Почему Сепфора (и два сына) была отослана от Моисея к отцу и не пошла с ним в Египет? (Мария)
Отвечает Михаил, раввин мессианской общины г. Винница:
Шабат шалом, Мария.
Тора не говорит ясно о причинах, побудивших Моисея не брать свою семью с собой, но… Давайте подумаем, что Моше мог думать о своем предстоящем походе в Египет:
1. Он прекрасно знал египетскую жизнь, понимал, что евреи для Египта являются экономическим ресурсом. И вот он идет их отобрать у фараона. Что может ожидать человека, пришедшего к правителю с таким «просьбой» от Бога? Тем более, что Всевышний повелел Моисею пригрозить фараону в том случае, если он не захочет таки никого никуда отпускать, смертью его сына (Исх. 4:23). Ну, что тут скажешь? Моисей, конечно же, понимал, что поход в Египет – это опасно для жизни. Можно возразить – как Моше мог так подумать, ведь его посылает Сам Господь Бог, разве Он не стоит того, чтобы Ему доверять и ничего не бояться? Правильно, но это мы сейчас знаем о характере Бога, что Он Всемогущий и Любящий. А Моисею откуда все это было знать? Вспомните, как в 33-й главе он просит, чтобы Бог показал ему свою Славу. Т.е. Моше просит, чтобы Бог рассказал побольше о Себе Самом. Человеку захотелось понять, с Кем он имеет дело, чего можно ожидать от этого Бога, исходя из того, что Он покажет Моисею, представляя Себя. И потом мы уже читаем в 34-й главе, что Всевышний открывает Моисею Себя так, как не открывался до этого никому из евреев. Моше узнает прекрасный характер Бога, но все это было позже…
Иными словами, я хочу сказать, что идя в Египет Моисей мог просто испугаться за жизнь своей семьи. Потому, выйдя вместе с женой и двумя сыновьями, потом передумал и отправил их назад.
2. Вторая версия предполагает, что Сам Господь воспрепятствовал Моше взять с собой в Египет жену и детей. В 4 главе мы читаем описание довольно странной ситуации, где написано, что Бог хотел умертвить Моше. Почему у Всевышнего появилось такое желание в отношении человека, которого Он только что послал в Египет вызволять свой народ? Не оттого ли, что Его посланник пошел не один, налегке, для того чтобы вскоре вернуться, а со всей своей семьей и, по всей видимости, со всем своим семейным скарбом, как вроде собирался там остаться жить? В «гостях» у фараона могло произойти, что угодно. И присутствие семьи могло помешать божьему посланнику выполнить свое задание. Может быть именно из-за этого Моисей оставил жену с детьми на попечение своему тестю.
3. Нельзя, также, забывать о причине, побудившей Моисея в свое время убежать из Египта. Понимаете, он, как-бы, находился там в розыске. Ну да, в Торе написано, что Всевышний сказал: «умерли все, искавшие души твоей», но, по человеческим понятиям, страшновато возвращаться туда, где тебя ждет смертный приговор за убийство государственного служащего. Пойти в Египет для Моисея – это согласится пойти на смерть. В отношении самого себя он еще мог рискнуть послушаться Бога, поверить тому, что было сказано в отношении лишь одного Моше. ОН выписал ему мандат на поход в Египет, но его семью Великий Израилев вместе с Моисеем туда не посылал. Может быть на этот счет крепко подумали и Сепфора с детьми вернулась к своему отцу.
Вообщем, вот Вам, Мария, три причины, которые, по-моему мнению, могли послужить тому, что Моисей не взял с собой в Египет жену и детей. В 18-й главе книги Исход мы читаем, что Иофор привел Сепфору с сыновьями лишь тогда, когда услышал, что Бог сделал для народа Израиля. Когда опасность преследования со стороны фараона миновала, стало возможно больше не прятать семью Моисея. Т.е., в любом случае, основным мотивом было переживание за безопасность своих родных.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Спасибо ребе!
Пусть Бог благословит и хранит Вашу семью!
С уважением,
Мария
Предполагаю еще один вариант: Моше был направлен в Египет исполнить волю Всевышнего, но сам, поначалу,не до конца исполнил то, что должен был: не обрезал своего сына в восьмой день по заповеди, полученной от отца Авраама. Если бы он пришел в Египет и заявил, что пришел исполнить Его волю, а потом бы вскрылось, что он сам «немного» оплошал в этом, то это могло дискредитировать всю его миссию. Поэтому и явился Ангел Господень и его гнев был не метафора. Существует устное предание, что именно Сепфора и отговорила Моше от этого, ссылаясь на трудности перехода. Потом она «реабилитировалась», сделав обрезание сыну. Может быть осознание того, что чуть не произошло по ее вине (если предание верно), может физическое состояние сына, может некий страх еще чего-нибудь не насоветовать «не по делу» в самый не подходящий момент, а может совокупность всего, включая и страх, описываемый в предыдущих вариантах — может быть так, ответ был бы более полным )))
Благословений!