Никогда не было проповедника, более притягательного и интересного, чем Иисус. Почему же не подражать Ему?
Послушать проповеди Иисуса приходило огромное количество людей, и Библия часто упоминает об их положительной реакции на Его учение.
- Матфея 7:28 – «… народ дивился учению Его»
- Матфея 22:23 – «Слыша это, народ поражался его учению»
- Марка 11:18 – «… что весь народ удивлялся учению Его»
- Марка 12:37 – «И множество народа внимало Ему с восторгом»
Всё эти люди никогда не слышали, чтобы к ним обращались так, как это делал Иисус. Манера Его проповеди захватывала их.
Чтобы привлекать внимание неверующих так же, как Иисус, мы должны излагать духовные истины так же, как Он. Я думаю, что именно Иисус, а не кто-либо другой, должен быть нашим примером для подражания, что касается проповеди. К сожалению, на уроках гомилетики (церковно-богословская наука, излагающая правила церковного красноречия или проповедничества – прим. пер.) больше значения придают Аристотелю и греческой риторике, чем тому, как учил Иисус.
В Иоанна 12:49 Иисус признал: «Ибо Я говорю не от Себя, но Отец Мой, Пославший Меня, заповедал Мне, как и что Я должен говорить». Заметьте, что и смысл, и форма изложения были направлены Отцом. Это чрезвычайно важно отметить. Мы часто не придаём значения манере, в которой Иисус проповедовал.
Мы можем столько всего почерпнуть в форме проповеди Иисуса, а не только в её содержании. Итак, хочу вкратце очертить три характерных черты проповеди Иисуса.
Иисус начинал с людских нужд, интересов и боли
Иисус, как правило, развивал тему в ответ на заданный вопрос или насущную потребность кого-то из присутствующих. Он касался наболевшего. Его проповедь была непосредственным ответом на проблему. Он всегда соответствовал моменту и попадал в цель.
Когда Иисус впервые проповедовал в Назарете, Он прочитал из Исайи, чтобы провозгласить ключевую мысль всего Своего служения: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное». (Луки 4:18-19)
Обратите внимание, Он чётко акцентировал на удовлетворении нужд и облегчении страданий. У Иисуса были хорошие новости, и люди хотели их услышать. Его послание имело практическую пользу для их жизни. Его истина «делала их свободными» и приносила всевозможные благословения в их жизни.
Нашим главным посланием к потерянным должна быть хорошая новость. Если это не добрая весть, тогда это не Евангелие. Нам следует научиться возвещать Евангелие так, чтобы это была одновременно и «хорошая» и «новость». Евангелие заключается в том, что для нас сделал Господь и кем мы можем стать во Христе. Личные взаимоотношения со Христом – это ответ на самые сокровенные человеческие нужды. Благая весть даёт потерянным людям то, что они отчаянно ищут: прощение, свободу, уверенность, цель, любовь, принятие, силу. Она улаживает наше прошлое, даёт уверенность в будущем, наполняет смыслом настоящее. У нас есть самые лучшие в мире новости!
Люди всегда стекаются на Хорошие Новости. Сегодня в мире предостаточно плохих новостей. Последнее, что людям бы хотелось услышать – это плохие новости ещё и в церкви. Они ищут надежду и поддержку. Иисус понимал это. Вот почему Он так сострадал людям. Он знал, что люди в своей массе «измотаны и беспомощны, как овцы без пастыря».
Если в начале вашей проповеди вы отвечаете на людские нужды, вы немедленно захватите внимание аудитории. Практически все профессиональные ораторы понимают это и использует этот принцип. Все, кроме пасторов!
Мудрые учителя знают, что нужно заинтересовать учеников, а потом перейти к теме урока. Эффективные менеджеры по продажам знают, что всегда нужно начинать с потребности клиента, а не с продукта. Умные руководители, прежде чем приступить к рабочим вопросам, узнают, что беспокоит их сотрудников. Начинайте с того, что важно для ваших слушателей, и ведите их туда, куда вам нужно их привести.
В любом учебнике по строению мозга вы найдёте информацию о так называемой ретикулярной активирующей системе, находящейся в основании ствола мозга. Бог милостиво поместил эту систему в наш мозг, чтобы нам не нужно было самостоятельно реагировать на миллионы раздражителей, бомбардирующих нас ежедневно. Она непрестанно просеивает и сортирует всё, что мы видим, слышим, воспринимаем, и направляет только малость из этого для обработки в наше сознание. Таким образом, это предохраняет нас от перегрузки. Если бы нам пришлось осознанно реагировать на каждый раздражитель, который улавливают наши органы чувств, мы бы сошли с ума! Наша ретикулярная активирующая система определяет, что же достойно нашего внимания.
Так что же привлекает внимание людей? Три вещи всегда гарантировано проходят через патруль ретикулярной системы: то, что ценно, то, что уникально, и то, что опасно. Тут для проповедника содержится большая подсказка, как учить и проповедовать. Если вы хотите захватить внимание незаинтересованной группы людей, вы должны поместить в своё послание один их этих факторов-магнитов.
Хотя вы и можете привлечь внимание неверующих к Благой Вести, возвещая её в уникальной либо угрожающей манере, всё же больше согласуется с методом Иисуса показать людям, какую же ценность она для них имеет. Иисус учил так, что людям было понятно, какая польза и выгода для них в том, что Он говорит. Он не пытался загнать неверующих в Царство Божие страхом. На самом деле, Его угрозы адресовались только религиозникам! Скажем так, Он утешал сокрушённых и сокрушал чувствующих себя вольготно.
Поскольку проповедники призваны возвещать истину, то мы часто ошибочно полагаем, что неверующие хотят эту истину услышать. Они не хотят! Неверующие не в восторге от правды сегодня. Вообще-то, опросы показывают, что большинство американцев отвергают идею абсолютной истины.
Это и есть причина всех бед в нашем обществе. Люди не ценят правду. Сегодня люди ценят толерантность больше, чем правду. Люди жалуются на преступления, наркотическую зависимость, разводы, другие острые проблемы, но не осознают, что причина лежит в том, что они отвергли истину.
Моральный релятивизм является корнем всех зол в нашем обществе. Но мы сильно ошибаемся, если думаем, что неверующие ринутся в церкви только потому, что мы заявим, что знаем истину!
Скорее всего, их реакция будет такова: «Неужели? Не вы одни». Говорящие истину не привлекут много внимания в обществе, где истину не ценят. Чтобы что-то с этим поделать, некоторые проповедники пытаются буквально «докричаться» до слушателя. Но громкая проповедь не разобьёт эту апатию. Тут нужно быть «мудрыми, как змеи, и простыми, как голуби».
Хотя большинство неверующих и не ищут истины, зато они ищут облегчения. Это даёт нам возможность заинтересовать их в истине. Я обнаружил, что когда я учу истине, которая облегчает их боль или решает проблему, неверующие говорят: «Спасибо! Что ещё правда в этой книге?» Распространение библейских принципов, которые дают решение проблемы, порождает большую заинтересованность в истине.
Иисус это понимал. Очень немногие из тех, что приходили к Иисусу, искали правды. Они желали облегчения. Иисус же удовлетворял эту их нужду, будь то проказа, слепота или скрюченная спина. После того, как их первейшие потребности были удовлетворены, они всегда стремились узнать правду об этом человеке. Он помогал им с тем, с чем они сами не справлялись.
В Ефесянам 4:29 говорится «… [говорите] только то, что помогает людям стать сильнее, чтобы те, кто слышит вас, извлекли для себя доброе». Заметьте, что то, с кем мы говорим, определяет то, что мы говорим (речь не о компромиссе, а о понимании потребностей ваших слушателей). Говорите исходя из того, в чём именно нуждаются слушающие вас. Мы должны говорить только то, что принесёт пользу для тех, к кому мы обращаемся. Если это Божья воля для нашего общения, то это также Божье воля и для наших проповедей.
К сожалению, кажется, что многие пасторы в своих проповедях руководствуются тем, что им хочется сказать, а не тем, что нужно услышать людям.
Единственная причина, по которой многим пасторам так тяжело проповедовать заключается в том, что они задаются неправильной целью. Вместо того, чтобы спрашивать себя «О чём мне проповедовать в это воскресенье?» стоило бы спросить «Кому я буду проповедовать?». Если просто подумать о нуждах присутствующих в аудитории, то это поможет определить Божью волю для проповеди.
Поскольку Бог, в Своём всеведении, уже знает, кто посетит ваше служение в следующее воскресенье, то Ему незачем давать вам абсолютно неподходящее послание для тех, кого Он собирается привести. Ему не нужно, чтобы я проповедовал что-либо бесполезное для тех, кому Он уготовил это услышать. Я верю, что насущные людские потребности являются ключом к тому, что Бог хочет, чтобы я говорил в каждом конкретном случае.
Я говорю сейчас вот о чём: Собрание не определяет, говорить ли вам истину или нет. Истина не обсуждается. Но собрание определяет, какую именно истину вы будете говорить. Для неверующих одни аспекты истины могут подойти больше, чем другие.
Может ли истинное быть неподходящим? Конечно, может!
Если бы вы попали в аварию и истекали кровью в палате скорой помощи, то каково бы вам было, если бы доктор в этот момент рассказывал вам историю изобретения стетоскопа или сообщил, как будет слово «больница» по-гречески? Всё, что он бы вам сказал, было бы правильным, но совершенно неуместным, потому что это не прекращает ваших страданий. Вы бы хотели, чтобы доктор устранил вашу боль.
От ваших слушателей также зависит, с чего вы начнёте. Если вы обращаетесь к людям, далёким от церкви, и вы потратили первую часть послания на исторические зарисовки, то до того момента, как вы дойдёте к персональным вопросам, вы уже потеряете вашу аудиторию. Когда вы обращаетесь к неверующим, начинайте с того, чем обычно заканчиваете проповедь!
Сегодня «проповедь на насущные темы» презирают и критикуют в некоторых кругах, как удешевление Евангелия в угоду потребительству. Я хочу прояснить: начинать послание с удовлетворения людских насущных потребностей это не новомодный подход, придуманный маркетологами в 20 веке! Иисус так проповедовал всегда.
Основание этого лежит в богословском факте, что Бог избирает проявлять Себя человеку в его нужде. Как в Ветхом, так и в Новом Завете достаточно примеров этого.
Даже имена Бога являются откровением того, как Бог отвечает на наши нужды! На протяжении всей истории, когда люди просили Бога назвать Его имя, Он проявлялся таким образом, что это отражало их насущную нужду в каждый конкретный момент:
- Тем, кому нужно было чудо, Бог раскрывал себя как Иегова-Ирэ («Господь усмотрит»)
- Тем, кому было необходимо утешение, Бог раскрывался как Иегова-Шалом («Господь есть Мир» )
- Тем, кто нуждался в избавлении, Бог являлся как Иегова-Цидкейну («Бог-оправдание наше» или «Бог-наша праведность»).
Примеры можно продолжать. Бог – всегда ответ на нашу нужду в той ситуации, в которой мы находимся. Проповедь из насущных потребностей — это теологически обоснованный подход для того, чтобы представить людям Бога.
Проповедь, изменяющая жизнь, каким-то образом замыкает в круг истину Слова Божьего и настоящие потребности человека. Не столь важно, в какой точке этого круга вы начнёте проповедовать, главное — не разрывать эту связь!
Читайте также — Часть 2: Фактор применимости
Рик Уоррен – основатель церкви Saddleback, Калифорния, США, крупнейшей и одной из наиболее влиятельных. Автор книги «Целеустремлённая жизнь» — бестселлера по версии New York Times. Его книга «Целеустремлённая Церковь» была названа в числе 100 христианских книг, повлиявших на ХХ столетие. Основатель глобального интернет-сообщества для пасторов Pastors.com
Автор — Рик Уоррен / pastors.com
Перевод — Анна Вельшинская для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!