«Семья» на иврите: значение слова «мишпаха»

«Семья» на иврите: значение слова «мишпаха»

Семья в Танахе

Еврейское слово, обозначающее семью, как в Библии, так и в современном иврите, это מִשפָּחָה/мишпаха. Но мишпаха означает больше, чем просто ваши ближайшие родственники по крови. Оно может относиться к клану и даже к людям, связанным одной верой или происхождением.

Мысли о семье могут вызывать тёплые воспоминания, например, о встречах в особые моменты. Или даже о повседневных делах, которые становятся лучше благодаря тем, кто знает вас с первого дня.

Нюансы семьи

Но идея семьи также может вызывать боль. Она может ассоциироваться с невыполненными обещаниями, разводом, изменой, соперничеством между братьями и сёстрами, конфликтами, спорами о рождении и наследстве.

Некоторые из нас познали семейное счастье, тогда как у других, возможно, было разбито сердце. Тем не менее, большинству из нас знакомо нечто среднее. По странному совпадению, картина семьи, которую рисует Библия, в большинстве случаев также является чем-то «промежуточным». В ней есть любовь, жертвенность, но также есть ревность и предательство.

Библейский семейный портрет

Библейские примеры семьи дают нам богатое представление о том, как может выглядеть семья. Но что Бог хочет показать нам через саму идею семьи?

Первое, что нужно помнить, когда мы открываем глубину значения еврейского слова мишпаха, это то, что именно Бог является её основателем и наибольшим защитником. Он установил первые отношения с человеком и призвал человека к отношениям с кем-то ещё. Он желал, чтобы два человека создали семью.

Первая семья на земле

В Адаме и Еве мы видим первый брак и первую человеческую семью в Библии. Бог ходил с ними в саду (Бытие 3:8). Бога не удовлетворяло творение само по себе, но Он хотел, чтобы Адам и Ева — и их потомки — наполняли землю и размножались.

Адам и Ева как мужчина и женщина объединены заветом. Адам и Ева были созданы по образу Божьему, но они радикально отличаются друг от друга своей «инаковостью». И всё же они стали одним целым.

Семья, брак и Бог

Бог создал брак и семью, чтобы они прославляли Его. Как? Эта первая мишпаха в Библии является прекрасным напоминанием об этом. У них были отношения друг с другом, но они всё равно зависели от Бога. И взращивать свою семью для них означало повиноваться Богу!

И когда Бог решил заключить завет с человечеством, Он сделал это с человеком и его семьёй. Да, разрезание животных происходило в присутствии только Бога и Авраама. Хотя кто-то может поспорить, что, поскольку Авраам в это время спал, завет был полностью Божий.

Но Божьи обетования Аврааму были тесно связаны с женой Авраама Саррой, с их сыном Исааком и его семьёй, и даже с их внуком Иаковом и его семьёй. Эта семья в Библии будет передавать великое призвание Божье.

Все семьи благословлены через одну

Бог дал Аврааму (в тот момент его звали Аврам) великое обетование, записанное в Бытие 12:1-3:

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твоё, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена [מִשְׁפְּחֹת/мишпахот — семьи] земные».

Аврааму было велено покинуть своё привычное окружение, землю своего рода и отправиться в неизвестные края. Он не знает своего пункта назначения и верит в то, что Бог покажет ему эту землю.

Ему было обещано, что его потомки числом превзойдут звёзды на небе (Бытие 15:5). Пройдут годы, прежде чем это обетование исполнится, и не без проблем. Из-за замыслов Сарры Авраам вначале стал отцом Измаила с её служанкой Агарью. Бог обещает позаботиться о них. Тем не менее, они не являются получателями завета, который Бог заключил с Авраамом.

Передача наследия мишпахи

Это наследие получает сын Авраама от Сарры, Исаак. Затем он передаёт его своему сыну Иакову.

Создаётся впечатление, что в Бытие 28:14-15 Бог повторяет обетование, данное Аврааму, но на этот раз Он даёт его Иакову. Господь обещает ему, что его потомки будут как песок земной, и через его потомство благословятся все народы.

Семья из 12 племён

Иаков вырастает и становится отцом двенадцати колен Израиля. Через одного из них, Иуду, спустя поколения придёт Мессия, чтобы благословить их семью, но также распространить благословение на все семьи земли.

Повествование о мишпахе Иакова изобилует не приукрашенными подробностями. И снова мы видим в этой библейской семье все возможные нарушения — лицеприятие, соперничество, обман и даже покушение на убийство. И всё же Бог верен Своему обещанию, данному Аврааму. Через его потомков Бог спасает мир.

Слово «мишпаха» в контексте иврита

Через одну еврейскую семью Бог благословил все семьи мира. Но также еврейские семьи сами разбросаны по всему миру.

Еврейский народ был народом диаспоры в каждом поколении. Прежде чем Авраам получил обетования от Бога о земле, он покинул страну своих отцов и поселился на новом месте.

Иаков и его семья также странствовала, последовав за их сыном Иосифом, для которого Египет стал вынужденным домом. Там еврейских семей стало много. Мы помним остальную часть истории — об их бегстве из Египта и странствованиях по пустыне.

После значительного количества времени, проведенного в Земле Обетованной, трагедии вновь вынудили еврейский народ бежать. Два разрушения Храма, ассирийский и вавилонский плен и, наконец, разрушение Иерусалима римлянами в 70 году н.э. означают, что евреям хорошо известно, каково быть пришельцами в чужих землях.

Еврейская община и мишпаха

Неудивительно, что у еврейского народа сильно развито чувство общности, где бы он ни находился. Кто не знаком с картиной жизни в штетле Тевье и его семьи в популярном мюзикле «Скрипач на крыше»? В этом маленьком штетле все знают друг друга, и никто не чужой.

Мишпаха, или мишпуха на идише, означает, в первую очередь, семью, но также может относиться и к более широкому сообществу друзей и знакомых, связанных общими узами. Слово ланцмэн на идиш также передаёт это понимание.

Последнее часто используется восточноевропейскими еврейскими иммигрантами в Америке как выражение нежности при описании тех, кто прибыл в США из того же маленького городка или штетла Восточной Европы.

Еврейская мишпаха по всему миру

Когда восточноевропейские евреи иммигрировали в Соединенные Штаты, и них сохранилось ощущение мишпахи. Связи старого мира перенеслись в новый, и многие из них собрались в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Большинство из них жили в тесных многоквартирных домах с небольшими тесными квартирами.

Квартиры были настолько тесными, что часто можно было услышать, как соседи разуваются, снимая один ботинок за другим. Отсюда и выражение: «Ждать, пока упадёт второй ботинок».

В то время, когда отличия рассматривались как угроза, антисемитские настроения были обычным явлением. Именно это побуждало еврейских эмигрантов создавать союзы, основанные на торговле или навыках, таких как изготовление одежды, выпечка и кулинария, не говоря уже о следовании определённым раввинам и учениям.

Разнообразие в семье

С течением времени было бы ошибкой рассматривать весь еврейский народ и его культуру как монолит. Есть множество вариаций в зависимости от деноминации, местности, языка, культуры и индивидуальных предпочтений. Точно так же было бы ошибкой сказать, что все христиане думают одинаково, ведут себя одинаково и любят одно и то же.

Однако нельзя отрицать уникальной связи, когда люди могут объединяться в любой точке мира на основе общих традиций и веры. Христиане испытывают чувство родства, путешествуя по разным странам и общаясь с местными группами верующих в Иисуса.

Точно так же большинство евреев узнают свою мишпаху по всему миру.

Понимание семьи на иврите как сообщества

Бытие 2:18 утверждает: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».

Читатели чаще всего понимают этот стих из книги Бытие как говорящий о браке (и это правильно). Но он также может указывать на другие человеческие отношения. Бог хотел, чтобы мы были в сообществе друг друга, а не одинокими островами. Вот истинный смысл семьи.

Привитые к мишпахе

Мы знаем, что еврейский народ, произошедший от Авраама, Исаака и Иакова, является частью семьи завета. Но апостол Павел также говорит нам, что верующие из язычников привиты к природной маслине Израиля по вере (Римлянам 11:17-24).

Именно через наши отношения друг с другом мы переживаем милость, любовь, благодать и прощение Бога для нас. Апостол Павел в Римлянам 12 призывает верующих любить друг друга и приносить друг другу пользу:

«Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Римлянам 12:4-5).

Кто является частью Божьей семьи?

Так кто же является частью Божьей семьи? В Марка 3:33-34 Иисус описывает Свою мишпаху как тех, кто исполняет волю Божью. Иисус признаёт, что иногда исполнение Божьей воли может вызывать недовольство у наших родственников, друзей или окружающего общества.

Мы знаем важность заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою». Но мы также знаем, что не следует делать из своей семьи кумира. Это означает, что, если наша мотивация проистекает из страха перед человеком, а не перед Богом, нам нужно пересмотреть свои приоритеты.

В Ефесянам 2:19 Павел говорит, что мы часть Божьего дома, построенного на основании апостолов и пророков, со Христом в качестве краеугольного камня. Мы строим его вместе посредством Святого Духа, Который пребывает среди нас.

Сила библейских семейных уз

Святой Дух позволяет нам быть терпеливыми и проявлять благодать друг ко другу в наших неудачах, радоваться с радующимися и плакать с плачущими — с теми, кто принадлежит к нашей мишпахе. Мы не можем любить своей собственной силой, и мы любим только потому, что Он первым возлюбил нас.

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Иоанна 4:18-21).

Иисус оставил нам то, что сейчас широко известно как молитва Господня в Матфея 6:9-13: «Отче наш, сущий на небесах...». Евреи и язычники, мужчины и женщины, рабы и свободные — все мы дети одного Отца, Который сотворил всех нас и любит нас одинаково.

Даже если у нас разные роли, мир между нашими различиями должен укрепить нашу взаимную связь. Прощать друг другу и любить своих врагов — это жертва, потому что мы отказываемся от своих обид ради любви и единства. Во Христе мы все — одна мишпаха!

Источник — firmisrael.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!