Реверс Пятидесятницы

Реверс Пятидесятницы

Всё то, что однажды поднимается, должно потом опуститься.

Кульминацией земного служения Иисуса является Его восхождение: восхождение в Иерусалим, на Голгофу, на крест, из смерти к жизни, на гору Елеонскую и, наконец, на небеса. Но история Евангелия, как объясняет Лука, это только то, что Иисус начал делать и чему начал учить (Деяния 1:1).

Следующая часть Его деятельности на земле, на которой фокусируется Лука в книге Деяний, происходит через Церковь. И она включает в себя спуск.

Пятидесятница и Вавилон

Дарование Духа на Пятидесятницу часто ассоциируется с Вавилоном, и не без оснований. Люди не рассеиваются, Бог сходит и производит чудо языков, люди рассеиваются по миру, и начинается исполнение обетования Аврааму.

В Вавилоне это рассеяние было актом суда в ответ на непослушание, и оно принесло непонимание и раскол. На Пятидесятницу это акт благословения в ответ на послушание, приносящий новое взаимопонимание и единство.

Пятидесятница во многом является реверсом Вавилона.

Пятидесятница и Синай

Тем не менее, Пятидесятница также перекликается с Исходом, а именно со встречей на Синае. Некоторые из этих связей очевидны:

  • Закон был дан Израилю через семь недель после Песаха; Дух был дан Церкви через семь недель после креста.
  • Помазанный лидер взошёл, а Божье присутствие сошло.
  • Есть осязаемые физические знамения: сильный шум с небес, будь то гром и трубы или сильный несущийся ветер, и сошествие Бога в огне.
  • Дан дар, определяющий Божий народ, — сначала закон, а затем Дух.
  • Народ получает звание царей и священников, и устанавливается святилище/храм.
  • Провозглашается проповедь, призывающая к послушанию.
  • Начинается новый завет.

Но также есть более тонкие детали, указывающие на то, что Пятидесятница является в некотором смысле реверсом Синая.

Синай был моментом отступничества народа. Моисей спустился с горы и обнаружил народ, вовлечённый в самое греховное действие за всю их короткую историю — поклонение золотому тельцу и благодарение его за то, что тот вывел их из рабства. Бог осудил их как жестоковыйное поколение. Три тысячи человек были поражены мечом и погибли. С того времени обетование священства получили только левиты, отозвавшиеся на Божий призыв.

С другой стороны, Пятидесятница — это момент благословения народа. Пётр противостоит народу, совершившему самое большое злодеяние в своей истории — распятие своего Мессии. Но его противостояние пронизано милосердием. Он обещает прощение и дар Святого Духа. Вместо того, чтобы осудить их как нечестивое поколение, он предлагает им шанс спастись от нечестивого поколения. Три тысячи были глубоко поражены словом и были спасены. С того времени это обетование предназначено для всех Божьих людей, которые откликнутся на Его призыв.

Однако, когда вы пытаетесь получить своё наследие, вы встречаетесь с противостоянием. И Израиль, и ранняя Церковь, — по мере того, как они начинают повиноваться своему данному Богом поручению «идите по всей стране/земле, ибо Я с вами», — сталкиваются с внешними врагами. Этого и следовало ожидать: сильные мира сего не в восторге от того, что их время истекло. Но в обоих случаях эти внешние враги не являются настоящей проблемой. Синедрион не более способен остановить Петра и Иоанна, чем амаликитяне или хананеи были способны остановить Иисуса Навина и Халева. Мечи и копья, побои и тюремные сроки не могут сравниться с молитвами Божьего народа.

Настоящая проблема, конечно же, исходит изнутри — от блуда, гордости, идолопоклонства, несправедливости. Как победы Израиля были омрачены алчностью Ахана, так и прогресс Церкви был омрачён алчностью Анании и Сапфиры (Иисус Навин 7:1-26; Деяния 5:1-10). Алчность Ахана — это простое воровство, а алчность Анании и Сапфиры — это преувеличение и обман, но корень проблемы тот же. Иисус Навин и Пётр, соответственно, выражают удивление тем, что люди могут грешить подобным образом, учитывая все полученные ими благословения. А затем шок: обе семьи отделяют, осуждают и убивают, чтобы очистить народ и возбудить в нём страх. Как бы ни трудно было читать эти истории, они указывают на реальность того, что именно внутренность (а не внешность) чаши делает её чистой (см. Матфея 23:26).

Пятидесятница и несовершенная торжествующая Церковь

Дарование Духа не решает всех проблем Церкви. Апостольская община всё ещё сталкивается с отступничеством и арестами, разделением и разочарованием. Но если дарование закона сопровождалось судом, то дарование Духа приносит спасение.

Как спустя несколько лет написал Павел: «потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Коринфянам 3:6).

Автор — Эндрю Уилсон / thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!