Молитва лежит в основе наших отношений с Богом. В молитве мы познаем, что Бог есть Бог, а мы — слабые и нуждающиеся создания. И все же, сколько христиан упорствуют в этом грехе? Мы хотим молиться, но не молимся. Мы восхищаемся молитвой во внутреннем человеке, но в членах видим, как безмолитвенность ведет войну против этого внутреннего желания, оставляя нас жить подобно маленьким богам, стремящимся к благочестию, не полагаясь на силу Божью. Хотя Иисус говорит нам «всегда молиться и не унывать» (Луки 18:1), мы регулярно впадаем в уныние (возможно, из-за отсутствия молитвы).
В своих собственных усилиях молиться я обнаружил, что полезно более четко размышлять о том, почему отсутствие молитвы является таким серьезным грехом — и как Бог умерщвляет его. Мысленно я возвращаюсь к истории, описанной в 12 главе 1 Книги Царств, где Израиль отвергает Божье правление и не взывает к Богу, но просит Самуила помолиться за них (1 Царств 12:19).
Сначала Самуил призывает Божий народ не бояться, даже если они совершили «все это зло» (1 Цар. 12:20). «Господь не оставит народа Своего, ради великого имени Своего, потому что Господу угодно было сделать вас народом для Себя» (1 Цар. 12:22). Несмотря на тяжкий грех, Бог не оставляет их, и Самуил решает молиться за них.
Дальше Самуил обещает: «И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой» (1 Цар. 12:23). Меня восхищают эти слова Самуила, потому что на данном этапе искупительной истории Бог еще не заповедал молитву. Он не закрепил в законе: «Ты должен посвятить себя молитве». Однако Самуил считает безмолитвенность грехом: «Да не согрешу я, если перестану молиться за тебя». Почему? Рассмотрим четыре убедительные причины убежденности Самуила.
Божья история
По словам Самуила, история Израиля — это история о том, как Бог увенчал вопли Израиля избавлением. Бог спас Израиль, когда они взывали к Нему в рабстве, дал им землю (1 Цар. 12:8) и до сих пор помогает им (1 Цар. 7:12). Страдая за грехи, Израиль часто взывал к Богу, и Он спасал их (1 Цар. 12:8, 10-11).
Самуил считает безмолитвенность грехом не потому, что закон предписывает молиться, а потому, что отношения Бога с Его искупленным народом побуждают его молиться. Как он может не полагаться на Бога в отношении будущего Израиля, если прошлое Израиля было историей унижения и смиреной зависимости от Бога? Бог помогал в прошлые века, и только Бог поможет сейчас.
Как и в случае с Израилем, наше спасение начинается с вопля веры к Богу об избавлении. Израиль взывал к Богу, чтобы Он избавил его от рабства Египта, а мы взываем к Богу о рабстве греха. Сегодня мы — Божий народ, потому что Он услышал наш крик. Если наша история — это история взывания к Богу о помощи и переживание Его избавления, то какое у нас будущее, кроме как взывать к Богу о помощи? Безмолитвенность — это грех, потому что игнорирует Божью историю и Божий замысел о Его народе. По замыслу Бога, мы должны зависеть от Него и взывать к Нему, чтобы Он мог спасать нас раз за разом. Божья история — это история увенчания наших воплей спасением, и будущее не будет иным. Бог увенчает ваши молитвенные вопли и крики спасением. Только не забывайте взывать.
Божьи обетования
Поскольку Бог обещал: «Я не оставлю тебя и не покину тебя» (Иисуса Навина 1:5), Самуил верил, что «Господь не оставит народа Своего» (1 Царств 12:22). Это обещание побудило Самуила молиться. Действительно, без Божьих обетований у нас не было бы основания для молитвы. Божьи обещания питали молитву Давида. Давид нашел в себе мужество молиться, потому что Бог обещал действовать (2 Цар. 7:27). Так же поступал и Даниил (Даниила 9:1-4), и ранняя церковь (Деяния 4:23-30), и многие другие.
Что же такое молитва? Молитва — это просьба к Богу выполнить то, что Он обещал сделать. Молитва — это не попытка человека преодолеть нежелание Бога работать на благо Своего народа. Напротив, библейские молитвы опираются на Божье обязательство и обещание действовать. Божьи обещания для Его народа мотивируют молитву. А она выражает нашу уверенность в Боге, который обещал сделать нам добро.
Теперь понимаете, что значит безмолитвенность ? Это неспособность доверять Богу и Его обещаниям. Самуил знал, что такое поведение было бы грубым грехом. Как можно не доверять обещаниям Бога, Который был всегда верен, и не выражать это доверие в молитвах?
Божья слава
Самуил знал, что Бог сможет сохранить Израиль только после того, как они отвергнут его царствование «ради великого имени Его» (1 Цар. 12:22). Поэтому он искал Божьей славы, молясь о том, чтобы Бог не оставил Израиль. Божье стремление прославить Себя делает безмолвие греховным. Бог говорит, что не оставит Свой народ «ради великого имени Своего» (1 Цар. 12:22). Самуил ходатайствует за Израиль, потому что Бог страстно желает Своей славы, и Самуил тоже.
Когда мы молимся, мы согласовываем свои страсти, желания и волю с Божьими. Если Бог взял на себя обязательство спасти Свой народ для Своей славы, то для Его слуг становится грехом не искать Его славы в спасении народа через молитву. Таким образом, безмолитвенность — это неспособность искать Божью славу. Отсутствие молитвы показывает не только отсутствие любви к Божьему народу, но и отсутствие любви к Богу, Который распространяет Свою славу через спасение и сохранение Своего смиренного и плачущего народа.
Божье Евангелие
В отличие от Самуила, мы получили от Бога заповедь молиться (Римлянам 12:12; Колоссянам 4:2; 1 Фессалоникийцам 5:17; Иакова 5:13). Когда мы не молимся, мы нарушаем Божье повеление. Но, согласно Новому Завету, мы находим силу соблюдать Божьи заповеди в Евангелии. Поэтому безмолитвенность свидетельствует о том, что мы не понимаем Евангелие.
На кресте Христовом Бог ценой жизни Своего Единородного Сына создает для Себя народ. На кресте Бог демонстрирует Свою готовность никогда не оставлять его. На кресте Бог трудится, чтобы спасти и сохранить этот народ ради Своего имени. В кресте мы находим Божье «да» всем Его обетованиям, данным в завете (2 Кор. 1:20). Его заветная любовь, Его верность и готовность спасать ради Своей славы, явленные на кресте, делают молитву возможной и нежелание молиться греховным.
Умерщвление безмолитвенности
Знание того, что что-то является грехом, не дает нам силы его уничтожить. Нам нужна сила Евангелия. Лекарство для наших безмолитвенных сердец — не новые заповеди молиться, а исцеляющий бальзам Евангелия. Крест разоблачает нашу греховную гордость, недостаточную зависимость от Бога. Глядя на крест, мы понимаем, что никогда не сможем молиться достаточно, чтобы заслужить расположение Бога. Взирая на крест, мы осознаем, что никогда не сможем заслужить Божью милость. У креста мы познаем, что ни одно доброе дело не может быть достаточно хорошим для нашего благого Бога. Обращаясь ко кресту, мы смиряемся, и это смирение разжигает молитвы.
Смиренные Богом, Который спас нас, когда мы не могли спастись сами, мы молитвенно полагаемся на Него. И Бог, спасший нас от осуждения, — это тот же самый Бог, который нужен нам, чтобы спасать нас от власти греха день за днем. Крест, который спас нас, — это тот же крест, за который нам нужно держаться изо дня в день. Понимание Евангелия разрушает гордыню безмолитвенности.
Иисус умер, чтобы мы могли молиться, и Он также показывает пример того, как нужно молиться. Иисус непрестанно молился на земле, и продолжает ходатайствовать за нас на небесах (Евреям 7:25). Иисус, новый и лучший Самуил, не должен грешить против Своего Отца, не ходатайствуя за церковь, народ Божий нового завета.
Как пел Чарльз Уэсли:
Пять кровоточащих ран Он носит,
Полученных на Голгофе;
Они изливают молитвы, имеющие силу;
Они настойчиво просят обо мне:
«Прости его, о, прости», — взывают они,
«Прости его, о, прости», — взывают они,
«Не дай умереть этому искупленному грешнику!»
Шрамы, полученные на кресте, умоляют за нас прямо сейчас перед престолом Божьим. Когда мы молимся, мы присоединяемся к распятому, воскресшему и вознесшемуся Господу в Его страстном желании, чтобы Бог сохранил людей, которых Он приобрел на кресте ради Своего имени. Немногие привилегии на земле столь велики, как возможность молиться вместе с нашим Спасителем. В силе Евангелия мы следуем примеру Иисуса.
Когда желание молиться и молитвы идут не по плану
Однако, стремясь присоединиться к Иисусу в молитве, мы должны остерегаться таких молитв, которые остаются грехом против Бога. После того, как Иисус рассказал притчу о настойчивой вдове, чтобы научить нас молиться и не унывать (Луки 18:1), Он рассказывает и другую, о мытаре и фарисее, которые оба идут в храм молиться.
Мытарь молится и говорит о своей нужде, просто умоляя: «Боже, будь милостив ко мне, грешному!» (Луки 18:13). В то же время молящийся «святой», совершивший гораздо больше добрых дел, чем мытарь, уверенно стоит перед Богом и рассказывает о своих качествах, которые должны гарантировать принятие его Богом: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» (Лк. 18:11-12). Этот фарисей не безмолвствует, как другие грешники. Он так часто молится, что даже усиливает свои молитвы постом. Но его молитвы порочны по двум причинам.
Во-первых, как он считает, его молитвы — это основание для того, чтобы Бог принял его. Перечисляя все, что сделал для Бога, он ничего не просит у Бога. Он молится так, как будто Богу нужны его добрые дела, но не нужна Божья милость на кресте.
Во-вторых, его молитвы становятся поводом для соперничества с другими. Он сравнивает свою верную и усиленную молитву с другими и видит, что у других все гораздо хуже. Его молитвы становятся его собственным осуждением, потому что они служат основанием для осуждения других. Он покидает молитвенное место с хорошим чувством, но не потому, что насладился присутствием Бога, получил Его милость или успокоился в Божьем деле спасения. Скорее, он чувствует себя хорошо потому, что молился дольше, регулярнее и страстнее других. Ощущение отсутствия молитвы со стороны других усиливает его гордость перед Богом, но Бог отвергает как его самого, так и его интенсивные молитвы (Луки 18:14).
Бог создал молитву не для самооправдания или соревнования, а для смирения. Подлинная молитва убивает нашу гордость и способствует Его прославлению. Молитесь регулярно, искренне и преданно, но никогда не возлагайте надежды на свои молитвы и не соревнуйтесь в молитвах с кем-то еще.
Да не будет так с нами
Да не будет с нами такого, чтобы мы грешили против Бога отсутствием молитв, и да не будет с нами такого, чтобы мы грешили против Бога, уповая на свои молитвы. Крест делает возможной и необходимой смиренную, зависимую молитву, и крест — наша единственная заслуга перед Богом.
Пусть крест Христа убьет ваше молчание и горделивые молитвы. Да зажжет крест молитву, уповающую на достаточность Христа и взывающую к Божьей милости. Когда вам трудно молиться, не смотрите на себя. Не ждите, что чувство вины, лучшее планирование или более твердая решимость в конечном итоге изменят вашу молитву. Обратитесь к Иисусу. Евангелие — это лекарство от нашего молчания. Евангелие очищает нашу вину за безмолитвенность, показывает нужду в Божьей благодати, укрепляет надежду, что мы получим ответы на молитвы, укрепляет решимость молиться, способствует нашей зависимости от Бога в молитве и защищает от того, чтобы мы хвалились в молитвах.
Автор — Дьедонн Тамфу / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!