Телевизор без пульта. Театр без выхода. Сон без пробуждения. Таким может показаться воображение посреди искушения похотью.
Многие привычно бормочут «нет», качают головой, пытаются переключиться на другие мысли. И, возможно, точно так же многие ощутили живучесть тёмных идей, возвращение нежелательных образов. Мы так легко забрели в этот театр воображения, но теперь, похоже, не можем найти выхода.
Как нам очнуться и разрушить эти чары воображения? Многие стратегии могут оказаться полезными. Вспомните о Божиих обетованиях, усердно молитесь, пойте гимны. Или, что менее духовно, но всё же полезно – прогуляйтесь, займитесь физкультурой, позвоните другу. Франциск Ассизский однажды посоветовал брату броситься в ледяную реку, что тот и сделал. Нет сомнения, это должно было сработать.
Однако наряду с этими подходами Писание предлагает и другой. Вместо того, чтобы пытаться отключить воображение, используйте его. Возьмите этот театр, который похоть так часто устраивает против вас, и разыграйте представление против неё.
Охраняйте свой разум
Возможно, лучше всех книг в Писании именно Притчи учат нас, как использовать воображение против похоти. Так, в главах 5-7 речь отца к сыну наполняет театр ума образами, призванными лишить похоть её силы. Возьмём, к примеру, предупреждение отца о запретной женщине (7:25-27). Он начинает с простого наставления:
“Да не уклоняется сердце твое на пути ее, не блуждай по стезям ее…”.
Это известная мудрость для сопротивления похоти, мудрость, которую мы, вероятно, слышали много раз, но всё равно недостаточно. Как и со многими грехами, битва с похотью часто выигрывается или проигрывается с самого начала. Как только сердце уклонилось в сторону, как только ноги сбились с пути, нам очень трудно возвратить их обратно. Как дорога к дому запретной женщины идет только вниз, так и каждый шаг назад – это подъём вверх. Гораздо легче повернуться и убежать в начале дороги, чем возвращаться от порога её дома.
Хорошо, пока всё идет нормально. Но как суметь отвернуться в эти решающие моменты, когда искушение только закрадывается в мысли? Опять же, многие стратегии могут оказаться полезными. Но отец здесь предлагает своему сыну сделать весьма неочевидное, даже кажущееся опасным: представить суть похоти. Не просто отвести взгляд – наоборот, внимательно заглянуть за внешнюю оболочку искушения, посмотреть, что на самом деле скрывается за дверью тёмного желания.
Театр веры
Повелев своему сыну не сбиваться с пути в 25 стихе, отец использует образы в борьбе с искушениями:
“Потому что многих повергла она ранеными, и много сильных убиты ею: дом ее – пути в преисподнюю, нисходящие во внутренние жилища смерти”. (Притчи 7:26-27)
Слова «потому что» говорят нам, что далее стихи раскрывают причину, важнейшую причину, чтобы остановить похоть ещё до первого шага. И эта причина не только логический аргумент, а образ, картина – другая история на сцене воображения. До этого сын видел на углу запретную женщину, в наряде блудницы, её ложе было богато убрано, и спальня надушена – разукрашенная похоть (7:12,16-17). Теперь же сын видит её в черной мантии, с серпом в руках, её ложе – пропасть в ад, её кровать – открытый гроб.
Что же делает этот отец? Возможно, он помнит, как в начале наши прародители пали не из-за убеждения, а из-за лживого образа: образа вожделенного дерева, мудрого “я” и удерживающего Бога (Бытие 3:4-6). И из истории своей семьи он (отец – Соломон, прим. пер.) должен помнить, как могучий Давид пал в одно мгновение от внешнего облика (Вирсавии, прим. пер.), образа, заполнившего разум (2 Царств 11:2-3).
В любом случае, он знает силу образа, как для добра, так и для зла. Он понимает, что, хотя воображение не может заменить веру, тем не менее вера питается истинными образами Бога, себя и мира. Верное воображение напоминает вере, что реально, а что нет.
Можно предположить, что в 7 главе Притч сын мог бы сказать “нет” запретной женщине, даже если бы не представил могилу за её дверью – точно так же, как Ева могла бы сказать “нет” змею, даже находясь под влиянием его ложных образов. Воля может сказать “нет” в определённый момент, даже когда воображение находится в плену. Но в долгосрочной перспективе тот, кто говорит “нет” только силой воли, всё же потерпит поражение, ибо сегодняшнее испорченное воображение – это завтрашнее испорченное сердце, испорченная воля. Самообладание не может долго жить в театре, полном лжи. Ибо куда ведёт воображение, туда и идёт человек.
Постарайтесь же вместе с этим сыном представить образ, нарисованный отцом.
Представьте похоть
Вот, вы сидите за столом или лежите в постели, когда фигура начинает звать из уголка вашего разума. Изображение мерцает. Мысль начинает обретать форму. Но потом вы представляете: кто эта запретная женщина, эта женщина-похоть, этот шёпот из темноты?
Хотя уста её источают мед и масло, она горька, как полынь, остра, как меч (Притчи 5:3-4). В полную противоположность врачеванию, она начинает с удовольствия и заканчивает болью; она обещает исцеление и вместо этого губит. За ней вы видите бывших “любовников”: блюющих, корчащихся, истекающих кровью, умирающих.
Она – тайная сеть, скрытая западня (Притчи 5:22). Привычно вторя “всего один раз” и “ещё немного”, её жертвы видят, что их ноги опутаны, а запястья связаны. Они рассчитывали на один визит к ней домой. Теперь они обнаруживают, что не могут уйти.
Она – охотник и мясник (Притчи 7:22-23), ловец простодушных животных, которые видят наживку и не замечают крючка. Мужчина, который идёт за ней, уязвим, как олень, на которого охотник нацелил свой лук. “Доколе стрела не пронзит печени его; как птичка кидается в силки, и не знает, что они – на погибель ее” (Притчи 7:23).
И затем, как сказано в нашем отрывке, она – жнец смерти, проводница в преисподнюю, хозяйка могилы (Притчи 7:26-27). С каждым украденным удовольствием она всё глубже копает вам могилу, вырезает новую букву на вашем надгробии, забивает ещё один гвоздь в гроб.
Полынь и меч, силки и верёвка, мясник и охотник, смерть с косой и могильщик – вот лицо этой соблазнительной убийцы, истинное лицо, которое мудрый отец показывает своему сыну. Конечно, мужчина может увидеть похоть как таковую и всё равно упасть в её объятия. А вот представить себя лежащим на убранном ложе ему будет труднее: чтобы добраться до него, придётся залезть в свою могилу.
Представьте чистоту
Однако Бог создал воображение для большего, чем лишь грозные предупреждения. Во время искушения верные образы не только разрушат кажущуюся красоту похоти; они заглянут дальше очевидной необходимости послушания. Они покажут чистоту.
Отец располагает рядом два противоположных образа:
“Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?” (Притчи 5:18-20)
Противоядием от греховного опьянения является не простая трезвость, а праведное опьянение. Боритесь с воображением им же – женатые начните со своей супруги. Представьте себе красоту вашего брачного ложа. Вспомните “жену юности твоей”, чьи губы источают мёд, который никогда не портится, чьи руки не скрывают меча, чьё лицо становится тем милее, чем дольше ты смотришь верными глазами. И делайте это “во всякое время” и “постоянно”. Наполняйте театр своего разума близостью, охраняемой клятвами.
Но не все, и даже не большинство из тех, кто борется с похотью, женаты. Однако, Притчи показывают ещё более действенное средство сохранить чистоту даже и для тех, кто состоит в браке.
Представьте Его
Рядом с “женой юности твоей” отец снова и снова советует сыну представить себе другую фигуру – лучшую, чем супруга, более желанную, чем супружеская любовь: мудрость, а за ней – Бога, которого она нам открывает.
Путь богобоязненной мудрости, даже безбрачной богобоязненной мудрости, “…дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею” (Притчи 3:15). Она указывает ровный, безопасный путь, даёт сладкий сон (Притчи 3:23-24). Воистину, “пути ее – пути приятные, и все стези ее – мирные” (Притчи 3:17). Какую бы дорогу мудрость ни простёрла перед тобой, какой бы трудной она ни казалась, она будет для вас приятной и мирной, как законный райский плод, как тихие ручьи в стране живых.
Потому что все пути мудрости ведут нас к Богу, Который и распростёр их перед нами, – и более того, Сам прошел по ним, Чистый, Радующийся и неизмеримо Лучший, чем что-либо запретное. Он наша слава и ликование, наше достоинство и наслаждение. Лишь Его образ предназначен заполнить театр нашего разума. Общение с Ним – сильнейшее поражение для похоти, величайшая награда для чистоты. Он – Иисус.
“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Матфея 5:8). Представьте это. Представьте Его.
Автор — Скотт Хаббард / © 2023 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Илья Дубинин для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!