Мой сын опять провинился.
День начинался хорошо, но потом начались неприятности. Мальчик с сестрой бегал по коридору, но она бегала недостаточно быстро. Поскольку она бежала перед ним, он решил “поторопить” ее. Она заплакала. Я прикрикнул на него. И отправил в его комнату.
Когда мне стало стыдно, что я в злости накричал на него, я нашел его в комнате, лежащего ничком на кровати и плачущего. “Я плохой, – говорил он. — Я никогда не принимаю правильных решений. Я всегда поступаю неправильно. Она всегда так хорошо относится ко мне, а я всегда делаю ей больно. Но я ничего не могу с собой поделать!”
Не думаю, что эта ситуация уникальна. Самоуничижение моего сына было сильнее, чем это обычно бывает, но Божья благодать хочет много чего сказать нашим детям в такие моменты.
Потеря шанса
Мне нужно было принять решение. Я мог сказать ему, что в следующий раз он может постараться и поступить лучше. Или мог бы поверить, что он на самом деле ничего не может поделать с собой.
Как христиане, мы верим в первородный грех. Наша греховная природа извратила (но не искоренила) образ Божий внутри нас. Мы больше желаем славы себе, чем Богу. Мы больше хотим управлять, чем служить. Мы предпочитаем удовольствие жертве. Мы слушаем себя больше, чем Бога.
В этот момент, как и в другие, подобные этому, я напомнил своему сыну, что он грешник. Он согрешил против своей сестры, толкая ее. Он согрешил против своих родителей, игнорируя предостережение сбавить темп. Он согрешил против Бога, ставя себя на первое место.
Этот случай не был большой трагедией. Он толкнул сестру, но с ней было все в порядке. Не в этом суть. Проблема в том, что это природа греха требует: “Я первый!” И это именно то, что он сделал.
Когда мы поговорили о его грехе, я напомнил ему о Евангелии. Бог послал Своего Сына Иисуса умереть на кресте, чтобы мы получили прощение наших грехов. Мы должны жить по-другому потому, что прощены – не для Божьего одобрения, но из-за Его одобрения. Мы говорим «нет» себе и «да» Богу, потому что Он любит нас и делает похожими на Себя. И когда мы похожи на Христа, мир видит отблеск величия Бога.
Если я отказываюсь говорить своим детям, что они грешники, я теряю шанс доносить им Евангелие благодати.
Прививка от благодати
Одной из наибольших проблем для меня как молодежного пастыря является спасение «церковных» детей. Такое ощущение, что многих привили от Евангелия двумя вещами: их праведностью и знанием Писания. Когда нет необходимости в личной исповеди и покаянии, потому что человек не видит себя как грешника, – Евангелие теряет свою благость и становится всего лишь посланием для других.
Как родители, мы не можем строить на фундаменте, который еще не построен. Когда мы признаем свои грехи перед нашими детьми, мы признаем то, что они уже знают: папа и мама – грешники, которые отчаянно нуждаются в Иисусе. Если мы не хотим быть примером покаяния, мы будем примером самоправедности. Мы будем тонко подчеркивать собственную праведность, не отдавая должное Святому Духу, Который освящает нас.
Когда мы не говорим нашим детям о грехе, мы на самом деле усложняем их путь обращения ко Христу. Без осознания своей вины не может быть признания в грехе или исповедания веры. Но когда мы учим детей, говоря об их грешной природе, они более подготовлены молитвенно обратиться к Господу за силой и помощью в противостоянии искушениям.
Дайте им Добрую весть
Если мы хотим, чтобы наши дети знали Христа и любили Его, нам нужно говорить им правду о них. Они созданы по образу и подобию Божьему, но находятся в плену греха. Помните, что Евангелие – это Добрая весть. Провозглашайте силу Божью для спасения. Покажите надежду, которая приходит через покаяние и веру, как в спасении, так и в освящении.
Когда я разговариваю на эту тему с родителями, даже вполне зрелыми духовно, у меня часто создаётся впечатление, что я говорю радикальные вещи. Я молюсь, чтобы это не было правдой, потому что это должно быть краеугольным камнем воспитания, ориентированного на Евангелие.
Означает ли это, что мы должны указывать детям на каждый совершаемый ими грех с криком “грешник!”? Конечно, нет. Но мы должны молитвенно искать мужества и мудрости, чтобы говорить истину Евангелия в их жизни, когда Бог открывает возможности для этого. Это означает сказать им, что они грешники. Это означает сказать им, как Бог любит грешников. Это означает сказать, как Бог спасает грешников.
Если нет плохих новостей, мы не нуждаемся в хороших. Мы должны сообщать нашим детям и те, и другие.
Автор — Майк МакГарри / thegospelcoalition.org
Перевод — Мария Матвийчук для ieshua.org
Майк МакГарри – молодежный и семейный пастырь в баптистской церкви «Эммануил» в Норфолке, Массачусетс. Состоит в Комитете по управлению духовным ростом, соавтор книги «Молодежное служение, ориентированное на церковь» (Crossway, 2016). У них с женой Трейси двое детей.
Последнее: 26.07. Спасибо!