У меня диагностировали четвёртую стадию рака, и прогнозы мои мрачны. Это страшная ситуация, и мне не хочется её приукрашивать. Рак ужасен.
В соответствии с тем, что мне нередко доводилось слышать от людей, находящихся в подобных обстоятельствах, кое-кто мог бы заявить, что рак «заставил меня пройти через ад». Отнюдь не с тем чтобы задеть этих сочувствующих друзей, я всё же хочу прояснить ситуацию.
Да, я пишу эти строки из своего рода огненной печи. Но нет, я не «прохожу через ад».
Серьёзные слова – серьёзная реальность
Я достаточно стар, чтобы помнить, как бездумно брошенные слова: «проклятие» или «чёрт» почти повсеместно осуждались богобоязненными верующими. Но сегодня от христиан, – даже и таких, которые искренно верят тому, что об аде и проклятии говорит Библия, — часто можно услышать проклятия в адрес неприятностей, обстоятельств, вещей или людей, или небрежные упоминания ада в мимолётных беседах.
Но если, как я убеждён, осуждение на адские муки есть изгнание в место нескончаемого Божественного наказания, далёкое от Его благосклонного присутствия, то я посоветовал бы ни в коем случае не относиться к этому легкомысленно.
Рискуя показаться странноватым старым придирой, я всё же желал бы, чтобы мы, христиане, пересмотрели своё безрассудное использование слова «ад» (и соответствующего ему понятия «проклятие»). Из всех известных людям слов эти два наиболее ужасны. Они говорят о двух наиболее ужасных кошмарах, какие только может пережить человек. Это слова буквального (и окончательного) проклятия, ибо адский огонь и осуждение являются прерогативой Бога, в том числе и Его вечное и обоснованное проклятие, обращённое на сатану, его ангелов и всех, отвергающих истину в этой жизни (Мф. 25:41; Рим. 2:6-9; Гал. 3:10; Откр. 20:7-15).
И тем не менее, от христиан можно услышать (и довольно часто) подобные выражения: «это был ад», «я прохожу через ад», «это ад на земле», «все силы ада вырвались на свободу», «жарко, как в аду» и «какого чёрта?!» Кроме того, что эти богохульные высказывания вопиющим образом искажают истину, они ещё и преуменьшают пугающую опасность, которую следовало бы ощутить всем нам при мысли о реальности, которая стоит за этими словами. Я озабочен не тем, чтобы наложить юридический запрет на определённые слова, но тем, чтобы возродить их настоящее, правильное употребление и вернуть Божий страх и трепет при мысли о том, что они обозначают. Серьёзные слова, описывающие серьёзную реальность, должны и употребляться серьёзно.
«Ада на земле» не бывает
С тех пор, как всё, что им нравится, люди стали называть «потрясающим» (в оригинале – «awesome» – «внушающий благоговейный трепет»), мы забыли, что в действительности означает это слово. Бездумное употребление изменило то, как люди понимали слово (и переживания, стоящие за ним), низведя его значение от «внушающего трепет и изумление» к «тому, что мне понравилось». Переход серьёзного слова в повседневное употребление привёл к тому, что серьёзные переживания (трепет и изумление) стали трактоваться как нечто обыденное. Если молочный коктейль может быть потрясающим, и потрясающей может быть сильнейшая гроза, то что вообще означает это слово «потрясающий»? То, как мы употребляем слова, имеет большое значение.
По определённым причинам, мы никогда не услышим от кого-то: «я прохожу через Освенцим», или: «все силы Бухенвальда вырвались на свободу», или: «на улице жарко, как в нацистской печи». Реалии, стоящие за этими словами, слишком реальны и слишком ужасны, чтобы вызывать их к жизни при обозначении не столь суровых переживаний. Подобным же образом, хотя кто-то на этой земле и может терпеть невероятные ужасы, но это не ад. Страдания в этой жизни реальны и зачастую ужасающи. Но, принимая во внимание то, что Бог говорит об аде, да будет мне позволено предположить, что, как бы плохо нам подчас ни было в этой жизни, ничего похожего на «ад на земле» ни вы, ни я не проходим. В сравнении с адом, наихудшие моменты земной жизни, — в том числе, и моя четвёртая, очевидно, терминальная, стадия рака, — лишь мимолётные скорби.
Да, прямо сейчас я переношу тяжёлый недуг. Да, я знаю, какой мучительной может казаться жизнь. Да, мы с Гейлин пролили много горьких слёз. Да, мы претерпевали страшные времена и понимаем, почему люди, не знающие о том, что Библия говорит о настоящем аде, могут задаваться вопросом, не это ли самое они переживают уже в земной жизни.
Но я предпочитаю сохранять мрачное и ужасающее значение этого слова, решительно заявляя, что, хоть я и познал страдание и скорбь, но через ад я ни в коей мере не прохожу. Я не прохожу через него сейчас. И никогда я через него не пройду. И, хотя я совершенно уверен, что в предстоящие несколько лет моя жизнь станет ещё труднее (если только Бог не исцелит меня), но эти всё возрастающие трудности будут лишь подтверждать, что я могу чувствовать себя проклятым, не будучи проклятым на самом деле. Мой рак может стать очень, очень, очень скверным, но, независимо от того, насколько скверным он станет, он всё же не будет так плох, как ад или вечное осуждение.
Преувеличивая наши страдания, мы преуменьшаем Его страдания
Есть лишь Один, Кто может по-настоящему сказать: «Я прошёл через ад на земле». Его имя – Иисус, вечный Сын Бога, ставший Человеком именно для этой цели. Он добровольно принял решение быть «поражаемым Богом», «изъязвленным за наши грехи» (Ис. 53:4-5) и понести Божье проклятие, повиснув на древе, чтобы примирить нас с Богом (Втор. 21:22-23; Гал. 3:13-14; Рим. 5:6-10; 1 Пет. 2:24).
Современные христиане, такие как мы, живущие в абсолютно мирском обществе, могут непреднамеренно хулить искупительную жертву нашего драгоценного Спасителя, легкомысленно говоря о наших жизненных горестях так, как если бы это было то же самое, что претерпел Он, — или хотя бы близко к тому. Мы должны быть осторожны, чтобы, преувеличивая собственные страдания, не преуменьшить Его мук.
Я рекомендовал бы, чтобы, из почтительности к нашему Господу, мы думали (и говорили) об аде и вечном осуждении, с одной стороны, с тихими скорбью и страхом, а с другой, с любовью, исполненной благодарных слёз и осознающей свой долг перед Ним. Потому что Иисус взял на Себя наш ад как раз для того, чтобы нам никогда не пришлось этого делать. Он был проклят, чтобы не были прокляты мы.
Каким бы ужасающим ни был мой рак, я не прохожу через ад. И, благодаря Иисусу, никогда не пройду.
Автор — Тим Шори / thegospelcoalition.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!