Между евреями и христианами есть согласие во многих сферах. Например, и те, и другие подчёркивают основополагающую важность любви к Богу и любви к ближнему, а также важность жизни в соответствии с этическими идеалами Торы и Пророков. И те, и другие делают акцент на последнем Судном Дне, когда мы дадим отчёт за свою жизнь перед Богом. И многое другое.
Есть также и много разногласий. К ним относятся принятие или отвержение Иисуса как Мессии (и вместе с этим принятие или отвержение Нового Завета как Священного Писания), а также вопрос о том, как человек получает прощение. Существует также вопрос о том, в какой мере сегодня следует соблюдать законы Торы.
Благодаря этому согласию, и несмотря на разногласия, есть области, где, скажем, ортодоксальные евреи и еврейские последователи Иисуса могут взаимодействовать, но есть и области, где совместная работа потребует от нас пересечения запретных границ. Например, мы не могли бы работать вместе над созданием учебных программ для еврейской школы, поскольку наше видение и цели были бы совершенно разными. Но мы могли бы трудиться вместе, сражаясь с мифами, ложью и неверными представлениями о еврейском народе и государстве Израиль. Это, конечно, верно и в отношении более широких отношений между евреями и христианами. Вот почему мы, ортодоксальные евреи и еврейские последователи Иисуса, именно это и делаем. На самом деле мы считаем, что это необходимо — для блага нашего народа и здоровья Церкви.
Пастор назвал 7 октября Божьим наказанием за отвержение Иисуса евреями?
И это подводит нас к сути данной статьи. С 7 октября в адрес Израиля и еврейского народа по всему миру раздается непристойная и возмутительная ложь и клевета, а также реальные угрозы геноцида. Это еще можно было бы понять и простить, если бы всё это сливалось воедино, без всякого разбора в намерениях и обоснованности с моральной точки зрения. Однако недавние обвинения в отношении комментариев конкретного христианского лидера действительно «превосходят» общую клевету, поскольку они особенно проблематичны и ошибочны с богословской точки зрения. (Поскольку существуют споры относительно полного контекста высказываний этого пастора, мы не приводим здесь его имя.)
Судя по всему, один известный пастор сказал, что резня, устроенная ХАМАСом 7 октября, была Божьим наказанием евреям за непринятие Иисуса. Обвинение было выдвинуто не противниками пастора, а одним из его последователей, который разместил высказывания в социальных сетях. Они были оспорены публично. Запросы в офис пастора остались без ответа, не было ни подтверждения, ни опровержения приписываемых ему комментариев.
Предполагать причину страданий Израиля — опасный и скользкий путь
Это опасная скользкая дорожка — утверждать, что, исходя из наших богословских предпосылок, мы можем заявлять, что в данный момент современной истории Израиль наказывается Богом по определённой причине. Что было в прошлом причиной для порабощения Израиля в Египте или для жестокого нападения Амалика после Исхода? Произошло ли это потому, что еврейский народ не знал, что нужно принять Иисуса за тысячи лет до Его рождения? (Или, если уж на то пошло, потому что они были виновны в каком-то конкретном грехе?) Являются ли инквизиция, «церковное» преследование евреев, изгнание евреев в гетто и Холокост, среди прочего, также результатом непринятия Иисуса? Были ли более 1,5 миллиона еврейских младенцев и детей убиты нацистами из-за того, что они или их родители не приняли Иисуса?
Что бы такие пророки смерти сказали о гонениях и убийствах христиан в сегодняшней Нигерии или во всём арабском и исламском мире? Что они недостаточно верили в Иисуса? Они действительно не были христианами? И разве не было бы немного лукавством сказать: «Евреи терпят гонения и нападения, потому что они непослушны Богу, в то время как христиане терпят гонения и нападения потому, что послушны»?
Все ли массовые убийства происходят из-за неверия или только еврейские?
Страшно, что какой-то пастор делает вид, что он знает намерения Бога и что Бог наказывает Израиль/евреев сегодня — изнасилованиями, пытками и варварскими убийствами — именно потому, что они не поверили в Иисуса. Следует ли нам сказать то же самое об иранских мусульманах, недавно убитых террористами-смертниками? Произошло ли это потому, что они не верили в Иисуса? А как насчёт японцев, погибших в результате недавних землетрясений? Случилось ли это также из-за их неверия?
Или, чтобы сделать это более понятным жителям Соединенных Штатов, как насчёт христианских детей и христианских учителей, хладнокровно убитых во время недавних школьных перестрелок в Америке, в том числе в одной из христианских школ? Было ли это потому, что они недостаточно верили? Это безумие.
Тем не менее, когда ХАМАС совершил самое ужасное пролитие еврейской крови со времён Холокоста так, что даже переплюнул ИГИЛ и Аль-Каиду, у некоторых христиан хватает наглости сказать: «Бог наказал их, потому что они не верили в Иисуса».
Эти же исламские экстремисты убивают и христиан
Подобные заявления больше похожи на исламский экстремизм, чем на христианство, и все они о наказании и возмездии. Евреи и христиане должны объединиться в борьбе с этим злом, признавая, что мы все находимся под прицелом радикального ислама и являемся жертвами больше, чем нам хотелось бы вспоминать. Те же исламские экстремисты, которые убивают евреев в Израиле, убивают христиан в других частях мира. Давайте не будем обманываться.
И давайте будем осторожны, прежде чем заявить, что мы знаем замысел Божий относительно всех человеческих страданий. Одно дело, когда сама Библия указывает причину и следствие. Другое дело, когда мы занимаемся пустыми богословскими спекуляциями.
Хотя мы в личном порядке, как евреи и христиане в целом, можем расходиться во мнениях по ключевым теологическим вопросам, война против ХАМАСа ещё больше, чем когда-либо, подчеркнула, что мы вместе на правильной стороне, что враг — это зло, и ни одному пастору или (предполагаемому) пророку не стоит делать вид, что он знает, что Бог сегодня наказывает евреев за непринятие Иисуса. Мы делаем всё возможное, чтобы позволить Самому Богу разобраться во всём в тот День, когда мы предстанем перед Ним.
История исповедующей церкви в отношении еврейского народа и Израиля — это история, с которой сегодня многим христианам всё ещё приходится смиряться. Заявления, подобные этому недавнему, приписываемые любому пастору или христианскому лидеру, и не отвергаемые и не порицаемые открыто, пропагандируют позор, с которым до сих пор приходится сталкиваться Церкви, и ещё больше усложняют наведение мостов между евреями и христианами.
Это то, в чём мы, евреи и христиане, можем и должны быть согласны, вместе. Особенно сегодня.
Авторы — Майкл Браун и Джонатан Фельдстайн / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!