Как дети раскрывают наших идолов
В моем доме живут пять маленьких пророков, всем им нет еще и тринадцати лет. Они постоянно проповедуют мне своими действиями и словами, обличая мое сердце в наличии того, о чем я даже и не предполагал. И это мои дети. Когда я стал отцом, я думал, что готов разобраться с мотивами их сердец, стоящими за их поведением, но я так и не понял, как они так быстро разобрались с мотивами моего собственного сердца.
Когда они терпят неудачу там, где преуспели мы
Мой друг был потрясающим спортсменом в средней школе и колледже. А его сын даже мяч поймать не может, и моему другу трудно это понять. Почему?
Родители часто ведут себя так, как будто наша роль состоит в том, чтобы превратить своих детей в идеализированную версию молодого себя. Вы были успешны в спорте? — значит и ваши дети должны быть успешны. Вы играли на фортепиано? Прогресс ваших детей будет измеряться в зависимости от того, как хорошо играли на фортепиано вы в их возрасте. Вам легко давалась учеба? – значит и вашим детям она должна легко даваться. Есть любимое увлечение? — и у них оно должно быть.
И если они терпят неудачу, мы часто подталкиваем их еще сильнее к нашей идеализированной версии самих себя. Они должны быть лучше меня в том, в чем я был действительно хорош. Если у нас есть деньги, мы оплачиваем курсы, нанимаем репетиторов и тренеров, чтобы это произошло (что не является неправильным само по себе). Так мы превращаем детей в трофеи. Если они не соответствуют нам или не превосходят нас, мы можем начать скрывать их и оправдываться за их недостатки.
Но что говорит Писание о ваших детях (и о Боге)?
Ты создал все внутренности мои, в материнской утробе соткал меня. Буду славить тебя за то, что я так удивительно сотворен. (Пс. 138:13–14)
Наши дети прекрасно сотворены, чтобы быть такими же, как мы? Бог уникально сотворил носителей Своего образа и одарил их в соответствии со Своим планом, ради Его славы, а не нашей. Мы должны развивать, поощрять и использовать эти дары со смирением (Рим. 12:6–8). Апостол Павел, возможно, сказал бы, что мы не должны заставлять наших детей быть ногой, когда они — рука (1Кор. 12:12). Возможно, нам нужно оставить любовь к себе, которая осуждает наших детей на основании того, в чем мы хороши и что любим.
Когда они копируют наши грехи
Раньше я был склонен врать и воровать. Однажды, уже работая учителем в старших классах, я застал одного ученика за мошенничеством в классе. Разгневался я тогда не на шутку. Я склонен сурово судить других за грехи, которыми сам наиболее порабощен. Когда мои дети пытаются обмануть или взять себе что-то, что им не принадлежит, то во мне поднимается гнев.
Когда они становятся старше, они начинают копировать поведение своих родителей. Дети зачастую повторяют специфические особенности и грехи, которые сводят нас с ума. И какова наша ответная реакция? Гнев и разочарование. Мы спрашиваем себя: Что с ними не так?
А может, скорее это со мной что-то не так? Слова Иисуса продолжают звучать: «Не судите, да не судимы будете. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матфея 7:1–2). Мы можем осуждать современный постмодернистский мир, использующий эту фразу как оборону от любой критики, но Иисус ясно предупреждает нас о том, чтобы мы не были резкими по отношению к другим людям, не рассмотрев тщательно свое собственное поведение (Матфея 7:5).
Когда мы так реагируем на грехи наших детей, особенно на те, которым они, возможно, научились от нас, мы занимаем место Бога, полагая, что их грех в первую очередь направлен против нас, а не против Него. Мы забываем о своей греховной природе и относимся к ним так, как никогда бы не хотели чтобы относились к нам, когда сами оказываемся пойманы во грехе и нуждаемся в помощи.
Павел пишет: «Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такого в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Галатам 6:1). Мы зачастую быстры на строгое наказание, и медлительны на мягкое восстановление. Почему? Потому что мы ненавидим свои собственные недостатки и не хотим, чтобы другие повторяли их. Иногда мы строго наказываем наших детей просто потому, что они борются с тем, что мы больше всего ненавидим в себе — вместо того, чтобы дисциплинировать их так, как Бог дисциплинирует нас, — посредством Евангелия.
Когда они ограничивают нашу свободу
Мы просто хотим побыть часок в тишине, а дети хотят поболтать. Мы хотим поговорить по телефону с другом, но некая магнитная сила притягивает их в комнату. Нам нужно приготовить ужин, а им нужно в это момент бороться на полу перед духовкой. Дети мешают. Мы смеемся над подобными ситуациями, но они лишь проблеск большей проблемы и тенденции.
Даже рождение детей сегодня задерживается по причине личной и профессиональной реализации. Когда дети появляются, вы тоскуете по отпуску, который больше не можете взять. Есть вещи, которые вы хотите (или жаждете) купить, но теперь не можете это сделать. Есть служения, к которым вы хотите присоединиться, но подгузники, разговоры и обучение ваших детей оставляют так мало времени. Итак, вы взываете к Богу, желая делать что-то «более важное», чем воспитание своих детей.
Мы живем в обществе, в котором нарастает враждебность по отношению к детям, прежде всего потому, что мы рассматриваем их как ограничение — и этот взгляд, к сожалению, попал и в церковь. Индустрия абортов, против которой христиане, как правило, больше всего сражаются, — всего лишь одно (вопиющее) доказательство гораздо большего культурного идола: неограниченной свободы. Дети мешают нам делать то, что мы могли бы делать, или быть теми, кем мы могли бы быть, если бы они не ограничивали наши возможности. Мы рассматриваем их как бремя на плечах. Это идол нашего я – идол определения наших графиков и приоритетов, основанных на наших желаниях.
Псалмопевец говорит: «Вот, наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Псалом 126:3). Бог призывает нас умереть для наших понятий «мечты» и «влияния», и рассматривать наших детей не как ограничения, а как данные Богом подарок и ответственность.
Когда они выбирают «не ту» работу
Мой друг работал на стройке. Как-то летом сын богатого христианина решил там тоже поработать. Его отец, приехав туда однажды, повернулся к сыну и сказал: «Я нашел тебе эту работу на лето, чтобы ты понял, что это такое, и никогда не желал делать это всю свою жизнь».
Мы много говорим о прославлении Бога во всем, что мы делаем, вне зависимости от нашей конкретной профессии. Но чувствуете ли вы себя разочарованными выбором работы ваших детей? Возможно, вы направляете их к определенной карьере, когда вдруг они выбирают что-то совершенно другое, и это не соответствует вашим стандартам. Обычная фраза, которую родители говорят ребенку в подобном случае, звучит так: «Бог сотворил тебя для чего-то гораздо большего, чем это» или «Бог сотворил тебя для чего-то лучшего, чем это». Такое настроение раскрывает потенциального (и доминирующего) идола: в глубине души многие из нас боятся того, что люди могут подумать о нас из-за места работы наших детей.
Откуда у нас эта идея о «гораздо большем и лучшем»? Если наши дети имеют явные способности к науке или ведению бизнеса, но выбирают строительство или сельское хозяйство, значит ли это, что они упустили что-то «лучшее» или «большее»? Конечно, вы должны помочь своим детям увидеть, какие способности и таланты Бог им дал, но выбирать работу, основываясь на том, как мир будет смотреть на них и на вас , — это нечто совершенно другое.
Павел учит нас: «И все, что делайте, делайте от души как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу » (Колоссянам 3:23–24). Что бы мы ни делали, мы делаем это как для Господа. Повторите это: всё, что мы делаем. Это место из Писания говорит не просто о плохих начальниках и о работе с радостью, несмотря на то, как они могут относиться к нам. Павел также говорит, что наши дети могут почитать Бога вне зависимости от того, какую работу они выбрали.
Мы должны помочь им бороться с гораздо большей угрозой, чем меньший доход или меньшее признание: с угрозой работать ради «эгоистичных амбиций или тщеславия» (Фил. 2:3). Мы должны помогать им прославлять Бога, независимо от того, что они делают (1 Коринфянам 10:31). Если мы думаем о карьере детей по-мирски, то, скорее всего, мы оцениваем других людей в соответствии с тем, где они работают или сколько зарабатывают. Возможно, мы никогда не признавали этого, но наш ребенок может раскрыть этого нашего идола и мотивы нашего сердца.
Когда они хотят уехать далеко
Исходя из моего опыта, родители-христиане — это величайшее препятствие, с которым сталкивается большинство миссионеров, желающих отправиться в другие страны. Я знаю, это звучит безумно. Но по мере того, как наши дети становятся старше и покидают родительский дом, появляется невысказанное ожидание и надежда на то, что они будут жить рядом. Большинство мужчин живут не далее чем в девяноста милях от своей тещи. Но иногда Бог призывает наших детей трудиться в Бутане, Пакистане или Индонезии — и они, к тому же, хотят взять с собой наших внуков!
И вдруг, все разговоры о важности отправки миссионеров на край света становятся реальностью. Петь песню «Пусть народы возрадуются» было легко, когда это не касалось ваших детей. А теперь вас просят пожертвовать, посылая их ради имени Божьего (3 Иоанна 5–8). Колебания в вашем сердце раскрывают ваших идолов.
Если дети — стрелы в колчане, то, в конце концов, нам нужно их отпустить. Это значит, что этими стрелами нужно выстрелить через океаны. Возможно, вам следует подумать о том, показывают ли ваши эмоции, как минимум в ваших мыслях, что Великое Поручение — оно для других семей, если оно предполагает отправку ваших детей куда-то за тридевять земель.
Каков корень?
Какова истинная причина всего этого? Иаков сказал бы: «беспорядочные вожделения». «Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» (Иакова 4:1). Вот почему мы завидуем. Вот почему мы злимся. Эти страсти подпитывают нашу гордость. Мы, по своей природе, любим себя и защищаем себя. По своей природе мы находимся в центре вселенной, желая, чтобы каждый вращался вокруг нас.
И, наряду с другими способами, Бог открывает это через маленьких пророков, которые растут в наших домах. И когда их проповедь наносит нам удар, ответом должно быть покаяние, а не самозащита. Это означает, что нам нужно оставить ветхую природу (Ефесянам 4:22), отречься себя (Матфея 16:24) и решить следовать за Христом, дорожа Ним.
Автор — Даррен Карлсон / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Наталья Кротова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!