Христианство – это поющая вера. Это то, чем последователи Иисуса были знамениты веками и сейчас по всему миру. Тогда как процентное соотношение пения варьировалось время от времени и от места к месту, сегодня большинство церквей посвящают приблизительно третью часть собрания прославлению и вкладывают приличное количество времени, денег, усилий и энергии в музыкальную сторону церковной жизни.
Но почему же мы поем? На что направлено наше пение? Каково его назначение? Как говорит Писание, Бог и создал, и призвал нас к пению по трем причинам: помочь нам прославлять, помочь нам молиться и помочь нам провозглашать. Давайте ближе рассмотрим эти три причины.
1. Пение помогает нам прославлять
Нельзя не согласиться, что пение – это жизненно важная форма прославления. Многие места Писания (особенно псалмы) говорят об этом. Они не только напрямую соединяют прославление с пением, но они также часто говорят о вертикальном и горизонтальном измерении прославления, поклонения и провозглашения практически на одном дыхании. Посмотрим, например, первые четыре стиха Псалма 96:
Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
Хотя хвала и не сводится только к пению, цель ее и других псалмов предельно ясна. Мы поем для Господа, прославляем Его имя, и мы поем для Господа, провозглашая Его славу. И, конечно, мы часто (если не всегда) делаем эти два действия одновременно. Потому что даже когда мы поем о Господе другим, Он присутствует при этом, чтобы принять славу. Важность пения хвалы Богу видна по тому, сколько раз Писание говорит нам делать это (например, Исх 15:21, Пс 146:1, 149:1, Софония 3:14, Зах 2:10, Иакова5:13). Надо признать, что большинство этих наставлений находятся в Ветхом Завете, особенно в псалмах. Но, учитывая, что апостол Павел наставляет христиан петь псалмы и ожидает от них этого (Еф 5:19, Кол 3:16), данные повеления явно уместны и сегодня.
Такие повеления необходимы, потому что искреннее прославление не всегда получается у Божьего народа. На самом деле существует множество сил, действующих против нас (небесных и земных, внешних и внутренних), которые пытаются увести от прославления Бога, которое по праву принадлежит Ему во всех обстоятельствах – прославление не только нашей жизнью, но и нашими устами, не только словами, но и песней.
Если мы не знаем об этой опасности, то очень легко украсть у Бога Его хвалу – возможно потому, что мы боимся выглядеть глупо, или боимся того, что люди подумают о нас или нашем голосе. В результате попадания под контроль страха мы стараемся «держать марку» и наша благодарность сводится на нет, наш энтузиазм удерживается и (возможно) мы даже не осознаем слова, которые поем.
Конечно, противоядие к этому не должно заключаться в игнорировании людей, окружающих нас, и в отсутствии заботы о том, как мы на них влияем. Действительно, Божья воля в том, чтобы мы помогали другим и стремились прославлять Его таким образом, который бы был им в назидание. (1Кор 14:19) Но Христова любовь к ближнему далека от рабского страха человека – страха, который идолопоклоннический по своей сути и эгоистичный, а не почитающий Бога и служащий другим. Так что, если Божья воля такова, чтобы мы прославляли Его «от всего сердца» (Пс 9:1, 85:12, 110:1, 137:1, Еф 5:19), то чрезвычайно важно, чтобы мы регулярно напоминали и себе, и друг другу, что Бог действительно достоин нашей хвалы (Пс 7:17, 17:3, 146:1), что Он постоянно требует нашей хвалы (например Пс 46), и что Он глубоко желает нашей хвалы.
Такое напоминание нам необходимо для того, чтобы убедиться, что Бог, который ничего не утаил от нас, даже Своего единственного Сына, получает больше, чем обрезки нашего внимания и остатки нашей любви. Потому что Он заслуживает, требует и желает нашей сердечной хвалы. Это наша высшая обязанность и наибольшая радость – возносить Ему хвалу.
2. Пение помогает нам молиться
Возможно, раньше нам это не приходило в голову, но пение является (или хотя бы может быть) формой молитвы. Книга Псалмов опять становится нашим примером, т.к. в псалмах находится львиная доля молитв (например Пс 3-7, 8-9, 11-12, 15-17). И если мы знаем всего лишь один факт о том, какую роль псалмы исполняли в жизни народа Израиля, то это то, что многие из этих молитв пели, т.к. действительно они и были для этого предназначены. Даже более того, как мы уже отметили, их пели также и новозаветние церкви. (Еф 5:19, Кол 3:16, Иакова 5:13)
Это значит, что наставление петь псалмы включают в себя постановление петь молитвы. Огромная ценность пения наших молитв заключается в том, что действие пения помогает нам подключить эмоциональную сторону проговариваемых истин или прошений, о которых мы молимся. Другими словами, пение играет ключевую роль, чтобы помочь нам создать мост между когнитивными и эмоциональными аспектами нашей человеческой природы и (как показывают многие жалобные псалмы) пережить нашу эмоциональную боль, и таким образом привести нас к месту прославления (например Пс 3-7).
Пение псалмов — это очень сильная вещь. Мы не только молимся во время пения, мы молимся словами, вдохновенными свыше. Пение этих слов помогает нам подключить и выразить не просто концептуальные стороны истин, проговариваемых нами, но также и их эмоциональные стороны.
Но, конечно, нам не надо ограничивать себя только пением и молитвой псалмов. В Библии не только существуют другие песни (и многие другие части Библии можно петь и молиться ими), но Писание само не ограничивает нас молиться и петь только Писанием. Если мы поем и молимся в соответствии с Божьей волей (как открыто в Писании), то мы стоим на твердой почве. Поэтому мы можем чувствовать себя свободно, черпая из богатой исторической сокровищницы музыкальных и литургических ресурсов, разработанных предыдущими поколениями, чтобы помочь нам в молитвах. Это, конечно, включает парафрастические переводы и метрические варианты псалмов, а также изобилие гимнов, уходящих корнями к Исааку Ваттсу.
Когда мы поем, мы и молимся, осознаем мы это или нет. Мы просим Бога о чем-то в песне, как лично, так и все вместе. Однако, для нас действительно полезно понимать, что мы делаем и говорим, чтобы наш разум был полностью вовлеченным в процесс (1Кор 14:15). Так что не удивляйтесь, если в следующее воскресенье ваш лидер прославления представит песню так: «Давайте возвысим наши голоса вместе в молитве, когда будем петь следующую песню», потому что часто это именно то, что мы делаем.
3. Пение помогает нам провозглашать
Кроме того, что пение – это способ прославления и молитвы, оно также и способ провозглашения. Мы немного коснулись этого пункта раньше в отношении горизонтального измерения прославления. Мой фокус здесь, однако, будет на пении как форме обоюдного назидания. Ибо Писание говорит, что дающее жизнь слово Христа распространяется между Божьим народом не только посредством чтения Библии и библейской проведи, но также пением «псалмов, славословий и духовных песен» (Кол 3:16).
Несомненно, спетое слово не должно затмевать сказанное слово или пение не должно заменить общее чтение Писания, проповедь и учение (1Тим 4:13). Ни Иисус, ни апостолы не проповедовали Евангелие, распевая его. Поэтому спетое слово не соревнуется со сказанным словом в церковном служении проповеди, но оно создано для роли слуги и дополнения последнего.
И тем не менее, пение Слова Божьего (только если это Слово Божье, которое поется) является жизненно важной и особенно сильной формой «Служения слова». Этот факт не всегда ценился по достоинству. Действительно, некоторые воспринимали церковное пение не более, чем как способ заставить в людях циркулировать кровь, чтобы они внимательнее слушали чтение и проповедь Писания.
Это не было точкой зрения апостола Павла. Он сильно подчеркивал учительскую функцию церковного пения. Ибо так же, как в прославлении и молитве, когда мы поем вместе, мы назидаем и наставляем друг друга. Об этом четко говорится в Ефесянам 5:19, где Павел говорит «назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными» (Кол 3:15-17).
Такое утверждение действительно делает пение неотъемлемой частью духовной жизни и здоровья церкви. Пение — далеко не просто разминка ног до и после проповеди, на самом деле оно является частью проповеди. Это та часть, когда мы все проповедуем – и себе, и другим. Фактически – а это смиряющий факт для всех нас, проповедников – песни, которые мы поем, часто люди помнят намного дольше наших проповедей.
Автор — Роб Смит / thegospelcoalition.org
Перевод — Tanya Adams для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!