Народ охотно слушал Иисуса. В Марка 12:37 написано: «И множество народа внимало Ему с восторгом». В другом переводе это место звучит как «И множество народа слушало Его с удовольствием».
Некоторые пастора полагают, что проповедь не удалась, если она понравилась слушателям. Я слышал, как пастора с гордым видом заявляли: «Мы тут не для того, чтобы развлекать». Словарное значение слова «развлекать» — это «привлечь и длительное время удерживать внимание». Не знаю ни одного проповедника, который не стремился бы к этому! Нам не нужно бояться быть интересными. Духовная проповедь совсем не обязательно должна быть сухой.
Занудно проповедовать неверующим просто непростительно! Скудно преподнесённая истина игнорируется. С другой стороны, неверующие готовы слушать всякие глупости, если это интересно.
Не перестаю удивляться, как некоторые учителя Библии могут взять самую захватывающую Книгу в мире и преподнести её так, что только нагоняют на людей смертельную тоску. Я считаю, что скучно преподавать Библию — это грех.
Дело в том, что когда я проповедую неинтересно, то люди не думают, что это я такой скучный. Они думают, что это Бог скучный! Если мы проповедуем занудно, то тем самым клевещем на Божий характер. Проповедь Слова — слишком важное дело, чтобы относиться к нему небрежно.
Иисус захватывал интерес множества людей с помощью таких приёмов, которыми мы с вами тоже можем пользоваться:
Чтобы донести мысль, Он рассказывал истории:
Иисус был мастерским рассказчиком. Он мог сказать: «А не слышали ли вы…» и рассказать притчу, чтобы донести истину. Фактически, Библия показывает, что истории были излюбленным методом Иисуса обращаться к народу. «Все это Иисус рассказывал народу притчами. Он ничего не говорил им прямо, без иносказаний». (Матф.13:34) Проповедники как-то забывают, что Библия сама по себе есть книга историй! Именно так Бог избрал сообщать Своё Слово людям.
Преподавать духовные истины посредством повествований очень полезно: истории удерживают внимание. Телевидение так популярно именно потому, что там постоянно рассказывают истории, будь то драмы или комедии, новости или ток-шоу. Даже рекламные ролики тоже являются историями. Истории вызывают эмоции. Они влияют на нас так, как не в силах повлиять ни наставления, ни утверждения. Если вы хотите менять жизни, то постарайтесь сделать так, чтобы ваше послание влияло, а не информировало. Истории откладываются в памяти. Спустя долгое время после того, как каркас пасторской проповеди выветрится из памяти, живые истории из неё всё ещё будут вспоминаться.
Любопытно и даже немного забавно наблюдать, как быстро аудитория настраивается на нужную волну, как только спикер начинает рассказывать историю, и так же быстро теряет свой интерес, как только история заканчивается!
Иисус использовал простой язык:
Он не пользовался специальным теологическим жаргоном. Он употреблял простые слова, понятные обычным людям. Следует помнить, что Иисус не использовал классический греческий язык, на котором разговаривали учёные. Он говорил на арамейском – простонародном наречии того времени и рассказывал о птицах, цветах, затерявшихся монетах и других обыденных вещах, знакомых каждому.
Иисус возвещал глубочайшие истины простыми словами. Сегодня всё делается наоборот. Излагаются прописные истины, зато очень вычурно. Иногда пастора полагают, что достигли глубин, а на самом деле просто забрели в глухие дебри.
Сегодня некоторые проповедники любят блеснуть умом, используя греческие слова и академические термины в проповеди. Они, хоть и не харизматы, а как-будто говорят на ином языке. Чак Суиндолл однажды сказал мне, что, по его мнению, злоупотребление лингвистическим анализом в проповеди приводит к тому, что падает степень доверия к общепринятым английским текстам перевода Слова. Я с ним согласен.
Однажды Чак и я, вместе с Джеком Хейфордом и Чаком Смитом, проводили в семинарии курс по методике проповеди. Каждый из нас делился тем, как мы готовим и проводим свои проповеди. В конце курса студенты отметили, что все мы, не сговариваясь, подчёркивали одну и ту же мысль: проповедь должна быть простой!
Усложнить Евангелие очень просто, и, естественно, сатане очень хотелось бы, чтобы мы так и делали. Апостол Павел беспокоился, чтобы «ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Коринфянам 11:3).
Чтобы проповедовать глубокие истины просто, нужно немало поразмыслить и подготовиться. Эйнштейн однажды сказал: «Если вы не можете объяснить что-то простыми словами, вы не до конца это понимаете». Вы можете быть человеком выдающегося ума, но если вы не можете чётко и ясно пояснить свои соображения, то ценность их невелика.
Сэддлбек-Велли находится в числе самых образованных городов Америки, но тем не менее я убеждаюсь, что чем проще моя проповедь, тем сильнее Бог её благословляет.
Просто не означает поверхностно. Просто не означает примитивно. Просто – это ясно и понятно.
Словарный запас большинства людей сегодня не превышает 2000 слов, а в ежедневном обиходе используется всего около 900. Если вы хотите обратиться к большинству, говорите просто. Пускай вас не смущают те, кто считает себя интеллектуалами и пытается задавить вас умом. По моему мнению, за заумными словами такие люди пытаются скрыть неуверенность в себе.
Я верю в то, что простая проповедь всегда самая сильная. Когда меня называют простым проповедником, я воспринимаю это как комплимент. Мне нужно не впечатлять слушателей своей эрудицией, а видеть их жизни изменёнными.
Я предпочитаю не усложнять, а учить просто и ясно.
Иисус, а не кто-либо другой, должен быть нашим примером для подражания. Если мы проповедуем, как Он, мы увидим результаты, как у Него.
Читайте также — Часть 1: начните с людей и Часть 2: Фактор применимости
Автор — Рик Уоррен / pastors.com
Перевод — Анна Вельшинская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!