Где взять глазную мазь от духовной катаракты?
Когда мне было 22, я работал в небольшой компании, где старший продавец однажды похвастался мне, как он обманул покупателей. Я сказал ему, что не согласен с таким подходом, а после этого меня вызвал к себе владелец компании и дал мне мудрый, отеческий совет: «Знаешь, когда я был твоего возраста, тоже видел мир в черно-белых тонах. Но, став старше, я понял что существуют оттенки».
И это было правдой – я был молод, неопытен и наивен во многом. Сейчас мне столько же лет, сколько было владельцу компании в то время. Я лучше понимаю многослойность различных вещей, неоднозначность и сложность жизни. Я могу размышлять о некоторых вещах не так догматично, как раньше.
Но мошенничество не является одним из них.
Опасность затуманенного взгляда
В свои пятьдесят, как и тогда в 22, я ясно понимаю, что объяснение владельца компании об «оттенках» было не проницательностью, а оправдывающей себя и прикрывающейся компромиссом ерундой. У мошенничества нет оттенков, это было простым воровством и обманом. Если бы обманутые клиенты участвовали в том нашем разговоре, то эти «оттенки» оказались бы совершенно черными, а для владельца компании все закончилось бы судебным иском.
Так что же произошло с этим человеком, что с течением времени затуманило его духовный взор? И это не загадка. Мы все знаем ответ. Это был один компромисс, а за ним еще один и еще один, до тех пор, пока нарастающий, накопительный эффект эгоизма и жадности не подорвал его честность. И этот запущенный «остеопороз компромисса» ослабил его «нравственный остов». Он оказался не достаточно мудрым для своего возраста, его нравственные убеждения атрофировались.
Насколько мне известно, владелец той компании не был христианином, поэтому там, скорее всего, имело место ослепление, описанное в 2 Кор.4:4. Но христиане тоже не застрахованы от подобной атрофии. Христос упрекает за это церковь в Лаодикии (Отк.3:14-22). Возможно, нечто похожее случилось и с Димасом (2 Тим.4:10). Мы все знаем людей, которых мы любим, и чье ясное зрение было однажды затуманено подобными «оттенками». Эффекты подобной атрофии мы можем наблюдать и в себе. Такая опасность всегда присутствует.
Рецепт Христа от духовной катаракты
Что нам делать, если мы видим разрушающее влияние компромисса в себе или в жизни наших знакомых? Рецепт Христа болезнен и краток: «будь ревностен и покайся» (Отк.3:19). В такие моменты мы не должны доверять нашим чувствам. Лаодикийские христиане, к которым было обращено это увещевание Христа, не чувствовали ревности. Они были теплыми (Отк.3:15-16). Они были мирскими и самодовольными, не понимали опасности своего состояния. Каков же выход? Согласиться и покаяться.
Суровая простота данного рецепта обнадеживает. Духовный остеопороз может быть обращен вспять, затуманенное зрение может быть исцелено даже быстрее, чем мы думаем. Усыпляющий эффект компромисса может быть рассеян, как человек просыпается ото сна, вдыхая нюхательную соль покаяния.
По мере нашего взросления и понимания сложности жизни данное увещевание помогает нам искоренять незрелое самодовольство и самоуверенность, позволяя сохранять наши фундаментальные убеждения неповрежденными. Процесс взросления оказывает на людей смягчающий эффект в виде терпения, умения спокойно выражать несогласие, не ослабляя при этом нашу духовную мускулатуру. Мы теряем нашу гордость, но не нашу чувствительность или волю.
Истина не выцветает со временем. Но наше духовное зрение может быть затуманено катарактой компромисса. Если мы видим, что это случилось с нами, то у Христа есть для нас хорошая новость: у Него есть глазная мазь, которая может восстановить наше зрение (Отк.3:18), и Он дает ее тем, кто ревностен и раскаивается.
Джон Блум / desiringgod.org / Перевод: А. Макарычев / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!