Развод и повторный брак остаются одними из самых сложных и деликатных тем в Церкви на сегодняшний день. В то время как современная культура становится все более снисходительной в отношении расторжения брака, Писание высоко оценивает брачный завет.
Мы привыкли рассматривать брак как нечто свободное. Мы получаем подобные послания от общественных деятелей, таких как популярные актёры и актрисы, знаменитости и даже политики. Однако учение Иисуса в Евангелии от Луки 16:18 содержит отрезвляющее предупреждение:
«Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведённой с мужем, прелюбодействует».
Эти слова подчёркивают неизменность брака и обличают широко распространённое неверное толкование закона Божьего фарисеями. Чтобы полностью понять, что говорит Писание о разводе и повторном браке, мы должны изучить исторический контекст, библейскую основу и теологический подтекст слов Иисуса.
Фарисейское искажение в понимании разводов и повторных браков
Во время служения Иисуса фарисеи зарекомендовали себя как толкователи и исполнители Закона Моисея. Однако они часто искажали закон в угоду своим собственным желаниям. Фарисеи во многих отношениях пересмотрели закон Божий, чтобы изменить его по своему образу и подобию. Вопрос о разводе не был исключением. Они придерживались чрезмерно либеральных взглядов, которые позволяли мужчинам разводиться со своими жёнами практически по любой причине. Их неверное толкование было основано на искажённом прочтении Второзакония 24:1-4, которое они использовали для оправдания лёгкого развода.
Основные споры среди еврейских учёных развернулись вокруг фразы «нечто непристойное (неподобающее)» (эрват давар) во Второзаконии 24:1. Две известные раввинские школы, школа Шаммая и школа Гиллеля, по-разному интерпретировали её:
- Школа Шаммая придерживалась строгих взглядов, разрешая развод только в случаях сексуальной распущенности.
- Школа Гиллеля придерживалась более либеральной позиции, разрешая развод практически по любой причине, включая такие тривиальные причины, как подгорание пищи, которую готовит жена, или потеря привлекательности супруги.
Эти дебаты легли в основу вопроса фарисеев Иисусу в Евангелии от Матфея 19:3, где они спросили: «По всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?» В Евангелии от Матфея 19 фарисеи пытались заманить Иисуса в ловушку. Они хотели, чтобы Он либо учил вопреки Закону Моисея, либо придерживался его до такой степени, что Ирод поступил бы с Иисусом так же, как он поступил с Иоанном Крестителем. Иисус обратился к ним с вопросом о том, «не читали ли они», подразумевая, что они, очевидно, читали рабби Гиллеля, а не закон Божий!
Изначальный Божий замысел о браке
Брак является основой Божьего порядка творения. В Книге Бытия 2:24 мы видим первый божественный институт брака:
«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
С самого начала брак был задуман как постоянный союз, основанный на завете. Этот завет отражает верность и любовь самого Бога, особенно в том, что касается взаимоотношений Христа с Церковью (Ефесянам 5:31-32). Иисус подтверждает это божественное установление в Евангелии от Матфея 19:4-6, заявляя: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Это утверждение прямо противоречит подходу фарисеев к разводу и подчёркивает серьёзность расторжения брачных уз.
Библейские условия для развода
Хотя Божьим идеалом является брак на всю жизнь, Писание прямо указывает на два основания для развода: сексуальную распущенность и преднамеренное оставление верующего супруга неверующим.
Развод из-за сексуальной распущенности
В Евангелии от Матфея 19:9 Иисус ясно и недвусмысленно указывает на исключение для развода: «Кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует». Греческое слово, обозначающее сексуальную распущенность здесь — порнейа, широкий термин, охватывающий различные формы сексуального греха, включая прелюбодеяние, блуд и другие нарушения супружеской верности.
Фарисеи неверно истолковали Второзаконие 24:1 как оправдание развода без виноватых, но Иисус разъясняет, что законным основанием для развода является только серьёзная супружеская неверность. Однако даже в таких случаях развод был разрешён, но не предписан. Прежде чем решиться на развод, всегда следует стремиться к примирению, если это возможно.
Развод по причине оставления
Апостол Павел приводит ещё одно законное основание для развода в 1-м послании к Коринфянам 7:15: «Если же неверующий супруг хочет развестись, пусть поступает так. В таких случаях ни брат, ни сестра не находятся в рабстве — Бог призвал вас жить в мире» (ЕНЗ). Это относится к неверующему партнеру, которая решает расстаться с верующим партнёром. В таких случаях Павел утверждает, что верующий супруг больше не связан узами брака. В таких случаях оставленный супруг волен вступить в повторный брак. Это подтверждается формулировками, которые Павел использует в тексте и которые предполагают, что невиновная сторона не находится в «рабстве» у супруга, который её бросил.
Во многих отношениях это служит защитой от жестокого обращения со стороны партнёра, который после развода может удерживать своего супруга в рамках супружеских обязательств, обращаясь с ним как с собственностью, которой можно пользоваться, а не как с супругом по брачному завету. Аналогичным образом, текст Второзакония защищал женщин от такого рода злоупотреблений в Ветхом Завете, когда мужчины-израильтяне бросали своих жён и брали себе женщин-язычниц, оставляя своих жён уязвимыми и не имеющими юридического подтверждения того, что их брак был расторгнут. Подача заявления о разводе была средством защиты.
Повторный брак после развода
Часто один из наиболее спорных вопросов, требующих согласования, касается повторного брака. Может ли человек вступить в повторный брак, если он был разведён? Если человек был разведён на библейских основаниях, разрешён ли повторный брак? Это всегда следует рассматривать в каждом конкретном случае через призму Священного Писания. В некоторых случаях может быть так, что человек совершил греховный развод, и ему следует рекомендовать оставаться холостым. В других случаях христианину могут ответить, что повторный брак возможен, как вариант.
Большинство реформатских теологов утверждают, что повторный брак разрешён для невиновной стороны. Теодор Беза, преемник Жана Кальвина, утверждает:
«Мы не допускаем разводов, за исключением двух причин, а именно: супружеской измены и злонамеренного оставления. И то, и другое приводит к расторжению брачных уз. И когда это происходит, мы говорим, что для невиновной стороны законно вступить в повторный брак». [1]
Аналогичным образом Уильям Перкинс пишет следующее, находясь в длинном ряду реформаторов и их позиции по вопросу развода и повторного вступления в брак:
«В случае супружеской измены брачные узы расторгаются, и невиновная сторона имеет право вступить в повторный брак». [2]
Таким образом, если человек был разведён по причине сексуальной распущенности или оставления, повторный брак является законным вариантом для невиновной стороны. Учитывая высокую оценку брака в Писании, церковь несёт ответственность за поддержание святости брака. Церковь также несёт ответственность за служение тем, кто пострадал в результате развода.
1. Подотчётность и дисциплина Церкви
Брак — это завет перед Богом, и церкви должны активно участвовать в его жизни. Если кто-то и должен отстаивать святость брака, то это должна быть церковь Иисуса Христа. Члены поместной церкви не должны рассматривать брак как частное решение или семейное дело, не связанное с поместной церковью. Другими словами, поместная церковь должна принимать гораздо большее участие в жизни браков, чем просто быть гостями на торжестве.
- Следует проводить добрачное консультирование, чтобы предотвратить поспешные или неразумные браки и подготовить пары к вступлению в супружеские отношения.
- Церковная дисциплина должна применяться в случаях совершения греха и небиблейского развода.
- Поощрение примирения должно быть общим советом с самого начала, когда грех угрожает браку.
- Забота об успешности брачных отношений должна быть целью регулярного пастырского служения в поместной церкви.
2. Благодать для разведённых
Для тех, кто развёлся греховно, Божья благодать изобилует. Евангелие уверяет нас, что ни один грех не находится вне досягаемости искупления Христа.
- 1 Иоанна 1:9 — «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
- Римлянам 8:1 — «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».
Развод не является непростительным грехом. Те, кто раскаивается и ищет Христовой благодати, обретут восстановление и обновление. Поместная церковь не должна рассматривать членов церкви, которые развелись, как заклеймённых «алой буквой „Р“» и к которым относятся как к второсортным церковным членам. Более того, христиане, которые приходят к выводу, что их развод и последующий повторный брак были небиблейскими, не должны поддаваться ложному представлению о том, что они всю жизнь совершают постоянные прелюбодеяния. Их следует поощрять к тому, чтобы они устремились ко кресту, где смогут получить прощение и уверенность в завершённой работе Иисуса! Об этой истине напоминает нам гимн Горацио Спаффорда «На душе у меня хорошо»:
«Мой грех, — о, блаженство этой великолепной мысли! —
мой грех, — не частично, а целиком, —
пригвождён ко кресту, и я больше не несу его;
хвали Господа, хвали Господа, о, душа моя!»
Брак — это установленный Богом завет, который отражает любовь Христа к Его Церкви. Хотя развод допускается в определённых обстоятельствах, к нему никогда не следует относиться легкомысленно. Как Церковь, мы должны поддерживать святость брака, в тоже время оказывая благодать и поддержку тем, кто пережил его расторжение.
В конечном счёте, Христос — истинный и верный Жених, чья любовь и преданность Своему народу неизменны. Давайте же мы, как Его последователи, постараемся проявить такую же верность в наших собственных браках во славу нашего великого Бога.
Ссылки:
- Теодор Беза, «Исповедание христианской веры», 167.
- Уильям Перкинс, «Христианская экономика», 78.
Автор — Джош Бьюис / christianpost.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 01.01. Спасибо!
Лиш не врахований момент, що не віруючому дуже зручно жити з віруючою дружиною, він може жити як він хоче, а доказів про не вірність в дружини може не бути. А вона має підкорятись йому і бути слухняною і все життя жити без уваги і любові, терпіти приниження і не мати права на розлучення, бо немає доказів блуда. І потім ще й не мати права вийти заміж, бо в якийсь момент вирішує не терпіти, а піти. Піти вона може в тому випадку, якщо живе в його домі, хоча по факту теж не має права лишити чоловіка. А якщо він живе в її домі і не хоче йти і не хоче подавати на розлучення, а жити так як йому зручно, маючи покірну прислугу і постійний секс. Хтось взагалі думав, про те що не віруючим просто зручно з віруючими і вони нас використовують, бо ми не можемо переступати свої моральні цінності, а їм байдуже на цінності.
P.S. а ще після всього її цькують у церкві і дисциплінарно карають. Де в цей час місце Любові Божій? Хоча я і так знаю вашу відповідь)))