Полюбите место, которое хотите покинуть

Полюбите место, которое хотите покинуть

Возможно, проснувшись сегодня утром, вы обнаружили, что находитесь в месте, которое отчаянно хотите покинуть.

Может быть, вы переехали сюда из-за учебы или работы (либо учебы или работы вашего супруга), но ваше сердце всё ещё живет в том городе, откуда вы уехали. Ваши мысли о семье, друзьях и привычных удобствах там, и вам трудно представить, как здесь можно чувствовать себя как дома.

Быть может, вы прожили здесь всю жизнь, но уже некоторое время вам хочется куда-то уехать. Вы чувствуете себя связанными узкими рамками города, который вы знаете слишком хорошо. Вам знаком каждый изгиб и поворот этих улиц, и кажется, что ничего нового уже здесь не ждет.

А возможно (и это хуже всего), дома, деревья и магазины этого места ежедневно напоминают вам обо всем, что вы потеряли. Когда-то эти комнаты были наполнены смехом, а эти тротуары — счастливым топотом детских ног. Но по любой из тысячи причин эта жизнь ушла, и вокруг вас лишь призраки лучших дней.

Как знать, может, наступит день, когда вы уедете. Вернетесь домой или поедете далеко от дома, начнете жизнь заново в другом месте, где нет воспоминаний. Но пока, сегодня, вы живете в этом месте, которое хотите покинуть.

Изгнанникам в Вавилоне

История Писания — это, в определенном смысле, история ухода. При сотворении Бог предназначил Адаму и Еве наполнять не только Эдем, но и всю землю (Бытие 1:27-28). При искуплении Бог распространяет Свое царство, когда Авраам уходит из Ура (Бытие 12:1-3), Израиль из Египта (Исход 3:10-12), апостолы из Иерусалима (Матфея 28:18-20), Павел и Варнава из Антиохии (Деяния 13:1-3).

Однако наряду с этими памятными событиями, когда люди уходили, можно вспомнить и менее памятные, но, тем не менее, важные события, когда люди оставались. Авраам хоть и ушел в Ханаан, но Исаак остался. Дух перенес Павла в Ефес и далее, но тот же Павел поручил Тимофею «оставаться в Ефесе» (1 Тимофею 1:3). И в одной замечательной истории, когда Божий народ жаждал покинуть место, где они находились, в то время, как некоторые самозваные «пророки» говорили «Идите», Бог сказал «Оставайтесь»:

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем изгнанникам, которых Я послал в изгнание из Иерусалима в Вавилон: Стройте дома и живите в них; сажайте сады и ешьте плоды их. Берите жен и рожайте сыновей и дочерей». (Иеремия 29:4-6)

Из всех городов мира Вавилон был бы последним, куда верный израильтянин пошел. Это был шаг назад. Вавилон не был частью плана. Вавилон не был местом, где можно поселиться и растить детей. Но Вавилон — место, которое они так сильно хотели покинуть — стал их домом на семьдесят лет (Иеремия 29:10).

Да, мы не израильтяне, живущие в Вавилоне, но послание Иеремии к изгнанникам по-прежнему обращено к тем, кто застрял в нежеланной земле.

Посаженные Главным садовником

«Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, всем изгнанникам, которых Я послал в изгнание...» (Иеремия 29:4)

Первая строка письма Иеремии вызывает нечто вроде шока, инициированного Богом. По мнению любого внимательного наблюдателя, Навуходоносор, а не Бог, отправил Израиль в изгнание (Иеремия 29:1). Тем не менее, говорит Иеремия, за гордостью и безумием вавилонского царя скрывается сам Бог, отправивший Израиль в изгнание. Израильтяне оказались в Вавилоне, в конечном счете, потому, что скрытая рука Бога привела их туда.

Как часто мы нуждаемся в подобном напоминании, когда просыпаемся вдали от дома наших желаний. Какие бы обстоятельства ни привели нас сюда — предложение работы, неотложные семейные нужды, наше собственное рождение, даже собственное ошибочное суждение, — здесь действовала рука свыше. Мы живем там, где живем, в конечном счете потому, что Бог послал нас сюда, по крайней мере, на сегодняшний день. И благоприятная рука Божья никогда не движется без цели.

Сэмюэль Рутерфорд, великий пуританский писатель, однажды сказал о Боге как о садовнике, а о себе как о растении:

«Великий Главный садовник, Отец Господа нашего Иисуса Христа, в чудесном провидении, Своей собственной рукой... посадил меня здесь, где, по Его милости, в этой части Его виноградника я расту. И здесь я буду пребывать, пока великий Хозяин виноградника не сочтет нужным пересадить меня» (Письма Сэмюэля Рутерфорда, 93)

Позже, когда Рутерфорд был заключен в Абердине, и ему было запрещено любое публичное служение, он писал о жизни во «дворце Христа в Абердине». Он знал, что тот же Христос, «который послал меня на запад и юг [к своему предыдущему пасторскому призванию], посылает меня и на север [к заключению в Абердине]» (119). Что, если бы мы тоже воспринимали наше нынешнее место как сад и дворец — не потому, что почва кажется богатой или мебель выглядит изысканной, но потому, что наш Главный садовник посадил нас здесь, и Царь Христос обитает здесь?

Мы живем не только там, где живем, и наше нынешнее место не является результатом видимых нами обстоятельств. У нас есть Главный садовник, присутствующий с нами Христос, даже в том месте, которое кажется изгнанием.

Души с запакованными коробками

«Стройте домы и живите в них, и разводите сады и ешьте плоды их; берите жен и рождайте сыновей и дочерей» (Иеремия 29:5-6)

Среди изгнанников в Вавилоне витала атмосфера беспокойного ожидания. Некоторые, называвшие себя пророками, говорили о скором возвращении в Иерусалим (Иеремия 29:8-9). Мысль о скором возвращении домой тяготила многих, удерживая их корни над землей. Они спали одетые и с собранными чемоданами. Они отказывались вести себя так, будто им предстоит долго жить в Вавилоне.

Но так и случилось. Пройдет семьдесят лет, прежде чем Божий народ вернется домой (Иеремия 29:10). Итак, Бог говорит им строить и жить, сажать и есть, жениться и воспитывать детей. Поселитесь в этом месте, которое вы хотите покинуть. Погрузите свои корни в эту почву, какой бы твердой и жесткой она ни казалась, и осмельтесь поверить, что плоды могут вырасти даже здесь.

Наше собственное желание уехать, измениться, переехать может искушать нас жить на этой почве легкомысленно, превращая нашу душу скорее в водоросль, чем в дерево. Кучи упакованных коробок могут выстроиться вдоль стен нашего сердца, пока мы не решаемся обосноваться в этом месте, все еще надеясь, что скоро уедем.

В нашем случае, конечно, мы можем скоро покинуть это место; насколько мы знаем, Бог не дал нам семидесятилетнего срока. Но может ли быть так, что наше нежелание относиться к этому месту как к дому мешает нам найти здесь тот дом, который мы могли бы найти? Может ли наше стремление к поиску других мест стать самоисполняющимся пророчеством, лопатой, которая постоянно вскапывает землю и не дает нам ухватиться за почву здесь?

Когда я учился в семинарии, один из однокурсников рассказывал о том, что его жена не решалась украшать их квартиру, зная, что они проживут там всего лишь год или два. Он сказал ей в ответ: «Давай хотя бы проделаем дырки для гвоздей в стене». Давайте распакуем коробки. Давайте строить и сажать. Давайте сделаем это место, каким бы нежеланным оно ни было, настолько домом, насколько мы можем его сделать. И, возможно, в процессе мы найдем здесь больше дома, чем могли себе представить.

Оставайтесь и подготавливайте учеников 

«Делайте добрые дела для города, куда Я вас направил, молитесь Господу за город, в котором вы живёте» (Иеремия 29:7, Современный перевод)

Изгнанники, затерянные в чужой стране и тоскующие по дому, по понятным причинам могут сосредоточиться на небольшом наборе приоритетов: защитить семью; заработать на жизнь; найти хоть немного счастья там, где это возможно. Но Бог призвал Свой народ смотреть дальше и выше, за пределы себя и дома, «искать благосостояния города, в который Я послал вас». Творите добро даже в Вавилоне. Ищите благосостояния того места, которое вы хотите покинуть. Молитесь о его мире.

Это повеление заставляет вспомнить сцену из Евангелий, где человек, ранее одержимый бесами, умоляет разрешить ему следовать за Иисусом, своим избавителем (Луки 8:38). Конечно, он жаждал быть рядом с Тем, Кто вернул ему здравый ум (Луки 8:35); возможно, он также жаждал освободиться от места своих прежних страданий. Но Иисус, сказав стольким людям следовать за Ним, велит этому человеку не делать этого: «Возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог» (Луки 8:39). Иди домой, оставайся там, где ты есть, и неси сюда благовестие Евангелия. Так он и сделал (Луки 8:39).

Где бы мы ни жили, в нашем квартале, районе и во всем городе есть люди, которым необходимо услышать, как много Бог сделал для нас, и как много Он может сделать для них. Несомненно, и в других местах люди нуждаются в том же; отсюда и призыв Иисуса идти (Матфея 28:19). Но, подобно человеку из Евангелия от Луки 8, нам, возможно, нужно увидеть, что это место, хотя, возможно, и наполнено нежелательными воспоминаниями, имеет поля, созревшие для жатвы — и мы являемся теми, кто должен и будет на них трудиться.

В глубине желания уйти, мы, возможно, приняли набор маленьких целей, по крайней мере, функционально, таких как: сделать детей счастливыми; прожить сегодняшний день; выполнить работу и найти время для отдыха. Но Иисус дает нам другую цель, которая может превратить то, что кажется потрескавшейся и бесплодной землей, в поле, ожидающее урожая: «Возвещайте, как много сделал для вас Бог».

Изгнанники до небес

«Всем изгнанникам...» (Иеремия 29:4)

Как бы болезненно ни звучало слово «изгнание» для израильтян в Вавилоне, оно приветствовало их в реальности, которую они, возможно, с трудом вспоминали дома: Бог, а не Иерусалим, был их истинным местом обитания (Второзаконие 33:27; Псалом 89:1-2). Они всегда были «странниками и пришельцами», даже у себя дома (Левит 25:23). Поэтому, хотя слово «изгнание» было жалом и тернием, оно также было и даром.

Во Христе мы тоже «пришельцы и странники» (1 Петра 2:11), даже если живем в любимом месте. У тех, кто чувствует себя изгнанниками, есть определенное преимущество в этом мире: чувство бездомности, отсутствия постоянного места жительства ежедневно напоминает им о том, кто они на самом деле.

Каждое утро, просыпаясь в доме, который нам не нравится, мы можем вспомнить о комнате в Божьем доме, на двери которой написано наше имя (Иоанна 14:2). Каждый раз, когда мы проезжаем через город, который хотим покинуть, мы можем с нетерпением ждать города, «которого художник и строитель – Бог» (Евреям 11:10). Каждый раз, когда мы засыпаем, чувствуя себя далеко от дома, мы можем напоминать себе, что мы действительно далеко от дома, но также и о том, что дом скоро придет (Откровение 22:20).

Наступит день, когда мы проснемся в том месте, о котором всегда мечтали, и будем жить там вечно. Но пока, дорогой христианин-изгнанник, доверься мудрости Главного садовника. Распакуй коробки. Оставайся и готовь учеников. И люби это место, которое хочешь покинуть.

Автор — Скотт Хаббард / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!