Мы с женой недавно вернулись из настоящего музыкального тура по городам Северной Америке. И, как всегда мы в туре делаем, мы устраивали в каждом городе званный обед и время для дискуссий с местными пасторами, лидерами прославления и церковными музыкантами.
На каждой такой встрече я предлагал пришедшим дать ответ на вопрос: «Какие вопросы вы задаете на утро в понедельник, когда устраиваете разбор воскресного богослужения?» Обычно рассуждения строились вокруг качества мероприятия, стиля, управления людьми, удовлетворенности пастора и своевременного завершения богослужения. Ни разу никто не задал вопрос: «А люди пели?»
Интересно, что в наше время бесчисленных конференций прославления, тематических статей и даже семинарских программ по воспитанию лидеров прославления, тема общего пения так редко появляется на горизонте. Но даже если бы мы обсуждали участие людей в общем пении, знали бы мы, какую цель ставим от воскресенья к воскресенью?
У меня нет достаточной квалификации для полноценного богословского научного труда на эту тему. Общее пение – это действо святое, и, тщательно обдумывая все возникающие в моей голове мысли, я вспоминаю слова своего старого пастора Алистара Бегга, который говорил, что во время поклонения в песне мы должны быть духовно живыми (ведь мертвые петь не могут), черпать духовную помощь (через содействие Святого Духа) и быть духовно активными (посвящая каждый свой день Господу).
Я готов предложить несколько практических советов для «усиления» церковного пения. В них учтены как наш обширный опыт музыкантов, так и многочисленные наблюдения, сделанные во время наших туров.
1. Начните с пасторов
Посмотрите на общину, в которой не поют во время общего пения, и вы увидите, что старший пастор в церкви тоже в равной степени не участвует в общем пении. В конечном счете, в вопросе общего поклонения все упирается в пастора.
Каждый пастор должен быть глубоко вовлечен в тот язык, который вкладывается в уста всего собрания, потому что это общее пение сильно влияет на образ их мыслей, чувства, молитвы и жизнь. Собрание общины следует воспринимать, как собрание приглашенных на пир у престола Царя, поэтому не надо кормить их всяким фастфудом. Клайв Льюис утверждал в своей книге «Размышления о Псалмах», что пение – это венец нашей веры: «Нам нравится прославлять то, что нам нравится, потому что прославление – это не только выражение нашего удовольствия, прославление – это вишенка на торте удовольствия, его логическое завершение». Поэтому неудивительно, что многие знаменитые пасторы – Мартин Лютер, Чарльз Сперджен, Д.Ч. Райл и Филипп Шааф – создали свои сборники гимнов в дополнение к своим проповедям и учению. Некоторые же лидеры, такие как Горацио Бонар, Ричард Бакстер и Джон Кальвин, даже сами написали несколько гимнов.
Обязанность пастора не только в подготовке к общему пению, но и в личном участии и собственном примере для демонстрации важности общего пения для всех. Нам всем нужны пасторы, которые постоянно демонстрируют любовь к общему пению, к музыкантам, благодаря которым это общее пение проводится. А еще пасторы сами должны во всем этом искренне участвовать.
Пасторы, возьмите на себя обязанность участвовать в этом акте поклонения, что мы в церквях называем общим пением. Лидеры прославления, молитесь за своих пасторов, и развивайте с ними отношения. Самые влиятельные лидеры прославления, как правило, те, у кого есть близкие отношения с пасторами.
2. Пойте действительно хорошие песни
Если общее пение – это священное действо, если мы – то, что мы моем, нам нельзя лениться при выборе песен. Надо выбирать лучшие песни – те, которые искусно превозносят Христа, с глубокими, значимыми текстами и мелодиями, которые невозможно не петь. Лучше иметь маленький репертуар отличных песен (которые вы можете хорошо спеть), чем целый каталог песен, которые вы поете по какой-нибудь сентиментальной причине или в погоне за «свежими веяниями» современного прославления.
Создание песен или выбор репертуара – это не упражнение на «лирическую пропаганду» или маркетинговые таланты. Мало лишь уложить богословскую истину на какую-нибудь мелодию. Это ведь форма искусства, которая затрагивает наши эмоции и интеллект самым сверхъестественным образом. Ресторанный шеф выбирает такие ингредиенты для блюда, которые способны насытить, обладают определенным вкусом и ароматом. Так же и выбор песен должен производить в нас эффект на многих уровнях чувств и мыслей.
Хорошие песни способны выдержать проверку временем. Их нам передали наши отцы, а наша задача – передать эти песни нашим детям. Соберите вместе христиан из разных общин, им не составит труда всем вместе спеть «О, благодать». Нам нравится петь хорошие песни вместе, как нам нравится стоять и восхищаться великим полотном художника.
Новые песни тоже могут быть хорошими – они вдыхают свежий воздух в наше общее пение и помогают соединить древние истины с современными звуками. Они тоже нужны, хотя их труднее найти.
Совсем недавно я пригласил на христианское мероприятие двух своих неверующих друзей. На сцене стоял артист, чьи тексты были неплохи, но мелодии – просто ужасны. Я спросил своих друзей, что они думают о концерте. «Кажется, они не очень серьезно относятся к тому, что делают», – сказал мне один из моих друзей. Я-то знаю точно, что это совсем не так. Но искусство – это отражение жизни, а плохие песни показывают настоящих, серьезных верующих не с лучшей стороны.
3. Развивайте в лидерах прославления способность выше ставить приоритет общины
И тот, кто ведет прославление, и музыкальная команда, и те, кто следует за ними в собрании – нам всем нужно научиться брать на себя ответственность перед Богом петь вместе. В Писание повеление петь дается Божьему народу более 400 раз. В послании к Ефесянам 5:19 есть призыв к верующим «назидать самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными». Каждую неделю мы духовно обновляемся, исправляемся и освящаемся с помощью общего пения Господу и друг другу, как тело Христово.
Грустно, но у многих церквей есть новые здания и прогрессивные пасторы, а вот невыразительное общее пение значительно их ослабляет. Это ужасное свидетельство для внешних, которые видят, как верующим совсем не интересно петь Своему Создателю и Искупителю.
В числе наших общих проблем – чересчур буйный барабанщик, сексапильные бек-вокалистки, «скандальная хористка» или перебор с шоу-направленностью. Все они могут быть исправлены, если мы будем учить и увещевать участников музыкального прославления использовать свои богатые и яркие дары на поддержку общины. Каждый певец, каждый музыкант, каждый участник хора должен осознавать, что призван побуждать собрание к общему пению.
4. Служите общине через музыкальное мастерство
В Писании часто звучат слова о том, чтобы наша музыка была и хорошей, и мастерски исполненной. Например в 32-м Псалме мы видим призыв петь не только «с восклицанием», но и «стройно». Это очень хорошо сочетается с призывами верующим служить и работать с полной отдачей, «как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23). Музыка не обязана быть определенного стиля или сложности, но мы должны серьезно воспринимать свое участие в этом священном служении. Для этого требуются люди подготовленные. Как в любом творческом деле (проповеди, материнстве или бизнесе), нужно постоянно искать свежий подход, быть интересными и актуальными для общины. Слушайте новую музыку, аранжировки и звуки. Изучайте наследие литургии для понимания процесса упорядочивания репертуара. Не замыкайтесь только в себе, знакомьтесь со служителями из других церквей и деноминаций, чтобы обмениваться ценным опытом.
Когда пишется музыка для фильмов, композитор и музыканты максимально используют свои способности, чтобы помочь рассказать историю. Подобным же образом должны стараться совершать свое служение и музыканты в церкви – все для служения общине. Нет никакой дихотомии между музыкальным совершенством и общим пением, если это совершенство существует для служения общине.
5. Намеренно используйте репертуар общего пения
Когда есть прогресс в указанных выше пунктах, можно подумать и о том, что петь и когда. Не надо в ротации церковных песен, используемых в богослужении, пользоваться режимом, схожим с «произвольным произведением в случайном порядке» в ваших аудиоплеерах. Воспользуйтесь предостережением Эрика Александра о том, что общее пение должно начинаться с Бога и Его славы, а не с человека и его нужд. Спросите себя, почему вы поете эту песню, а не другую, и именно сейчас. Удостоверьтесь, что выбор ваш правилен. Черпайте знания из богатого литургического наследия церкви, чтобы понять смысл порядка песен во время богослужения.
Ну, и последнее…
Почему бы в понедельник не начать утро с вопроса: «Пела ли община во время богослужения?» И еще одного: «Как помочь им сделать это лучше в следующий раз?» Начав с этого, мы, возможно, увидим, как другие вопросы начнут рассасываться сами.
автор — Кит Гетти / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 01.01. Спасибо!
Автор поднял очень важный вопрос. Я бы хотел поделится, в чем, на мой взгляд, здесь проблема. Проблема в том, что многие современные христианские песни не созданы для общего пения. Они созданы для самореализации. По иронии автор пишет: «Служите общине через музыкальное мастерство». Так как раз не надо «служить общине через свое музыкальное мастерство». Надо вести общину, чтобы она служила Богу через свое прославление. Второе ошибочное, на мой взгляд, мнение: «Нет никакой дихотомии между музыкальным совершенством и общим пением, если это совершенство существует для служения общине». Я одной сестре, лидеру прославления, сказал: даже я, пусть и без музыкального образование, но с музыкальными способностями, не могу «вытянуть» эти песни. Как вся община будет петь эти песни? Музыкальное служение должно быть не эгоцентрично, а Христоцентрично. Общинное пение — это отдельный музыкальный стиль. Чтобы община пела, надо писать песни в этом стиле.