Шабат 21 апреля 2012 г. Раввин Борис Грисенко
Я сегодня хотел поговорить о разнице и о сходстве между двумя Исходами: Исходом первым – Исходом Израиля из Египта и Исходом окончательным – Исходом, который совершил Царь Израиля у стен Иерушалаима. Итак, несколько, в первую очередь, отличий, и мы немного затронем сходство между Исходами.
Первое отличие.
Первое отличие между двумя Исходами. Первый Исход из Египта совершило множество людей. Это был не весь Израиль, потому что часть евреев осталась в Египте. Но часть египтян вышло с Израилем. В любом случае, если это было 600 тысяч взрослых мужчин, то представляете себе, сколько было всех? Это первый Исход.
А окончательный Исход, который был совершен около 2 000 лет назад у стен Иерусалима, не совершал ни один нормальный человек. Его совершил Бог, воплотившийся в Человеке Йешуа.
Первое отличие. Сам Исход на первый Песах совершало множество людей – евреев и неевреев, а окончательный Исход совершил Сам Бог, воплощенный в безгрешном Человеке, Сын Божий, Сын Человеческий – Йешуа ha’Машиах, и никто из людей в этом не участвовал.
Второе отличие.
Тогда, 14 и 15 Нисана (тогда он назывался Авив) того года, когда Израиль выходил из Египта, Исход только начинался.
А 14, 15, 16 и 17 Нисана (Авива), когда Исход совершил наш Машиах, сам Исход, суть Исхода была начата и совершена на все 100 процентов.
Третье отличие.
Первая часть Исхода 14 и 15 Нисана (Авива) в Египте была праздником для Божьего народа и явным раскрытием Божьей победы для него. Первый Исход – это было явное Божье торжество, слава Божья, победы Бога Израиля и Его народа и поражение, горе его врагов.
Первая часть Исхода, который совершил наш Господь, была глубоким разочарованием, доходящим до отчаяния тех, кто верил в Него, видимым поражением Бога, как будто произошло поражение Бога и разрушение Его плана, и посрамление Сына Божьего, как будто все, о чем Он пророчествовал и все пророки до Него, потерпели фиаско – как же жить дальше для тех, кто верил в Него? И видимым, явным торжеством врагов и их очевидной победой. Правда большая разница, да?
Четвертое отличие.
Во время первой части Исхода 14 и 15 Нисана были совершены самые явные чудеса и грозные Божьи чудеса, которые были восприняты всеми – именно точно те чудеса, которые пророчествовал Моисей. Все в точности подтвердилось. Народ поверил Моисею, тысячи и тысячи египтян поверили Моисею, и пошли также за ним, весь Египет поверил Моисею вместе с фараоном. И фараон, вместе со всеми египтянами, не просто отпустили Израиль, а умолили их побыстрее убираться.
В то же время 15 Нисана, не говоря о 14 и 16 новозаветнего Исхода, произошли определенные чудеса. Но кому они открыли глаза на то, что Йешуа есть Машиах? Только одному разбойнику и руководителю римского отряда — сотнику. Все те, кто должны были поверить в первую очередь – никто не поверил. Более того, они разуверились.
То есть на самом деле, те чудеса, которые произошли, кого-то удивили, но почти никто не уверовал в Господа. Это разница.
Еще. Также когда Господь воскрес из мертвых, Он не явился всему Израилю, Он не явился миллионам язычникам. Он явился только Своим ученикам, которые были обескуражены, разочарованы, но все-таки продолжали Его любить. Это тоже отличие.
Пятое отличие.
Исход из Египта был физическим. Люди оставляли свои дома, оставляли свою страну, потому что много поколений они жили в ней, Египет был их страной, и не просто перемещались внутри Египта, они уходили за границу той страны, кроме которой они другой не знали. Они жили в этой стране, их отцы жили, прадеды жили, они были пропитаны Египтом, и тут – физический выход! Просто все бросай, и как говорили египтяне: «Быстрей, быстрей, быстрей уходите! Уходите, умоляем вас! Потому что еще вы тут останетесь на одну ночь и всем нам – конец!»
А евреи поняли, и они говорят: «Так, понимаете, мы на вас столько пахали, а вы нам ничего не платили. Мы уйдем, но дайте нам с собой ценные вещи». И Израиль брали с собой все, что хотели, а египтянам просто было нужно, чтобы физически Израиль исчез из египетского поля зрения. У египтян было такое понимание, что чем дольше Израиль будет оставаться, тем египтянам будет все хуже.
Я понимаю, что те египтяне, которые не ушли с евреями, они вроде как и поверили Богу, но поверили как в магию, что «пока среди нас эти евреи – не видать нам добрых дней! Надо быстрее вытолкнуть их из страны!» Примерно как из многих стран Европы евреев выгоняли.
А окончательный Исход у стен Иерусалима – это был духовный Исход. Никто никуда не эмигрировал, никто никуда не уезжал, не улетал, не уплывал. Этот Исход был совершен в духовном мире. Но этот Исход был совершен настолько глубоко и высоко, что пронизал весь духовный мир.
Тот Исход из Египта сыграл огромную роль в истории человечества, но духовный мир не был изменен кардинально. Не произошло огромное чудо великого Исхода, сопровождавшегося огромными видимыми чудесами, но духовный мир принципиально не был изменен.
Здесь последний Исход – внешне ничего не изменилось, а в духовном мире произошел взрыв, и до сих пор сила этого взрыва действует везде. Нет уголка Вселенной, где не действовал бы взрыв Голгофы и взрыв воскрешения из мертвых, совершенный Царем Исхода, Совершителем Исхода и Единственным Тем, Кто был Исходом тогда.
То есть Исход из Египта, можно сказать, был, в первую очередь, горизонтальным. Конечно, там великие духовные вещи происходили, но, в первую очередь, горизонтальным. Исход Царя царей был, в первую очередь, духовным, вертикальным.
Шестое отличие.
Во время первого Исхода Богу поверили в правильной логической последовательности: сначала Моше, потом Аарон, потом старейшины Израиля, затем народ Израиля, затем многие египтяне и затем фараон. Это вообще логично, правда? Это понятно, почему именно так происходило.
Во время Исхода – можно сказать Исхода всех исходов – вопреки любой религиозной логике, вопреки мудрости любых мудрецов, кто уверовал в распятого Царя Израиля первым? Первым уверовал убийца, злодей, разбойник, который за пару часов до этого вместе с другим кощунствовал, хулил Его, злословил и проклинал.
Уверовал ли кто-то из старейшин Израиля, которые смотрели на смерть своего Царя? Они продолжали смеяться. Кто второй уверовал в Него? Сотник – старший палач, приводивший в исполнение неправый приговор.
Уверовал ли окончательно в Него кто-то из Его учеников, из любимых учеников, из тех, которые были с Ним, которые ели с Ним, пили с Ним, видели славу Его – тех троих, которые видели славу на Горе Преображения; тех, которые видели воскрешения из мертвых, любые чудеса; тех, через которых Он Сам действовал, творя любые чудеса; кто-то из них хоть один уверовал? Нет!
Слава Богу за этих драгоценных женщин, которые, в то время, как все ученики были в страхе, не побоялись и пошли к Его могиле – не зная, покарают их за это или нет – отдать последний долг. Они готовы были жизнь отдать за мертвого Учителя, но они не веровали, что Он оживет! Самые родные, самые близкие…
Разве уверовала Его мать, стоя у Креста, что ее Сын, как было предсказано, как Он Сам предсказывал, оживет? Нет! Те, кто знали великие пророчества, великие чудеса, те, кто видели явление Ангела, даже Архангела, провозвестившего о Нем – а как будто закрыто было для них. Те, кто первыми должны были уверовать — не только не уверовали, но разочаровались. Подумайте просто…
Последнее: 26.07. Спасибо!