Рождественский сезон связан с большими ожиданиями. Ожиданиями, которые больше напоминают открытки компании Hallmark, чем тихое ожидание празднования рождения Христа. Мы представляем себе праздничные посиделки с родными и друзьями, завёрнутые в яркую бумагу подарки под украшенными деревьями и вкусную еду на столах, за которыми мы сидим с дорогими нам людьми.
Но для тех, кто пережил потерю, праздники часто вызывают чувство страха. Я помню тучу, которая нависала надо мной, когда приближалось первое Рождество после смерти моего сына. Мир остановился, но все остальные, казалось, двигались дальше. Я вспоминаю разочарование перед праздниками после того, как мне диагностировали постполиомиелитный синдром, когда мне словно сказали не заворачивать подарки, не покупать их и не развлекаться, как в предыдущие годы. И я вздрагиваю, когда думаю о том, насколько опустошенной я чувствовала себя в первое Рождество после ухода моего мужа, когда я собирала обломки нашей разбитой семьи. Радость в мире, особенно в моём мире, казалась невозможной.
В годы, подобные нашим, когда потери и грусть для многих невыносимо глубоки, когда мы теряем наше здоровье, наши мечты, наших любимых, наши средства к существованию, наше чувство безопасности, мы задаёмся вопросом о том, как же мы можем радоваться. Слова Джона Пайпера предлагают нам мостик:
«Время от времени оплакивайте жизнь, о которой вы мечтали. Скорбите об утрате. Чувствуйте боль. Затем умойте лицо, доверьтесь Богу и примите ту жизнь, которую Он дал вам».
Принятие той жизни, которую Бог дал нам, намного лучше, чем просто выживание. Это значит целеустремлённо жить в настоящем, признавать трудности и выбирать доверие посреди этого. Это значит радостное принятие того, где мы есть сейчас, и в то же время честная скорбь о том, что, как мы хотели бы, было иначе. Это значит смотреть в лицо своим разочарованиям и называть их своими именами, но не позволять им определять нас.
Скорбь об утрате и вера в Бога
Как нам перейти от скорби о наших утратах к принятию настоящего? Лучший способ, который я знаю, — делать это через священную практику плача и сетования. Эта идея становится всё более популярной в последние годы, но иногда её путают с гневом на Бога и яростным выкрикиванием всего, что нам вздумается. Проще говоря, с грехом. Но с другой стороны, так же неправильно отвернуться от Бога в разочаровании и молчать перед Ним.
Я отстранилась от Бога, скорбя после смерти сына. Я чувствовала, что Бог подвёл меня, и я не решалась приблизиться к Тому, Кто мог предотвратить мою боль. Я не думала, что Его присутствие может утешить меня. Хотя мои невосполнимые утраты всё более ожесточали меня, деструктивным образом просачиваясь в меня, проведение времени с Ним казалось неприятным занятием. Потому я подавляла свою боль, считая, что наилучший способ выжить — это игнорировать свою скорбь. И игнорировать Бога.
Но по мере того, как я отдалялась от Бога, увеличивалась и пустота во мне. Я поняла, что мне некуда больше идти, потому что только у Иисуса есть слова жизни. Потому я повернулась к Богу и села с Ним, с открытой Библией, борясь со своей скорбью. Я обнаружила, что Библия показывает нам пример правильного оплакивания.
Приближаясь к Богу со своей болью
Через все страницы Писания мы видим, как честно взывать к нашему Господу в своей боли. Бог желает, чтобы мы приближались к Нему (Иаков 4:8), и Он приглашает нас изливать наши жалобы и печали (Псалом 141:2).
Мы можем сказать Ему, что мы забыли, что такое мир и счастье, и что мы утратили надежду (Плач Иеремии 3:17-18). Или высказать, что нет убежища, и никто, похоже, не заботится о нас (Псалом 141:4). Тем не менее, мы уверены, что Его волнуют наши слёзы и сетования (Псалом 55:9), поэтому мы можем с уверенностью просить Его избавить нас от потоков вод (Псалом 68:15-16), услышать наши желания и укрепить наше сердце (Псалом 9:38). Плач прекращается, когда мы провозглашаем своё упование на Бога (Псалом 27:7) и вспоминаем всё, что Он сделал, повторяя Его обетования (Псалом 76:11-14).
Псалмы плача очень личные. Они написаны от первого лица — в них люди говорят напрямую с Богом, а не о Боге. Авторы не держат Бога на расстоянии вытянутой руки, но демонстрируют глубокое доверие, потому что, как мы видим, они обнажают свою внутреннюю и внешнюю борьбу.
Плач ведёт к обетованиям
В моей жизни плач был моим спутником на пути к радости. После плача к Богу я могу в полноте слышать и принимать Его обетования. Я больше доверяю Богу. Я чувствую себя услышанной и понятой. У меня нет скрытого тлеющего негодования или закалённого безразличия. Я очень хочу приблизиться к Богу, пережить Его утешение и Его уверенность. Книга пророка Исаии — это моя любимая книга утешения, в которой Бог говорит напрямую к Своему народу, заверяя нас, что:
Он с нами. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе» (Исаия 41:10). «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою» (Исаия 43:2).
Он искупил нас. «Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Исаия 44:22).
Он не забыл нас. «Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях Моих» (Исаия 49:15-16).
Он будет носить нас. «[Вы], носимые Мною от утробы матерней: и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас» (Исаия 46:3-4).
Обетования Бога невероятны. Они опираются на обетование об Эммануиле, Мессии, предсказанном Исаией, который гарантирует, что Бог с нами. Мы никогда не будем идти одни.
Принимая Эммануила в долине смертной тени
Как мы входим в этот Рождественский сезон, когда постоянно чувствуется утрата, не впадая в отчаяние? Как находим радость, когда всё не так, как было, и наша жизнь кажется пустой и бессмысленной? Как празднуем рождение Христа, когда вокруг нас ничего не радует?
Мы плачем. Мы читаем Библию, даже когда она кажется сухой, ища слова, которые выражают наши чувства, и слова, которые провозглашают Божьи обетования. Мы молимся, даже если нам этого не хочется, взывая к Богу в нашей беде, и не отдаляемся от Него в злости или безразличии. Мы не отводим глаза от наших страданий и не воспринимаем их как банальности. Мы садимся вместе с нашим Господом, делимся своими разочарованиями и болью сердца. Мы плачем о том, что было, и принимаем то, что есть, в молитве размышляя о Его великой любви к нам.
И когда мы будем делать это, наши глаза откроются к истине Божьего Слова, к невероятным обетованиям, которые Он даёт нам, и к бесценному дару самого Христа.
В это Рождество вам не надо своими силами создавать радость. Приближайтесь к своему Господу. Расскажите Ему о том, что вы чувствуете. Излейте Ему своё сердце (Псалом 61:9) и примите обетование и радость Эммануила, ибо Бог во истину с нами.
Автор — Ванита Рендалл Риснер / © 2021 Desiring God Foundation. Website: desiringgod.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!