Что такое «счастье»? Как стать счастливым (в самом глубоком понимании этого слова)? Как понять, что ты счастлив – уже, сейчас, сегодня?
Федор Райчинец — заведующий кафедрой богословия УЕТС (Украинской евангельской теологической семинарии). Как философ и богослов, он давно научился в трудных ситуациях искать Божественный смысл происходящего. А ещё он говорит, что скептически относится к самому понятию «счастье».
Одно из определений счастья, которое мне нравится: это то мгновение, когда реализуются ваши ожидания. Если бы таких моментов не было, жизнь была бы страшной, но потому, что они есть, жизнь имеет смысл.
Счастье и несчастье граничат друг с другом. Я уверен, что у каждого были дни, когда вы работали тяжело и не получали никакого удовольствия. И были дни, когда вы ничего не сделали, но в какой-то момент сделали маленькое. И сказали: «Ради этого стоило жить не один день, а всю жизнь!»
СЧАСТЬЕ – ЭТО ЛЕГКО
В какое-то мгновение вы пережили цельность самого себя, были нераздельны с собой. Ощутили гармонию мысли, чувства, действия и слова. По-гречески их можно назвать «счастливыми», а по-еврейски я назвал бы их моментами блаженства. Это такое состояние, когда вы на земле, но ощущаете небо. Когда вечное прорвалось во время и пространство, и вы вне времени. Вы не чувствуете земли, вы чувствуете жизненную легкость.
Для меня счастливый тот человек, который живет легко. Под легкостью я подразумеваю то, что вы относитесь к вещам, которые несущественны — несущественно, а вопросы, которые очень значимы для вас не торопите, не пытаетесь их преодолеть, вы просто стараетесь с ними идти сообща, вместе.
СЧАСТЬЕ И ВЕРА В БОГА
Виктор Франкл говорил, что ценные вещи можно получить через работу, свое дело — дело всей жизни, через переживание любви и также через веру в Бога.
Виктор Франкл пережил концлагерь. Есть люди, которые в человеческих условиях теряют человечность, а он в негуманных бесчеловечных условиях сохранил здравый смысл и остался человеком. И он сказал, что проходя всё это, надо себя чем-то занять. Потому что если вы ничем не заняты, вы сойдете с ума. Он видел это в работе.
Когда вы нашли свое место в жизни, благодаря которому вы себя реализуете, вы становитесь самим собой. Но ещё он сказал, что главное не потерять веру в Бога. Обычно веру в Бога теряют не те, кто переживают страдания, а люди, наблюдающие за тем, как другие переживают страдания.
СЧАСТЬЕ И СЕМЬЯ
Большинство людей на вопрос, что такое счастье, ответили бы, что это счастливая семья, хорошая работа, крепкое здоровье. Совпадает ли этот «счастливый набор» с библейским стандартом понятия счастья?
Мы создали много иллюзий. Например, это иллюзию счастливой семьи. В Библии я нашел дисфункциональные семьи, не совсем случившиеся семьи, но я там не нашел счастливой семьи. Ну, по крайней мере, той семьи, как мы себе это представляем. Поэтому мне кажется, когда мы устремлены к счастливой семье, мы чуть-чуть устремлены не к тому, что есть на самом деле.
Многие люди считают, что счастливая семья — это когда в семье нет конфликтов, все идеально. Но, мы же знаем, что такого не бывает. Потому что семья без конфликтов — это не семья. В конфликте вскрывается что-то, чего я о себе не знал.
По моему какому-то сложному представлению, счастливая семья — это когда супруг не подавляет жену, супруга не подавляет мужа, они оба создают пространство для самореализации и способствуют ей. И когда родители не воплощают собственные несбывшиеся мечты в своих детях, а признают, что дети — не только плод их усилий, а еще и дар от Бога, личности.
СЧАСТЬЕ VS БЛАЖЕНСТВО
Блаженство — это одно из возможных значений понятия «счастья». Счастье сопряжено с тем, что я переживаю, а блаженство с тем, как вас видит Бог. Когда вас Бог провозглашает блаженным, это не зависит от вас.
Чувство богооставленности – это переживание «самости» в Боге. Когда ты сам с собой, и ощущение, что никого больше нет, что Бог идет не с тобой, а против. Но когда мы переживаем моменты богооставленности? У всех великих религиозных гигантов, как мы их называем, самым часто переживаемым чувством было чувство богооставленности.
В пример приведу известного современного человека — мать Терезу. Если вы читали её дневники, то самым преобладающим чувством в описываемых ею личных переживаниях было чувство, что Бог не просто ее оставил, Он вообще этот мир оставил. Когда вы наблюдаете за бесчеловечными поступками людей, которые они делают по отношению друг к другу, то разве у вас не рождается чувство, что Бог оставил этот мир? Когда Иисус кричит на кресте: «Боже мой, Боже мой, зачем Ты меня оставил?», когда творение решило судиться с Творцом. Когда вы постоянно сталкиваетесь с реальностью, то это ощущение у вас обязательно появится.
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В СТРАДАНИЯХ?
Жизнь состоит из разных переживаний. Давайте первое условно назовем «состояние Фавора» — когда мы на какое-то мгновение соприкоснулись с чем-то божественным, когда мы увидели некое сияние и забыли, где находимся. Другое состояние — состояние одиночества, агонии, страха, неизвестности. Когда мы не знаем, какой будет разворот событий и что принесёт эта ночь. Но если мы только на Фаворе, то даже самое настоящее и самое божественное теряет свою ценность. Настоящего не может быть много, оно должно быть дозировано. Переживать Гефсиманию постоянно — это страшно, потому что можно с ума сойти. На Фаворе Бога не было больше, чем на Гефсимании.
Все эти моменты являются составляющими счастья. И нам нужно понимать, что это и есть те составные части нашей жизни, которые делают её целостной. А целостную жизнь я бы назвал счастливой.
ПУТЬ К СЧАСТЬЮ НАПЕРЕКОР ТОЛПЕ
Путь к счастью — это когда я беру ответственность за самого себя. За свои ошибки, успехи, переживания. Это длинный путь! Самое тяжелое — быть самым собой, а это роскошь, это позволяют себе индивидуумы, на которых мы потом равняемся и о которых пишем книги. Люди в массе хотят приспособиться к толпе и идти с ней туда, куда она поведет. Идти против толпы — это задача не из легких, но это и есть путь к себе.
Если я сказал, что мне никто не нужен, только Бог — то я Бога вообще не понял. Потому что все мое невидимое к Богу должно выражаться в видимом по отношению к другому человеку. Невозможно жить без других людей. Наличие другого человека помогает мне понять себя, прийти к себе. Для того, чтобы я знал, что я особенный, мне нужны другие люди.
Проблема нашего христианства в том, что мы просто начали верить в правильные вещи, но не знаем, как эти правильные вещи жить. Все мы верим в любовь. Но кто умеет любить? Все мы верим в прощение, но кто способен прощать? Все мы верим в сострадание, но кто умеет сострадать? А одно без другого не работает, так и я не могу понять себя, если в моей жизни нет другого человека.
Счастье для меня — это те мгновения, когда я достиг, сделал, реализовал то, к чему я долго шёл. Вот я его получил, и теперь надо идти дальше.
Последнее: 26.07. Спасибо!