Похвала для скучной и некрутой церкви

Похвала для скучной и некрутой церкви

«Хиллсонг, некогда лидер христианской крутости, теряет свои позиции в Америке».

На данный момент заголовки, похожие на этот (к статье Рут Грэм от 29 марта 2022 года в Нью-Йорк Таймс) стали печально предсказуемыми. Создаётся впечатление, что почти каждый «лидер христианской крутости» — будь то покрытый татуировками пастор-знаменитость или шумная церковь в ночном клубе — погасает и довольно быстро теряет свои позиции. И это совсем неудивительно. По своей природе, крутые вещи недолговечны. То, что сейчас модно, в соответствии с требованиями законов моды, быстро устаревает.

Это одна из многих причин, почему гонка за крутостью является бесплодной затеей для церквей и пасторов, и я аргументирую это в моей книге «Хипстерское христианство: когда сталкиваются церковь и крутость». Если вы делаете приоритетом краткосрочную трендовость, влияние вашего служения скорее всего окажется краткосрочным. Если вы слишком заботитесь о том, чтобы быть «органичными» и привлекательными для изменчивых вкусов любого отдельно взятого поколения или культурного контекста, трансцендентность христианства и пророческая сила Евангелия будут сокращены и втиснуты в контуры веяний времени. Сосредоточенное на соответствии своему времени христианство сеет семена своего собственного устаревания. Это плохая идея. Такое редко заканчивается хорошо.

Плачьте и учитесь

Это трагедия – видеть, как такие церкви как Mars Hill (мега-церковь, которую в 1996-м году основал Марк Дрисколл, закончила своё существование в 2015-м году – прим.пер.), Хиллсонг и бесчисленные другие, терпят крах. И при этом сюжетная линия «крутой церкви» вполне предсказуема и неразумна. Мы не радуемся этому. Мы должны плакать и учиться.

Какие тут есть уроки?

Во-первых, эти заголовки должны напоминать нам, что соответствие времени ни в коем случае не заменяет собой благоговение и, конечно же, может это благоговение скомпрометировать. Христианская жизнь не должна ориентироваться на то, чтобы всем нравиться. Она должна ориентироваться на любовь к Богу и любовь к ближним. Быть верным гораздо важнее, чем быть модным и современным. Оставаться укоренёнными в Божьем неизменном Слове гораздо важнее, чем пытаться угнаться за более успешными соседями.

Такие вещи, как исповедание и покаяние, ежедневное послушание всей мудрости Писания и тихая посвящённость духовным дисциплинам не являются суперактуальными и не обеспечат вашего появления в статье глянцевых журналов о «гиперсвященниках». Но такие вещи созидают здравое и устойчивое длительное послушание, двигающееся в одном направлении с верой. И с каждой закрывающейся хип-церковью, с каждым падающим пастором-знаменитостью, христиане, я надеюсь, пробуждаются к пониманию этого факта.

Возможно, скучная, некрутая, откровенно церковная церковь на самом деле хороша. Возможно, христианство, которое не кажется привлекательным для моих потребительских предпочтений и не ищет свои подсказки и направления в Твиттере — это именно та вера, в которой я нуждаюсь.

Краткосрочный успех, долгосрочное поражение

Однако, это нелогично. На данный момент огромная церковь, переполненная людьми в возрасте чуть за двадцать, жаждущими услышать проповедь своего пастора-знаменитости и полными энтузиазма в своём исполнении песен поклонения в стиле стадионного рока, кажется незыблемым триумфом. По той причине, что наши мерки успеха для американских церквей очень долгое время копировали мерки успеха рыночного капитализма («больше всегда лучше», «потребитель всегда прав), мы полагаем, что если «крутая церковь» набита под завязку крутыми ребятами, то это работает.

Но если это «работает», тогда почему так многие из этих «крутых ребят» приходят к деконструкции или пересмотру своей веры, отворачиваются от веры и уходят из церкви в течение десяти лет? Я видел такое слишком часто. Долгосрочные результаты хипстерского церковного движения ужасающи. Есть множество причин всплеска деконструкции или пересмотра своей веры среди христиан-миллениалов, но я убеждён, что одной большой причиной являются «соответствующие времени» церкви, воспитывавшие этих ребят. Такие церкви поставили их на шаткие основания веры. Вместо того, чтобы быть прочно укоренёнными в очень старой истории, их церкви формировали веру в терминах новой. Вместо того, чтобы быть призванными к святости, их церкви призывали их к соответствию времени. Вместо того, чтобы быть погружёнными в доктрину, надёжное изучение истории церкви и теологическую традиционность, они были погружены в моралистический терапевтический деизм.

Долгосрочные результаты говорят сами за себя.

Верный больше, чем крутой

Те их вас, кто были частью таких церквей, вполне могут чувствовать себя утомлёнными и пресыщенными. Неудивительно, что вы пересматриваете вашу веру. Но есть путь получше.

Вместо крутой церкви, полной людей с модельной внешностью, найдите самую верную церковь, полную людей, которые возрастают, чтобы быть похожими на Иисуса.

Вместо церкви, где у всех одинаковый стиль одежды и музыки, найдите церковь, где все разделяют страсть к Иисусу, Его Слову и стремление к святости.

Вместо церкви с самым харизматическим пастором-знаменитостью (с которым вам, скорее всего, никогда не удастся встретиться лично), найдите церковь, где самой большой звездой является Иисус, а пастор — смиренный, доступный и скромный человек, имеющий многолетнюю репутацию порядочности в жизни и служении.

Вместо церкви «изобретённого заново» или «свежего» христианства, где добродетелью считается отсутствие связи с прошлым («У нас тут не церковь вашей бабушки!»), найдите церковь, где история и традиции христианства известны и сохраняются, и где ценится связь с прошлым.

Вместо церкви, которая стремится обеспечить ваш комфорт, всегда поддерживает вас и никогда не бросает вам никаких вызовов, найдите такую церковь, где вы будете испытывать такой дискомфорт, который будет подталкивать вас к росту; церковь, где святость важнее, чем положительные впечатления для новых посетителей.

Последнее особенно преобразило мою собственную веру. Я написал об этом в моей книге «Дискомфорт» (вышла в 2017-м году на английском языке, на русский не переводилась). После того, как мы примем неизбежную неловкость, дискомфорт и цену христианского ученичества, нас перестанут удивлять вызовы в церкви. Мы прилепимся к жизни в локальной церкви, даже если она тяжела, и тогда у нас будут лучшие шансы для роста. После того, как мы примем некрутую, но прекрасную реальность поместной церкви, наша вера скорее всего станет более бескомпромиссной и устойчивой.

Церковное здоровье после болезненной «крутости»

Это совпадает с ответами, которые я получал от читателей — часто бывших хипстеров — за те годы, когда я писал о проблемах «крутых церквей». Они делятся тем, как их вера более успешно росла в некрутых церквях без хайпа. На прошлой неделе я получил следующее сообщение:

«К сожалению, многие из моих друзей, которые стремились быть частью «крутого христианства», отошли от Бога… Сейчас я, наверное, в самой «скучной» церкви из всех, в которых я когда-либо был. Но в результате я ощущаю себя более любимым членом церковной семьи, я получаю здравое учение, и я вырос в моей вере больше всего».

Ещё один читатель написал: «Моё желание быть в „крутой церкви” было словно дополнение к Евангелию. Иисуса было недостаточно, поэтому мой церковный круг также должен был помогать мне ощущать себя лучше».

Такие свидетельства вдохновляют. В то время, как некоторые ветераны «крутых церквей» приходят к деконструкции или пересмотру своей веры, или совсем уходят из церкви, другие начинают видеть, что Невеста Христа прекрасна и достойна, даже если она одета в старомодное платье, а не по последнему писку моды.

В мире головокружительно одноразовых трендов складывается впечатление, что очень многое рушится так же быстро, как появляется: бренды, знаменитости, движения, учреждения, идеи. Когда мы ошибочно воспринимаем веру как просто ещё один ингредиент в рагу потребительства, она также становится однодневной модой, такой же хрупкой и переменчивой, как последний вирусный тренд в TikTok.

Жизнь христианской веры должна быть полностью другой: длительное послушание, медленное горение, тихое усердие в верном следовании за Иисусом вместе с другими людьми в общине, в хорошие и сложные времена, в радости и в горе. Станет ли такая форма много работающего, старомодного христианства вирусной в Инстаграме, окажется ли она на страницах глянцевых журналов? Наверное, нет. Но она на самом деле будет взращивать христиан к зрелости и помогать им бежать длинный, ровный и полный плодов забег, как она делала это в течение двух тысячелетий для бесчисленного числа святых. Я молюсь, чтобы я и вы оказались среди них.

Автор — Бретт МакКракен / thegospelcoalition.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!