Если мы во Христе, тогда страдания не могут остановить или повлиять на Его любовь к нам. Даже худшие испытания, с которыми мы сталкиваемся, в Его могущественных и любящих руках послужат нашему благу – они приблизят нас к Нему, укрепят веру, чтобы выстоять, подготовят нас к тому, чтобы мы утешали других, выявят и искоренят оставшийся в нас грех, помогут углубиться и найти более глубокие и мощные источники радости в Нем.
Но иногда добро, которое Бог производит в страданиях, является чем-то, что Он предотвращает в нашей жизни, а не тем, что мы приобретаем. В этих случаях мы часто не понимаем, от чего нас избавили. Как Отец Бог знает не только то, что нам нужно, но и то, чего нам крайне необходимо избегать. В то время как одна боль пробуждает нас от нашего греха, другая — это Божий любящий способ предотвратить грех, — например, мрачный, опасный и привлекающий грех гордости.
Апостол Павел страдал от определенной и постоянной боли, которая пробуждала его в искушении и сдерживала его гордость:
«И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился». (2 Коринфянам 12:7)
Чтобы я не превозносился. Он высказывает одну и ту же мысль дважды всего в одном предложении. Зачем повторять? Потому что он знал смертельную, обольстительную привлекательность гордости. Когда Бог открывает нам Своё величие, мы можем поддаться искушению думать, что мы великие. И чем больше Он раскрывает, тем сильнее может быть искушение.
Настоящие опасности гордости
Знать больше о Боге может быть опасно, даже смертельно. Ведь и сатана может побудить вас узнать больше о Боге, если эти знания заставляет вас больше полагаться на себя и меньше на Бога. Бог дал Павлу жало в плоть «из-за чрезвычайности откровений» — потому что он видел больше Бога, чем большинство людей. Если бы мы, как и Павел, знали о духовной опасности гордости, мы бы не презирали данное нам жало, как мы это делаем, — хроническую боль или болезнь, неосуществленные мечты или ожидания, разрушенные отношения и борьбу, постоянно преследующие искушения или что-либо еще, что беспокоит вас.
Павел использует слово «превозношение» для описания кого-то тщеславного в другом месте Писания, изображая антихриста, который однажды появится: «Человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фессалоникийцам 2:3-4). В одном отвратительном и ужасающе разрушительном человеке мы видим портрет в натуральную величину семян самомнения, заносчивости и тщеславия в каждом из нас. Тщеславие убеждает нас в том, что мы заслуживаем того, чего заслуживает только Бог, до тех пор, пока не объявим себя Богом и не ожесточим свои сердца против Него.
В другом письме Павел предупреждает нас о том, что новообращенный, которого продвигают к лидерству, «может возгордиться и подпасть осуждению с диаволом» (1 Тимофею 3:6). Даже после того, как церковь хочет сделать человека старейшиной, гордость все еще может расти в нем, пока он не попадёт в руки сатаны. Искушение гордости имеет ужасающую и разрушительную силу, даже (и, возможно, особенно) в церкви, потому что все люди в церкви думают, что мы имеем познания о Боге.
Благословенное жало
Пока мы не научимся видеть разрушительную силу гордости, мы не сможем смотреть на жало как на благословение, и мы можем начать обижаться на Бога за то, что Он имеет к нему какое-то отношение. Но если гордость действительно разрушает людей навсегда, и если мы уязвимы перед её искушениями, то наше жало — хотя это действительно неприятно, а порой и ужасно — приобретёт новое и удивительное измерение любви.
Хочу пояснить: любое очарование, которое мы видим в нашем жале, не притупит и не снимет боль, и сатана все еще будет продолжать терзать и удручать нас жалом во плоти (2 Коринфянам 12:7). Но внезапно и постепенно мы начнем видеть, как через эту боль Бог защищает нас, очищает и служит нам. Жало, которое казалось проклятием, теперь становится неожиданно ценным из-за того, что оно произвело в нас и для нас.
Павел страдал сильнее и чаще, чем большинство из нас. Поэтому он никогда не преуменьшал настоящую агонию страданий. Но он также не позволял душевной боли страдания, любого страдания, отнять у него то доброе, что Бог произвел в нём через страдание. Он был притесняем, в отчаянных обстоятельствах, гоним, низлагаем (2 Коринфянам 4:8–9), но все же мог сказать, что при любых обстоятельствах
«мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу» (2 Коринфянам 4:16–17)
Тление было реальным. Тем не менее, огромное, нескончаемое бремя славы было таким же реальным и даже больше, чем то, что он потерял или выстрадал. Страдание было сильным, иногда даже невыносимым (2 Коринфянам 1:8), но благословение всегда затмевает страдание, как восход солнца, захватывающий утренний горизонт.
Умоляя Бога
Несмотря на то, что Павел, в конце концов, принял своё жало, он умолял, чтобы его забрали. Жало в плоть может приносить нам вечное благо, которое мы не согласились бы обменять на временное утешение, но это не значит, что мы должны хотеть получить жало в плоть — или что мы не можем просить Бога убрать его. «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня», — говорит он (2 Коринфянам 12:8).
Павел умолял Бога так же, как он умолял церкви (он использует то же самое слово в Посланиях Римлянам 12:1; 1 Коринфянам 1:10; Ефесянам 4:1; 1 Фессалоникийцам 2:12). Павел много раз просит и умоляет в своих письмах, но только в одном случае он так сильно просил Бога. Чему мы можем научиться из его мольбы? Во-первых, это нормально, даже правильно просить Бога о том, чтобы страдание прошло. Павел делал это, и сам Иисус поступал так в Гефсиманском саду, хотя Он знал, что должен пострадать (Матфея 26:39).
Во-вторых, не только полезно искренне со смирением и верой предстать перед Богом и просить, чтобы Он удалил все, что терзает нас, но обратите внимание, что Павел делал это неоднократно. Ни один и ни два раза, но трижды он приходил к Господу, прося помощи и освобождения. Несмотря на то, что он знает все наши нужды и молитвы, прежде чем они коснутся наших губ, Богу нравится, когда мы просим — и когда мы продолжаем просить (Луки 18:1–8). Поэтому, когда физическая или душевная боль непреодолимо наваливаются, не стесняйтесь еще раз умолять Его.
Наконец, он не умолял вечно. Он попросил, затем попросил снова, и затем попросил еще раз, после чего он принял своё жало почти как призвание, полагая, что Бог захотел использовать его слабость лучшим образом, чем он мог бы использовать его силу. Если бы он действительно нуждался в том, чтобы жало было удалено, Бог сделал бы это. Павел верил, что Бог знает, что ему нужно, и даст это по доброй воле в правильное время. Мы не ограничены в том, чтобы просить только три раза, но мы, как и Павел, должны также подготовиться к тому, чтобы принять жизнь с «кратковременным легким» страданием, которое производит жало в плоти.
Мы не должны бояться просить Бога, потом просить еще и еще раз. Но Он также хотел бы, чтобы мы взращивали сердце, которое может получать, принимать и даже хвалиться премудрым, всегда любящим «Нет», зная, что наши испытания и слабости раскрывают Его милость гораздо больше, чем наши победы и наша сила.
Удовлетворенный и согласный нести жало
Мы не должны хотеть или просить жало в плоть, но если Бог за нас и с нами, мы можем научиться довольствоваться им. Павел говорит: «Я вполне удовлетворён слабостью своею, доволен оскорблениями, невзгодами, преследованиями, всеми трудностями во имя Христово, ибо когда я немощен, тогда и силён» (2 Коринфянам 12:10, современный перевод). Довольствоваться не только слабостями, но и трудностями, бедствиями, гонениями.
В предыдущей главе он описывал трудности, с которыми столкнулся, в мрачных деталях:
«Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Коринфянам 11:25–27).
И при все этом, он остается удовлетворенным. И не только в страданиях или через них, но и с ними. Почему? «Ради Христа» (2 Коринфянам 12:10). Потому что слабости, гонения и бедствия Павла приносят и делают силу, мудрость, благодать и любовь Христа еще больше, ярче. Его жало, каким бы острым оно ни было, служило обрамлением всего, что он любил в Иисусе.
И он был доволен своим жалом, потому что оно удерживало его от тщеславия. Поэтому, когда ваше жало в плоть появляется или остается, «смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время. Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петра 5:6–7). Гордость по глупости требует возвышения сейчас. Смиренная любовь — возвышать Бога, Его милость, силу, мудрость, время, даже пока нам приходится нести жало в плоти сейчас. И смиренные с великим и искренним удовлетворением, с радостью ждут того дня, когда Бог возвысит нас навсегда и освободит от любого жала, которое мы когда-либо несли в плоти.
Автор — Маршалл Сигал / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!