Пять страхов в старости: Завершение нашего поприща с верой в грядущую благодать

Пять страхов в старости: Завершение нашего поприща с верой в грядущую благодать

Дорогой мой пожилой брат (или сестра) во Христе! Позволь, вооружившись верой в грядущую благодать, поддержать тебя в борьбе со старческими страхами. Есть пять страхов, которые, скорее всего, нам придётся преодолеть вместе. Бог в Своём слове дал нам средство против каждого из них. Эти средства действуют чрез веру, но без неё они тщетны. А в вере они работают – мы победим страх и, не дрожа от него оставшееся на земле время, в свое время придём к Иисусу. Я в этом уверен.

Прежде всего, позволь мне сказать несколько слов о будущей благодати. Христианскую жизнь я хочу уподобить потоку божественной благодати, текущему ко мне из будущего. Я иду этим потоком. Он скользит, водопадом настоящего низвергаясь в водоём прошлого. Водоём всё время растёт, а это значит, что и наша благодарность при взгляде назад должна становиться всё больше и больше. Что же наполняет наши сердца, когда мы смотрим вверх по течению в будущее и оборачиваемся к водоёму в прошлое? Когда мы оглядываемся назад – благодарность, и вера – когда смотрим вперёд. Вот почему я называю это верой в будущую благодать.

Под будущим я имею в виду как время, которое наступит через пять минут, когда вы дочитаете эту статью, так и через 5000 лет. Полный милости дар благодати, как поддерживающей силы Господа, будет пребывать каждое мгновение. Вот и следующие пять минут вы будете сидеть и читать, хранимы и поддерживаемы благодатью. Она нисходит на нас каждое мгновение, и мы призваны уповать на это – верить, что Бог сохранит её для нас навечно.

1. Страх остаться одному

Возможно, вы потеряли супругу или всю жизнь были одиноки. Возможно, одиночество вас устраивает, но перестаёт выглядеть привлекательным с уходом ваших друзей в вечность. Может быть, вы начинаете спрашивать себя: “Будет ли обо мне хоть кто-нибудь помнить?“ Иисус говорит: “се, Я с вами во все дни до скончания века” (Матфея 28:20). Я думаю, что слова “во все дни” даже важнее, чем “до скончания века”. Сказать, что Он будет с нами до конца века – это одно, но совсем другое – когда Он говорит: “Я буду с тобой каждое мгновение твоей жизни”.

Джон Патон был миссионером на территории современного Вануату. Однажды, спасаясь от полутора тысяч аборигенов, пытавшихся его убить, он забрался на дерево. Взирая на них с высоты, он держался обетования из Матфея 28:18,20: “дана Мне всякая власть на небе и на земле… Я с вами во все дни до скончания века”. И вот что он написал об этом позже – потому что выжил:

“Без этого постоянного осознания присутствия и силы моего дорогого Господа и Спасителя ничто во всём мире не уберегло бы меня от потери рассудка и ужасной гибели. Его слова: “Вот, Я с вами во все дни до скончания века” стали для меня, спасающегося на дереве, настолько реальными, что я не изумился бы даже узрев Его, как Стефан. Я чувствовал Его поддерживающую силу... Это спасительная истина, и спустя 20 лет я с радостью вспоминаю черты самого близкого и дорогого образа моего благословенного Господа Иисуса, в сиянии с улыбкой вставшего предо мной мне в те страшные мгновения, когда ружья, дубинки и копья были приготовлены, чтобы лишить меня жизни”. (Джон Г. Патон, 342)

Он будет рядом с тобой. Но я не хочу, чтобы вы решили, что люди не важны в вашей жизни. Бог созидает из нас Церковь. Ваша жизнь не должна проходить в одиночестве, без чьей-либо заботы. Это означало бы крушение христианского сообщества, и допустить такого мы не можем. Поэтому я призываю вас: пока вы способны – оглянитесь вокруг и посмотрите, кто остался один. Пока у вас есть силы – будьте рядом с другими.

2. Страх оказаться бесполезным

Я мужчина, поэтому и размышляю здесь, в основном, о мужчинах. Ральф Винтер сказал: “Мужчины в Америке не умирают от старости. Они умирают на пенсии”. В душе человека заложена потребность приносить пользу. Конечно, это касается и женщин, но сейчас я думаю о мужчинах. Мужчина, который перестаёт чувствовать себя нужным, полезным и результативным, рискует утратить свою личность и смысл существования.

Однажды во время Олимпийских игр 1992 года я проповедовал на тему “олимпийской духовности”, сравнивая игры с тем, как Павел понимал бег, борьбу и сражение. На следующий день мне сообщили, что Элси Вирен, пожилая сестра нашей церкви, умирает в больнице. Я обратился к ней: “Давай, давай – сражайся!” Но понимая, что ей, видимо, уже не подняться, я подумал: “Как же умирающая Элси, которой за девяносто, может сражаться?” Смысл её борьбы в тот момент я описал в статье “Как может бороться Элси?” в “Вифлеемской звезде” (информационный бюллетень нашей церкви).

Ключевыми стихами являются 6 и 7 из 4-й главы 2-го послания Тимофею: “Ибо я уже изливаюсь как приношение” (дословно с ESV) – да, это было так. Она верно служила церкви 62 года. Далее Павел говорит: “И время моего отшествия настало. Я сражался достойно, поприще завершил, веру сохранил” (дословно с ESV). Завершающие слова Павла “Я сохранил веру” раскрывают суть первых двух фраз о борьбе и завершении. Итак, в чём смысл борьбы Элси? Ответ – верить. Верьте Ему. Доверьтесь Ему. Успокаивайтесь в Нём. Не позвольте сатане выиграть эту битву и разрушить вашу веру.

Итак, вера – это средство борьбы со страхом бесполезности. Разве не поразительно, что Павел говорит в Ефесянам 6:8: “[Мы знаем], что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный”? Он говорит: “По мере добра…” Представьте себе самое незначительное и самое незаметное доброе дело, на которое вы способны сегодня. Совсем простой добрый поступок, о котором никто даже не узнает. По завершению этого века вас ждёт награда за каждое доброе дело. Ваши дела нужны. Вы полезны. Самое малое имеет вечное значение.

Или обратимся к Филиппийцам 1:20–21: “при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение”. Павел осознает, что ближайшее будущее сулит ему смерть. Кто-то возразит: “Вы хотите сказать, пастор, что от меня за три дня перед смертью будет польза? Как я могу быть полезен – у меня в горле трубка!”

Павел даёт нам ответ, говоря, что его цель – возвеличить Христа своей смертью. В течение трех следующих дней вы можете умереть либо прославив этим Иисуса, либо – нет. Совершить же это возможно, как сделал Павел – приняв смерть как приобретение.

3. Страх перед скорбью

У всех скорбей и страданий, происходящих по воле Бога, есть последствия как в этой жизни, так и после нашей смерти. Они никогда не бывают бесцельными. Они никогда не происходят помимо милостивого замысла Божьего ради нашего блага. В Послании к Римлянам 5:3–5 описываются последствия скорбей в нашей земной жизни:

“Хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам”.

Наше отношение к страданию, невзгодам и боли должно быть таким: “Эти страдания делают лучше меня, мне и чрез меня. Они играют важнейшую роль в моём становлении”. Вот чему учит этот текст.

Но какой это имеет смысл на пороге смерти, когда измениться человек просто не успеет? Остаются считанные часы. Вы можете подумать: “Я не доживу до завтра, чтобы кто-то увидел меня. Сейчас полдень, а к вечеру меня уже не будет. Я знаю, что страдания в конечном итоге нам во благо, но я не понимаю, в чём смысл оставшихся нескольких часов, потому что после я покину этот мир”.

И вот именно здесь я нахожу бесценную поддержку в стихах Второго послания Коринфянам 4:16–17. Посмотрите, и вы увидите то же, что и я: “Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше (апостол имеет в виду скорби, сопровождающие всю нашу жизнь) производит в безмерном преизбытке вечную славу”. Так и наша последняя скорбь готовит, вызывает, производит нашу “в безмерном преизбытке вечную славу”. Эти последние часы страданий будут очень важны для моего блага за смертной чертой.

Представьте, что я стою у койки больного, который знает, что у него остался один день. И он говорит: “Пастор, мне больно. Очень больно. В чём смысл этой боли?” Я отвечаю: “Божьей благодатью вы можете вытерпеть до конца, не проклиная Его, находя в Нём короткие моменты для покоя. Поэтому следующие двадцать часов внесут огромный, драгоценный вклад в славу, которая ждёт вас за последней чертой. Эти часы не бессмысленны”.

Я твёрдо в это верю. Они не бессмысленны. Да, они не сделают ваш образ здесь сияющим, потому что вы уйдёте. Никто не остаётся сиять на земле. Но как только вы пересечете грань между настоящим и вечностью, Бог особым образом покажет вам, почему эти двадцать часов были тем, чем они были, и что они сделали для вас. Это благая весть.

4. Страх потерять веру

Под потерей веры я имею в виду: “Господи, смогу ли я? Я под ужасным огнём, меня одолевают сомнения и приходят страшные мысли”.

Хочу рассказать об одной из самых замечательных женщин Баптистской церкви “Вифлеем”, которую я встретил, став там пастором. Она была настоящим молитвенным воином, и, по общему мнению, самой благочестивой женщиной нашей церкви. Сейчас она на небесах.

Я был рядом с ней, когда она умирала в больнице. Я вошел в комнату и увидел её дрожащей от страха. От её слов веяло холодом из бездны – взяв меня за руку, она сказала: “Пастор Джон, они приходят и танцуют вокруг моей кровати. Они танцуют и сбрасывают с себя одежду”. Она описывала ужасные вещи. Это было так на неё непохоже. Ее преследовал дьявол. Старую, благочестивую умирающую святую преследовал дьявол. Это был урок для меня, молодого пастора: сражение не заканчивается никогда. Раньше я думал, что, прожив верную и благочестивую жизнь, ты освобождаешься от страшных нападок лукавого. Это неправда.

В такие ужасные моменты я всегда нахожу опору в словах Павла из Послания к Филиппийцам (3:12): “не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус”. Поэтому я имею смелость заявить: “Я хочу быть с Тобой, Иисус. Я хочу преодолеть смерть как верующий, а не отступиться и не отречься Тебя. Я хочу быть с Тобой, и я хочу это совершить”. И Он напоминает мне: “Ты стремишься ко Мне только потому, что Я держу тебя”. Вы хотите быть с Иисусом исключительно потому, что Он держит вас. Другой причины нет. В противном случае вы бы не тянулись к Нему изо всех сил.

В одном из величайших славословий Библии говорится: “Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости, Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки” (Иуды 24–25). Весь этот отрывок основывается на той истине, что Он нас хранит. Один из недавних гимнов поклонения, убедительно противостоящий страху потерять веру – “Он будет держать меня крепко”. “Он будет держать меня крепко, потому что мой Спаситель так любит меня. Он будет держать меня крепко”. Я люблю эту песню.

5. Страх смерти

Кое-что о моей жизни. Я сплю на боку, потому что на спине мне спать нельзя. Лежа на спине, я думаю: “О, это так приятно. Мне бы хотелось заснуть именно так”, но я никогда этого не делаю. В итоге перед тем, как заснуть, я всегда поворачиваюсь на бок и представляю, как Господь говорит мне: “Джон Пайпер, Я определил тебя не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за тебя, чтобы ты, бодрствуешь ли, или спишь, жил вместе с Ним” (1 Фессалоникийцам 5:9–10). Я говорю так почти каждый вечер. Не на гнев! Не для гнева! В жизни моей или смерти.

Мы с Ноэль приобрели участки, чтобы упокоиться рядом с нашей внучкой. В Южную Каролину мы не вернемся. Остаёмся в Миннесоте до конца. Итак, на холме у нас есть участок, мы выбрали несколько камней и библейские стихи для них. И 1 Фессалоникийцам 5:9–10 – это мои стихи.

По Своей милости, Бог взглянул мне в глаза и сказал: “Я определил тебя не на гнев. Этого не произойдет. Никогда. Не для гнева. Гнев, который ты заслужил, вместо тебя претерпел Мой Сын. Поэтому не бойся, если Я возьму твою жизнь сегодня ночью, потому что Мой Сын умер за тебя”. Это помогает мне заснуть.

Конечно, я знаю, что “бодрствуете ли вы или спите” на самом деле значит – живы ли вы или уже почили ко времени второго пришествия. Но это обетование также верно и для обычного сна и бодрствования. Он говорит: “Бодрствуете ли вы или спите (живете или умрете, сейчас или позже), со Мной вы будете жить”. Лишь это мне нужно. Я не могу заснуть, переживая: “Вдруг я умру? Что, если я умру?” Он говорит: “Не бойся. Мы помним об этом. И мы позаботились об этом”.

Чего бы Он не сделал?

В заключение позвольте мне привести вам, по моему мнению, один из самых важных стихов Библии: “Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?” (Римлянам 8:32). Это значит, что если Бог совершил величайшее во вселенной, а именно – предал Своего Сына за нас на истязания и убийство, то чего бы Он не сделал для нас? Это логика, и Он её утверждает. Он сделает всё для твоего блага. Он даст нам всё. Это верно для каждого обетования, которое мы рассмотрели. То, что Бог отдал Христа за нас, делает эти обетования непреложными.

Поэтому верьте Христу. Сегодня вера каждого из нас подвергается испытаниям. Верите ли вы Христу и тому, что Его жертвой все эти обетования исполняются? Вы верите Его слову? Верьте Его обещанию вечно пребывающей для вас благодати. Он всегда будет с вами. Радуйтесь Ему. Пусть эта радость освобождает вас для служения Ему, а не удовлетворения собственных желаний. Прославляйте Его своей радостью о Нём и своим служением другим. И вместе с близкими молитесь друг о друге. Помогайте друг другу достойно пройти жизненный путь и по его завершении – встретить последний час.

Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!