Рассеяние еврейского народа и «Тиккун Олам», восстановление мира

Рассеяние еврейского народа и «Тиккун Олам», восстановление мира

Библейская история для народа Израиля раскачивается в разные времена в двух противоположных направлениях: рассеяние и собирание. Это очень важный аспект еврейской мысли, который нельзя найти в большей части христианской (или светской) литературы.

Еврейский взгляд на «спасение» описан на иврите в терминах «галут» и «геула» — «рассеяние и искупление». Спасение, искупление, собирание в земле Израиля, создание израильского царства и приход Мессии — всё это связано.

В библейской истории есть пять рассеяний и изгнаний:

  1. Египет — временное пребывание в период патриархов;
  2. Ассирия — северные колена во время Езекии;
  3. Вавилон — Иудейское царство во время Иеремии;
  4. Персия — продолжение Вавилонского изгнания;
  5. Рим — главное 2000-летнее изгнание до возникновения современного сионизма.

Одна из причин, по которой важно понимание образа изгнания и возвращения, заключается в том, что Божье Царство является одновременно и израильским, и международным.

Каждое изгнание происходило во время пика развития каждой из перечисленных выше империй. В каждом случае был выбор: позитивное благословение народа или негативный суд, в зависимости от их отношений с израильскими «изгнанниками».

  1. Египет стал величайшей империей мира в время Иосифа (Бытие) и затем был разрушен во время Моисея (Исход).
  2. Ассирия стала величайшей империей мира сразу после их покаяния во время Ионы (Иона 3), а затем была разрушена, когда они напали на Иерусалим (Исаия 37).
  3. Вавилон был величайшей империей мира во время Даниила.
  4. Персия была величайшей империей во время Мордехая и Есфири после того, как чуть не закончила своё существование во время Амана.
  5. Рим контролировал южную Европу, когда там распространялась миссия Павла.

photo — Tony Bowden, Flickr

Это настолько глубокий пророческий образ, что Евангелия утверждают, что Иешуа пришлось пойти в символическое изгнание в Египет, будучи младенцем, и вернуться, чтобы исполнить заветную историю народа Израиля: «...Из Египта воззвал Я Сына Моего» (Мф. 2:14-15; см. Ос. 11:1).

2000-летнее изгнание, продолжающееся до сегодняшнего времени, произошло во время расширения международной «экклесии», когда Евангелие распространялось по всему миру. Восстановление Израиля указывает на заключительные этапы процесса прихода Мессии для установления Царства Божьего на земле.

Между разрушением Иерусалима в 70 году н.э. и Холокостом, величайшей трагедией еврейского народ было изгнание из Испании в 1492 году, в разгар инквизиции. Поскольку Испания была главным центром еврейской жизни и культуры в то время, травма ощущалась в космических масштабах.

В еврейской духовной литературе начался поиск духовного значения изгнания. Как благой и всемогущий Бог, у Которого есть завет с еврейским народом, позволил произойти такой катастрофе? Они начали искать скрытую божественную цель самого изгнания.

Именно в это время, особенно в мистических произведениях Рабби Ицхака Лурии (1534—1572) в Цфате, популярными стали идеи «швират hа-келим» и затем «тиккун hа-олам». Эти понятия можно перевести как «разбиение сосудов» и «восстановление мира».

Хотя эти концепции были написаны без каких-либо ссылок на Новый Завет, есть удивительная параллель со взглядом Петра на «совершение всего» [ἀποκαταστάσεως πάντων / апокатастасэос пантон — восстановления всего] из Деян. 3:21 и взглядом Павла на привитие христиан из всех народов к «маслине» в Рим. 11:17-24. (Мы взяли названия наших служений Tikkun Global из Деян. 3:21 и Revive Israel из Рим. 11:26).

Основополагающее сходство лурианского мистического и новозаветного апостольского взглядов заключается в искупительной цели разорения и рассеяния еврейского народа.

С точки зрения «разбиения сосудов», еврейский народ рассматривается как разбитый глиняный сосуд (см. Иер. 19). В разбитом сосуде был свет, и этот свет рассыпался вместе с осколками сосуда на миллионы маленьких «искр» (сравните с сосудами Гедеона в Суд. 7:16-20 и светом для народов в Ис. 42:6, 49:6).

Для каждой мечты и видения есть смерть и возрождение

Идея была в том, что эти искры потом будут притягивать и собирать другие искры, рассеянные среди народов, и затем частички сосуда будут снова собраны и соединены, вместе со светом, и в ещё большей степени, чем это было раньше.

Это концепция является параллелью к распространению Евангелия среди народов (Деян. 1:8), к мириадам язычников, приходящих к свету спасения, что приведёт к «полноте язычников», и затем «весь Израиль спасётся» (Рим. 11:25-26), что будет включать в себя «богатство миру» и «жизнь из мертвых» (Рим. 11:12,15).

Разорения и катастрофы еврейского народа приведут к спасению и искуплению народов, и затем еврейский народ будет восстановлен. Это мистический взгляд концепции «разбиения сосудов» и «восстановления мира». Этот взгляд в Новом Завете включен в евангельское поручение, единство Церкви, всемирное пробуждение и, в конечном итоге, Второе пришествие Иешуа.

Новый Завет отводит язычникам («этнос» —народам) положительную роль. Они будут распространять послание Мессии и также будут участвовать в спасении еврейского народа посредством возбуждения у них благочестивой «ревности» (Втор. 32:21; Рим. 11:14).

Личный урок

Все эти темы также несут в себе и личный урок. В наших жизнях, семьях, общинах часто бывают периоды разрушения и рассеяния, которые позже приводят к более совершенной и чистой полноте.

За этими бедствиями стоит божественная цель и логика, в которой большее благо станет видимым позже. У каждой мечты и видения есть смерть и возрождение. Да даст нам Бог больше благодати, веры, надежды и настойчивости, чтобы выйти из того, что было сокрыто от нас во времена ужасных и болезненных рассеяний и страданий.

Автор — Ашер Интрейтер / tikkun.tv
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!