, 1 Тим. 4:4-5 напоминает нам, что «все сотворённое Богом хорошо, и всё, что принимается с благодарностью, не должно отвергаться, потому что оно освящается словом Бога и молитвой». Новый Завет не даёт нам особых указаний относительно того, какую пищу мы можем употреблять. Напротив, Иисус провозгласил всю пищу «чистой» вопреки всем законам, даваемым Богом Израилю на протяжении сотен лет (Мк. 7:19). Нам стоит есть всё, что Бог даёт нам, что бы это ни было, с благодарным сердцем, вознося молитвы благодарности Богу.
Нашим мотивом в употреблении пищи будет, конечно, не поиск самоутешения или возможности смягчить стресс, но желание прославить Господа. «Стало быть, что бы вы ни делали, едите вы или пьете, делайте так, чтобы был прославляем Бог» (1 Кор. 10:31, НРП). Именно так Господь ограждает наши уста и управляет нашими диетами. Если мы сможем употреблять в пищу то, что у нас есть, так, что будем прославлять то, Кем является Бог, и то, что Он сделал для нас (включая готовность предоставить свои тела Ему в распоряжение), то мы сможем в мире и с уверенностью наслаждаться большим количеством различных видов блюд, которые Господь даровал нам и благословил.
Еда может разделять Тело Христово
Довольно часто наши предпочтения в пище изолируют нас друг от друга. Возможно, мы видим как наш друг ест готовые замороженные продукты или полную нитратов пищу, или как он открывает пакетик с чипсами, напичканными консервантами и жирами. Мы поддаёмся искушению «праведности» в еде, думая, что мы лучше других людей из-за того, что едим хлеб из проросшего зерна на органическом миндальном масле.
Однако наше Евангелие не оставляет места для самоправедности. В глазах Бога, отдельно от Христа, «нет праведного, нет ни одного!» (Рим. 3:10). Иисус умер на кресте и понёс наказание на Себе за наш грех, чтобы нам не пришлось заслуживать себе праведность. Это дар от Господа, не основывающийся на нашем поведении — или наших предпочтениях в еде. Это не минимизирует важность того, что мы едим, но помогает нам быть смиренными людьми в отношении того, что мы едим.
Хотя в 14-й главе Послания Римлянам Павел писал о разногласиях по поводу иудейского диетарного закона, те же принципы применимы и к спорам о чистой и органической еде в наши дни.
«Вера одного позволяет ему есть всё, а слабый в вере ест только овощи. Тот, кто ест всё, не должен смотреть свысока на того, кто этого не делает, и тот, кто чего-то не ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял его». (Рим. 14:2-3, НРП)
Так чего же не хватало тем верующим? «Кто ест что-либо — ест для Господа, потому что он при этом благодарит Бога, и кто не ест этого — тоже для Господа не ест и благодарит Бога» (Рим. 14:6, НРП). Их огромное желание почтить Христа, в еде или в отстранении от неё, должно было поглотить любую враждебность жарких разногласий относительно христианской диеты. У них не было необходимости договариваться о еде для того, чтобы насладиться глубоким и объединяющим общением во Христе.
Не требующее больших затрат общение
Предпочтения в еде — это всего лишь предпочтения. В культуре, наполненной деньгами, ресторанами, различными видами здоровой пищи, мясом местного производства, фруктами и овощами, нам намного проще быть более избирательными (и горделивыми) в том, что мы едим. И несмотря на то, что здоровое питание это огромная привилегия и даже дисциплина, оно может стать огромным камнем преткновения для общения и гостеприимства.
Едим ли мы только с теми людьми, которые могут принять наши непростые диеты? Нужны ли нам наилучшие кофейные зёрна для того, чтобы насладиться общением с другом? Наша любовь к Евангелию должна сделать нас непривередливыми людьми, когда речь заходит о еде и напитках. Нам стоит быть одинаково благодарными за бургер от Wendy's, когда любовь призывает нас посетить этот фаст-фуд с другим человеком, так же, как за бургер с мясом из местной фермы, где животных кормят исключительно травой.
Общение за столом с другими верующими может быть прервано или значительно затруднено просто потому, что мы отказываемся есть определенную еду. Пожалуйста, поймите меня правильно, я говорю не о жизненно важных ограничениях в еде или о пищевой аллергии, я говорю о предпочтениях — желаниях вместо реальных нужд. Наши вычурные предпочтения в еде могут изолировать нас от возможности насладиться пищей с ближними. Откажемся ли мы от приглашения сходить в гости или, наоборот, избежим возможности пригласить людей, которым сложно угодить — предпочтения в еде обладают потенциалом разрушить наше гармоничное христианское общение.
Еда стимулирует взаимоотношения
Точно так же, как еда может внести разделение между христианами, она может и объединить семью Божью, и даже способна привести новых людей в эту семью. В каком церковном общении нет места для совместной трапезы или перекуса? Угощение других и совместный прием пищи несут в себе мощную динамику, которую мы снова и снова можем видеть в Библии.
Иисус разделял пищу с самыми недостойными людьми, — сборщиками налогов и грешниками, — в то время как фарисеи обвиняли Его, называя «обжорой и пьяницей» (Мф. 11:19). Иисус сверхъестественным образом накормил голодную толпу следовавших за Ним людей (Мф. 14:15-21). Он выбрал хлеб и вино как символы, напоминающие о Его жертве (Лк. 22:14-20). Он использовал пиры и свадебные банкеты как иллюстрацию будущего Царства Божьего (Мф. 22:2; Лк. 14:16-24).
Еда — это благой дар от Господа, пока мы не уходим с головой в диеты и различные планы питания. Совместная трапеза с соседом или кофе с другом создают атмосферу, в которой можно поделиться тем, что у людей на сердце. Когда в семье рождаются дети, или когда кто-то болеет, обычно приносят еду, чтобы облегчить бремя находящегося в нужде. Еда дает возможность делиться Евангелием с людьми, будь-то во время вечеринок с мороженым во дворе или раздачи яблочного сидра на Хэллоуин.
Как христиане, давайте будем теми людьми, которые с радостью наслаждаются дарами от Господа, будь-то органический стейк или печенье Орео. И давайте использовать еду, которую нам дал Господь, как средство оказания гостеприимства, для того, чтобы достичь погибающие души и поделиться щедрой любовью Христа.
Автор — Стейси Риах / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Юлия Попова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!