Выдержки из Шабата
Раввин Борис Грисенко
Сейчас у нас с вами особенное время, когда мы приближаемся к особенному празднику – празднику трубного зова; празднику, который нам напоминает о встрече с нашим Господом, о торжестве Бога Израиля в нашей жизни. О том, что Он есть Царь, Он есть Бог. И сейчас в Израиле каждый Шабат трубят в шофар в напоминание приближения этого праздника.
И Святое Писание оживает в каждом сердце, и Руах Адонай (Дух Божий) дает новое откровение с небес. Я сегодня понял глубже этот стих.
А надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут…
Вы понимаете? Потекут! Даже не сказано «полетят», хотя здесь подразумевается именно это, но «потекут».
Что значит «потекут» для Божьих детей?
Это именно говорится о том, что они не будут надеяться на свои крылья, даже очень мощные. Они не будут надеяться на свой киль, они не будут надеяться на свое супероперение, они не будут надеяться на свой тренинг. Они будут надеяться на Господа! Поэтому они не будут просто напрягаться: «Мы это делали, чтобы помочь себе довериться потоку благодати, который здесь». Но там написано интересно, и нам важно было делать движения! И вы видите, что Бог делал в это время особенно в суставах и в руках.
Но здесь написано: «Поднимут крылья, как орлы, и потекут».
Вы помните, мы говорили в прошлый раз о реке Божьей, об огненной реке, текущей от престола Божьей милости; об огненной реке Святого Духа, которая сходит сюда к нам, протекает через нас, соединяет нас в один поток, и восходит с нами и нами опять к престолу милости. И эта небесная река, она воспламеняет сердца, которые не боятся гореть для Господа. Эта небесная река, она как раз является этой подъемной силой, и в ней текут те, которые поднимают, расправляют крылья. Они поднимают и расправляют крылья, взирая на Господа и надеясь на Него. И Бог не подводит ни одного. Его сила, Его Дух, Его река поднимает нас, и возносит на высоты для нас недосягаемые. И не только возносит на высоту, но и переносит туда, где Бог хочет нас видеть. И при этом, когда это происходит в этом Божьем потоке, Божьи орлы не утомляются.
Почему так часто в Библии дети Божьи, слуги Божьи сравниваются с орлами? Не только потому что это самая мощная птица. Не только потому что это «царь птиц». Но именно орлы, они больше всего летают, пользуясь потоками воздуха. Они плавают в воздушных реках. Именно орлы, и это обетование нам, обетование детям Божьим любого возраста. И здесь все дети Божьи любого возраста, 85 лет, 75 лет, 12 лет, 6 лет, 95 лет сравниваются с юношами крепкими, крутыми юношами, у которых столько силы, у них столько духовитости, только Духа нет. И эти юноши, которые верят в себя, рано или поздно умирают. Они начинают как орлы, а заканчивают, как инкубаторские петушки и шлепаются о землю. Так написано:
Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе.
Что значит «обновятся в силе»?
Это значит, если мы ощущаем свою слабость, – это как раз прекрасное время, в надежде на Господа, принять Его силу, обновляющую нас изнутри, и действующую через нашу немощь. «Обновятся в силе» – значит обновятся в потоке Божьем. Они смогут просто доверяя Богу, течь в этом небесном потоке так, как еще никогда не текли. «Обновятся в силе» – значит смогут делать то, что не могли раньше. Мы думали, что уже не то, кто-то постарел, кто-то приболел, у кого-то был печальный опыт, но мы уже не сможем так идти за Господом, «лететь» как раньше, настало время идти медленней – неправда!
Если не будешь надеяться на себя, на свой опыт, на свои понятия. Не будешь смотреть на свои силы, не будешь пытаться подняться над кем-то, а будешь просто открываться и подниматься в Господе, ты увидишь, что Господь через тебя совершает больше, чем в самые лучше времена твоего прошлого. Бог не ограничен нашими естественными возрастными и иными ограничениями.
Бог хочет от нас открытости!
Он просто хочет, чтобы мы расправили крылья, а поток уже течет. Он просто хочет, чтобы мы раскрыли сердце, и река расплавленного золота, золота Его сострадания, Его любви, река в которой прозрачное расплавленное золото радости Божьей о нас, стекает с Небес, она уже готова подхватить нас. И мы потечем не просто как пробки в этой реке, а как часть этого золота, потому огонь очистит нашу веру, огонь расплавит то, что было твердым и то, что комками слежалось в груди. Огонь растопит лед, и мы станем текучим золотом Господним.
И тогда мы не устанем!
Здесь так написано: «Потекут и не устанут», потому что не будут сами надсаживаться.
И дальше: «Пойдут и не утомятся».
И смотрите, когда люди просто ходили, они летели и текли, но видно было, что они ходят. И вы пойдете, и вам не нужно будет пытаться все время всем доказывать, что вы орел или вы беркут. Нет! Вам достаточно того, вы сможете просто идти, но через вас будет протекать река, которая будет делать вас не просто плывущими, но текущими в ней. И эта подъемная сила Святого Духа будет совершать ваше хождение как полет. Вы будете идти ногами, но Господь одновременно будет переносить вас в духе. Если надо, Он также сверхъестественно может перенести и самое тело.
Я знаю людей, которых Господь в одно мгновение переносил за полтысячи километров, когда это было очень важно. Но это не важно – будет это или не будет. Главное, что все, что вы будете делать – это будет поток Господень.
Здесь еще один смысл Писания. Те, которые утомляются юношами и девушками, а сейчас они уже немножко, одно время далеко не юноши и чуть-чуть не девушки. Господь обещает тем, кто уже не юноши и не девушки. А Господь обещает им: ничего страшного! Со Мной в тех же ситуациях, когда вы утомлялись и даже падали, например, духом, и съезжали и сходили с дистанции, со Мной теперь и в реке Моей вы не утомитесь, вы не упадете, вы не сойдете, потому что Я буду нести вас Сам. Это наследие и это обетование наше, и это Слово Живого Бога.
«Утешайте, утешайте народ Мой»!
Это последние стихи 40-ой главы Исаии, которая начинается, как вы все знаете:
«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш», – это первый стих этой главы.
Когда мы принимаем эту силу Господню, когда мы уже не сами перемещаемся в неком враждебном или чуждом пространстве, а когда мы знаем: везде, куда мы идем по воле Божьей, нас несет Его река, мы везде защищены Его огнем. Вокруг нас везде невидимое расплавленное золото Его присутствия. Тогда нам не трудно утешать людей даже в трудных обстоятельствах. Тогда нам не страшно говорить с самыми страшными людьми так, что они начинают сокрушаться и переживать то, что самих их пугает. Те, которые когда-то пугали нас, или пытаются испугать. Когда мы притекаем к ним в реке Господней и говорим с ними словами благодати – эти слова и этот огонь – Дух Утешитель касается и начинает сокрушать, так что они уже не знают, с кем говорят – с нами или с Тем, Кто несравненно больше.
Это наше наследие; это наше святое обетование в нашем Спасителе; это достояние каждого из нас в Божьей семье, в которую принял нас Господь.
Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его.
Те, которые пробовали своими силами, и потерпели фиаско; те, которые пытались идти за Господом по своим понятиям и не смогли; те, которые пытались грести, грести, их унесло неизвестно куда, и потом они смирились и положились на Господа. И теперь, расправив крылья, поднимаются, и текут, и не утомляются, и не боятся, и даже не думают о тех депрессиях, которые их терзали, и даже не думают о тех страхах, которые доставали их. Те, которые знают, что такое жизнь по плоти, жизнь в религии, и знают, познали, что такое жизнь в реке Господней, жизнь в потоке расплавленного золота Его любви и радости, – они могут объяснить евреям, и не только евреям, украинцам и кому угодно, что исполнилось время борьбы их. Незачем им бороться своей борьбой, по своим понятиям, своей силой, пытаясь вырвать у жизни, у людей, у мира, у Бога то, что им не принадлежит. И это сильнейшее утешение для тех, кто хочет принять Утешителя.
Мы – часть Его утешения. Я поздравляю вас!
Он нас так любит, таких особенных, индивидуальных, личностных, таких сыновей и дочерей! Мы все такие особенные в Его глазах! Он хочет не просто сохранить нашу именно правильную созданную Им индивидуальность, но так ее раскрыть, так развить, что мы вообще просто обалдеем, когда узнаем, какие мы на самом деле, когда позволим Ему это сделать. Но Он любит нас не за нашу особенность! Он любит нас не за то, какие мы особенные и отличающиеся от других! Потому что других Он любит не меньше, чем нас! Он любит нас со всеми нашими особенностями, со всеми нашими уникальными характеристиками, или не очень уникальными, но, по крайней мере, связанными навечно с нами. Его любовь не основана на наших каких-то телесных данных или даже душевных переливах, чертах характера.
Бог любит каждого, потому что Он есть любовь!
Он вообще любит каждого, потому что Он есть любовь! Он не может не любить, но Он хочет изливать эту любовь! Каждый из нас отражает какую-то грань неисчерпаемой Божьей уникальности. Он радуется, глядя на нас. Он не хочет сделать всех скопищем оловянных солдатиков или каких-то святых заготовок. Но вы знаете, интересная особенность, – Ему легче проявлять Свою любовь, когда мы не сосредотачиваемся на своих особенностях, когда мы видим себя такими, какие мы есть; мы не упиваемся какими-то своими сильными качествами. Если мы не упиваемся какими-то своими сильными качествами, мы не злимся на себя за какие-то свои слабости, за то, в чем мы не сильны и в чем у нас пока не проявляются резкие таланты.
Раскрывайтесь для Божьей любви!
Вы понимаете, если мы просто отрываем взгляд от себя, от всех своих уникальностей, полууникальностей, и мы поворачиваем глаза к Богу, и открываем навстречу Ему свое сердце, мы позволяем Его любви, Его тяге притягивать нас к Его сердцу! Если мы позволяем из Его сердца изливаться этой удивительной, уникальной для каждого из нас, но всегда одной бездонной любви, тогда Он может так раскрыть эту любовь для каждого, что каждый будет раскрыт совершенно в Нем! И это настолько естественно и просто делается в Божьей семье, где Божье присутствие становится как воздух, оно принимается как необходимость, но в то же время оно принимается с доверием.
Люди знают, что здесь сейчас с нами Всемогущий Бог! Здесь сейчас присутствие Всевышнего! Здесь Его крылья! Он, как орлица, укрывает нас, как птенцов Своих и прижимает к сердцу Своему, и поднимает нас над гнездом! Когда люди знают это, они радуются, они благоговеют перед величием Такого Бога, Который больше этой Вселенной, и Который может сойти в этот зал и обнять всех! Реальность Бога, она готова открыться просто невероятно, когда мы отрываемся от себя, и от своих суперстрахов, и от своих плохих сторон. Когда мы просто не подчеркиваем наше отличие от других, мы отвлекаемся от всего, мы прежде всего начинаем видеть Его. И тогда Он может радовать нас той радостью, которой Он радуется. Он может восхищать нас, и мы можем просто восхищаться к Нему.
Что значит «восхищаться к Богу»?
Мне очень нравится, что в синодальном переводе слово «восхищение» значит не только то, что оно вообще значит. Но также это слово значит: вознесение к Богу, воспарение к Богу сердца. Это когда сердце человека просто вырывается из привычных оков и оно восхищается на высоту небес, где его подхватывает любящий Отец и прижимает к Своему сердцу. Вы знаете, когда мы перестаем быть со всеми своими особенностями – плохими, хорошими – центром нашего восприятия, центром нашего внимания, мы можем узнать, что такое наслаждение Господом.
Это в конце 58-ой главы Исаии обещано. Там говорится, по совпадению, о посте. Практически большая часть главы, почти вся глава говорит о том, каким должен быть пост. Я не буду сейчас это читать.
И вот здесь, друзья мои, у нас следующая субботняя неделя. И здесь говорится:
Если ты удержишь ногу твою ради Шабата от исполнения прихотей твоих во святый день Мой,
– а я читаю: во святую неделю Мою…
Вся наша неделя с завтрашнего дня святая. Это неделя Шабата!
…и будешь называть Шабат отрадою, святой неделей Господней, чествуемой, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, —
И последний стих этой 58-ой главы Исаии:
…то будешь иметь радость в Господе.
А в оригинале написано: «…то будешь наслаждаться Господом твоим».
Синодальный переводчик засмущался, в православной традиции такое сказать, что мы будем наслаждаться Богом! Ой! Свят-свят-свят! Лучше мы так красиво скажем, это тоже хорошо, но лучше иметь радость в Господе.
Оригинал еврейский: «Будешь наслаждаться Господом твоим».
Обетование Божьим детям, слугам Господним, которые погружаются в Божий Шабат и не спешат выныривать из него. Потому что вот эта огненная золотая река, текущая, протекающая в этом зале, через эту церковь через ваши сердца, среди нас, эта река мне напоминает кое-что.
Древнееврейская легенда о реке Шабатон.
Вы знаете, были древние еврейские легенды, что где-то течет река Шабатон. С ней связаны особенные чудесные вещи. Вот это та самая река Шабатон. Вот это субботняя река, в которой ты и движешься необычайно, и разгораешься в славном небесном огне, и наполняешься этим огнем и сиянием изнутри, и достигаешь целей Господних! И в то же время не утомляешься, потому что ты сдал свои арсеналы Господу, ты положил свои силы и себя на Голгофу, и ты уже не рассчитываешь ни на что свое! Ты погрузился в субботнюю реку, и для тебя субботство остается во всякий день.
Здесь мы можем начать учиться не просто радоваться от Духа Святого, даже не просто иметь радость в Господе. Но мы можем учиться наслаждаться Самим Господом. Когда сердце Его становится для нас дороже всех драгоценностей и всех внешних благословений. Но когда мы входим в это, Он дальше говорит:
…и возведу тебя на высоты земли, и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.
Вот эти последние слова, они просто делают это обетование, это наследие живым и текущим огнем, выходящим из уст Господних, потому что до этого, в 55-ой главе написано, что Слово Божье, оно как огонь.
Бог творит новую реальность во всем!
Он говорит нам, Он не просто когда-то сказал один раз для кого-то, Он каждый раз, когда мы открываем это Слово или слышим его, Он говорит это нам. Его davar (слово) – текущая речь, текущий огонь Его уст. Если мы открываем наши сердца – этот davar становится жизнью, реальностью, Он творит новую реальность! Он обновляет силу Божью в нас, и обновляет нас в Его силе. Потому что сила Божья, которую Он обновляет в нас, она самих нас делает новыми. Мы становимся другими, наше существо преображается в существо Йешуа! Его Образ становится нашей сутью, и все наши образы и образцы, которым мы подражали до сих пор, сгорают в сиянии славы Божьей.
Вот тогда мы не успеваем заметить, как оказываемся на высоте. Он возводит нас! Не мы сами карабкаемся, но Он возводит нас, Он возносит, мы воспаряем, мы просто течем с Ним, мы забываем себя в этом потоке и потом обнаруживаем себя на той высоте, на которую мы даже и не мечтали забраться. Это обетование нашей Шабатней недели. Это обетование славы Божьей для нас в следующие дни. Это обетование встречи с Ним.
Это обетование наслаждения Господом.
Последнее: 26.07. Спасибо!