
В прошлом году, узнав о преследованиях Россией христиан на оккупированных территориях, мы проехали по всей восточной части Украины, чтобы запечатлеть эти истории для нашего документального фильма «Вера в осаде». Мы встречались с пасторами, которых задерживали и пытали, видели запертые церкви и молились с единоверцами, которым часто приходилось собираться для поклонения Богу в подвалах из-за постоянных российских атак. Но мы узнали, что не только молитвенные дома христиан были разрушены, а целые христианские общины вынуждены были покинуть свои дома. Еврейская община Украины также приняла на себя тяжесть войны, развязанной Россией.
До войны еврейская община Украины была одной из самых живых и активных в Европе. По некоторым оценкам, около 200 тысяч человек еврейского происхождения считали Украину своим домом. После столетий репрессий и невыразимой жестокости — от царских погромов до Холокоста и советского подавления, практически полностью запретившего религию, — еврейская жизнь в Украине после распада Советского Союза наконец начала процветать. Благодаря горячему стремлению украинских еврейских лидеров и поддержке мирового еврейства вновь открылись синагоги, появились еврейские школы, возродилась культурная жизнь.
Это возрождение происходило не быстро. Потребовалось более трёх десятилетий, чтобы восстановить чувство доверия, безопасности и принадлежности после падения железного занавеса. Возможно, самым явным признаком еврейского возрождения в Украине является то, что её граждане, свободно и демократически, избрали Владимира Зеленского, не скрывающего собственное еврейство, руководителем своей страны.
Однако после полномасштабного вторжения России в феврале 2022 года этот прогресс был жестоко нарушен. Еврейская жизнь в Украине, как и многое другое, находится под угрозой.
Украинских евреев постигает та же участь, что и христианские общины: семьи вынуждены бежать, культовые сооружения разрушаются, а религиозные общины оказываются рассеяны из-за вторжения России.
Совсем недавно российский беспилотник нанес значительный ущерб исторической синагоге в Одессе, через месяц после того, как в Днепре был атакован дом раввина, а другой раввин и его семья подверглись атаке беспилотника в своей машине. В Киеве российский удар пришелся по мемориалу Холокоста Бабий Яр, в результате чего погибли пять человек и было повреждено одно из важнейших мест памяти о Холокосте в мире. В Мариуполе российские войска разрушили историческую синагогу города, и во время той же осады 91-летний мужчина, переживший Холокост, умер без воды, прячась в промерзшем подвале. Во Львове ракета взорвалась всего в нескольких шагах от синагоги Бейс Аарон ве-Исраэль, разбив окна и повредив дом раввина. В Харькове более 100 украинских евреев укрывались в крупнейшей синагоге Украины, когда от взрывов неподалеку разлетелось стекло по всему зданию. И это лишь несколько примеров.
На оккупированных территориях еврейские лидеры живут под угрозой. Вероисповедание снова загоняется в подполье — как и в советские времена. Неудивительно, что с начала войны из Украины бежало более 30 тысяч евреев: половина из них — в Израиль, и ещё столько же — в другие страны. Тысячам других пришлось покинуть свои дома, переехав в более безопасные части страны.
Мы услышали это непосредственно от руководительницы еврейской общины Мариуполя, подвергшейся нападкам со стороны российских сил из-за своей иудейской веры. Трое вооруженных российских солдат ворвались в еврейский общинный центр и попытались заставить её раздать российские паспорта членам общины, фактически стремясь стереть их украинскую идентичность. Вскоре после этого её двоюродный брат был арестован, подвергнут пыткам и убит. Её история запечатлена в короткометражном документальном фильме.
«Украина была открытой страной, — сказал нам главный раввин Украины Моше Реувен Асман. — Но теперь на оккупированной территории жизнь еврейской общины небезопасна. Небезопасна и религия».
Это не просто гуманитарный кризис; это духовное и культурное стирание. Сообщества, десятилетиями восстанавливавшиеся после самых ужасных событий XX века, в 2025 году подвергаются изгнанию из-за российской агрессии.
Эта кампания не только физическая, но и идеологическая. Проиграв на поле боя, Владимир Путин обратился к кое-чему ещё более коварному: антисемитизму. Российские лидеры оклеветали президента Украины, еврея, назвав его нацистом, обвинили «этнических евреев» в попытках уничтожить Русскую православную церковь и возродили опасные теории заговора, чтобы оправдать свою войну. Мы уже видели этот пропагандистский приём. Путин боится верующих, поскольку они никогда не преклонятся перед ним.
Ещё более тревожно то, что для террора против еврейских общин Украины используется то же самое оружие, что и для атак на евреев в Израиле. Иранские беспилотники «Шахед», используемые Россией в Украине, а также «Хезболлой» и Ираном против мирного населения Израиля, используются для ударов по украинским городам. Этот нечестивый союз Москвы и Тегерана атакует евреев с двух фронтов.
Христиане не могут молчать. Писание учит нас поддерживать гонимых, защищать невинных и говорить правду перед лицом тирании. Эта ответственность не заканчивается за порогом нашей церкви. Когда евреи подвергаются нападкам, будь то в Украине, в Израиле или где-либо ещё, мы не должны отворачиваться.
Еврейская община Украины стойка и мужественна. Несмотря на бомбёжки, дезинформацию и вынужденное переселение, они продолжают собираться, молиться и помнить. Но они не справятся в одиночку.
Это не только еврейский вопрос. Это не только украинский вопрос. Это нравственный вопрос. И для тех из нас, кто верит в веру, свободу и истину, это и наш вопрос.
Авторы — Колби Барретт и Стивен Мур / christianpost.com
Перевод — Алекс Фишман для ieshua.org
Последнее: 3.12. Спасибо!




