Пьянство — удивительно заметный грех. Конечно, люди могут пить втайне, но если они выпили и находятся в окружении других людей (особенно тех, кто их хорошо знает), это, как правило, нетрудно заметить. Налитые кровью глаза, раскрасневшееся лицо, неспособность сосредоточиться, невнятная речь, замедленная скорость обработки информации, громкая манера говорить, неуместный смех и сложности с тем, чтобы пройти по прямой линии. В отличие от многих других, грех пьянства слишком очевидный. Очевидный на штанах. А иногда и на человеке рядом с выпивающим.
Первый курс в колледже стал для меня ярким знакомством с пьянством. Однажды ночью особенно опьяневший игрок в регби сорвал со стены общежития питьевой фонтанчик. В другую ночь парень (неосознанно) справил естественные потребности в ящик комода друга. Пьянство — громкий и безобразно уродливый грех. Наверное, каждый из нас может вспомнить (нежелательные) встречи с ним.
Однако, чем больше я размышляю о том, что чрезмерное употребление алкоголя делает с человеком, тем больше задаюсь вопросом, не является ли пьянство чем-то вроде притчи для целого ряда более незаметных злоупотреблений. Что, если Бог позволил игрокам в регби выставить себя на посмешище, чтобы предупредить нас о более респектабельных и распространенных формах пьянства, обо всех социально приемлемых способах, которыми мы пытаемся отвлечься и заглушить себя?
Пять опасностей злоупотребления чем бы то ни было
Давайте вспомним, что алкоголь был изобретен Богом, а не человеком, как дар, а не проклятие — «чтобы веселить сердце человека» (Псалом 103:15). Однако, как и многие другие дары, он может (быстро) превратиться в проклятие, если им наслаждаться небрежно или не сдерживая себя. В предыдущей статье я размышлял о предостережениях мудрого отца своему сыну касательно пьянства в Притчах 23:29-35 (которые я повторю ниже). Однако, продолжая размышлять об этих опасностях на протяжении нескольких месяцев, я задался вопросом, можем ли мы испытывать те же симптомы или последствия в других, более тонких формах греха. Я думаю, что да.
Первая опасность — это растерянность, смятение или затуманивание глаз. «Глаза твои будут видеть странные вещи» (Притчи 23:33). Злоупотребление алкоголем лишает вас способности воспринимать реальную действительность. Вы будете видеть то, чего нет, или то, что есть, но не в том виде, в каком оно есть.
Вторая опасность — это разврат или притупление совести. «Сердце твое заговорит развратное» (Притчи 23:33). Под влиянием чрезмерного количества алкоголя вы будете более склонны к греху, более уязвимы для искушений. Пьянство делает смертельную яму похожей на колодец (стих 27).
Третья опасность — неустойчивость или ненадежность рук. «…ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» (Притчи 23:34). Алкоголь оставляет человека спящим в смертельной опасности, в ситуациях, когда его бдительность действительно важна (например, во время плавания или вождения). Когда он нужен больше всего, он недоступен.
Четвертая опасность — это своего рода паралич или оцепенение души: «И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал» (Притчи 23:35). Чувства пьяного человека настолько притуплены, что он даже не чувствует, когда кто-то его бьет. В духовном плане он онемел от искушения и греха к поклонению и святости. Алкоголь медленно парализует его самые важные способности.
Последняя опасность — тщетность или пустое беспокойное сердце. «Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притчи 23:35). Пьяный человек отчаянно ищет удовлетворения, ищет и ищет, пьет и пьет, но так и не находит дна. Пьянство — это колодец без воды, марафон без финиша.
Нетрудно понять, что чрезмерное употребление алкоголя делает с человеком именно такие вещи. Симптомы слишком явные и разрушительные. Однако, не так уж сложно понять, что другие, более тонкие потворства и поблажки могут сделать то же самое.
Пьянство без алкоголя
Можете ли вы вспомнить что-либо из того, что вы любите делать, что иногда вызывает один из подобных симптомов? Неспособность различать или чувствовать духовную реальность. Повышенная уязвимость перед искушениями. Лень или рассеянность, которые делают вас недоступным в нужный момент. Нечувствительность к духовным вещам. Беспокойное чувство неудовлетворенности или разочарования.
Разве не такой эффект имеет переедание? Лень не делает ли этого с нами? А одержимость спортом, новостями или социальными сетями? Ещё шопинг, постоянная охота за очередной выгодной покупкой? Как насчет просмотра сериалов часами напролет? Разве наши телефоны не обладают такой же отупляющей и отвлекающей силой?
Конечно, в определенное время и в допустимой мере удовольствия, которые мы испытываем в эти моменты, не так уж плохи. Они могут быть благословениями от Господа, как тот же алкоголь, который был дан Богом, чтобы помочь нам наслаждаться им. И тем не менее, они становятся опасными, когда обретают над нами власть.
Почему Бог может позволить алкоголю погубить людей, как это часто бывает? Это трудный и деликатный вопрос, и я не претендую на то, что у меня есть все ответы. Но может быть, Бог предопределил пьянство, по крайней мере, в какой-то степени как своего рода драму, чтобы пробудить нас к осознанию последствий злоупотребления любым из Его даров? Эти другие злоупотребления не так часто проявляются, как пьянство, — они не такие громкие и уродливые, — но могут быть не менее опасны для наших душ.
Апостол Павел обращается к нам с более широким предупреждением: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1-е Коринфянам 6:12). Не только алкоголь, но и всё остальное. Итак, что в вашей жизни может обладать нами или господствовать над нами? Давайте спросим себя по-другому:
- Что подрывает вашу способность отличать правду от лжи и добро от зла, вашу способность правильно и точно видеть мир, себя и Бога?
- Из-за чего вам легче поддаться искушению? Что делает грех более привлекательным для вас?
- Что подрывает вашу способность удовлетворять потребности окружающих, особенно тех, кто от вас зависит?
- Что притупляет ваше внимание к реальности, особенно к духовной реальности — к Богу, к Его Слову, к Его воле для вашей жизни?
- Что постоянно оставляет у вас ощущение пустоты и беспокойства?
Под лучшим влиянием
Затем, определив свои конкретные зоны слабости или искушения (и поделившись ими с братом или сестрой во Христе), вы можете также спросить, что в вас производит обратное действие.
- Что делает духовную реальность более ясной и сфокусированной в вашей жизни? Что делает Христа более реальным, надежным и приносящим удовлетворение?
- Что заставляет искушение казаться жалким, непривлекательным и опасным?
- Что успокаивает вашу душу во время конфликтов и трудностей?
- Что повышает вашу информированность и чувствительность к нуждам окружающих вас людей?
- Что утоляет вашу самую сильную жажду и удовлетворяет ваши самые глубокие желания?
Подобные вопросы можно резюмировать следующим образом:
«Не упивайтесь вином, ибо это распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефесянам 5:18)
Это был еще один момент, когда меня осенило. А что, если Бог допускает жалкие страдания и разрушительность пьянства, хотя бы отчасти, чтобы обратиться к Своим детям и сказать: «Не упивайтесь вином, но исполняйтесь Духом»? Видите ли вы, насколько этот человек пленен алкоголем? Будьте в таком же плену у Бога. Живите так, чтобы кто-то, взглянув на вашу жизнь, мог сказать: «Он был захвачен чем-то — Кем-то. Он больше не принадлежит себе».
Привычки ясности и радости
Если вы хотите начать пить из этих колодцев, чтобы Дух постепенно захватывал вас и преображал, советую прочитать книгу «Привычки благодати». Три основные привычки — Слово Божье, молитва и общение — освободили бесчисленное множество сердец от тьмы (в том числе и моё) и наполнили их светом, жизнью и радостью. И они становятся еще более эффективными, когда мы намеренно наслаждаемся ими вместе с другими верующими.
«Едите ли вы, или пьете, или что делаете, все делайте во славу Божию» (1-е Коринфянам 10:31). Избегайте того, что, подобно пьянству, подрывает работу Духа внутри вас, что притупляет и отвлекает ваше сердце. Периодически проверяйте привычки, которые вы выработали и которые имеете, подумайте, как можно сократить (или исключить) все, что ослабляет вашу душу. А затем устремись всем сердцем, душой, разумом и силой к тому, что увеличивает и совершенствует вашу любовь ко Христу — к тому, что помогает усердно бежать за Ним.
Автор — Маршалл Сигал / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!