О чём вы чаще всего молитесь за людей, которых любите больше всего? Этот вопрос раскрывает неприглядный вывод о нас самих (и о наших молитвах).
Во-первых, молимся ли мы за тех, кого любим? Молитва — это один из самых сильных и полных заботы и внимания способов, которыми мы можем выразить кому-то свою любовь. И всё же часто нам сложно продолжать молиться за других людей. При наличии бесчисленных веских причин молиться, — то есть просить Бога о бесконечной силе, мудрости и любви в жизни наших друзей, семьи и соседей, — мы находим тысячу оправданий тому, чтобы не делать этого. И некоторым из нас очень нужно услышать простое напоминание о том, что пора остановиться и помолиться за тех, кого мы любим.
Но если мы молимся за них, то действительно имеет значение то, о чём мы молимся. Мы часто просим Бога о меньшем, чем могли бы. По крайней мере, я знаю, что иногда сам просил о меньшем, чем следовало бы, — для моей жены, сына, моих родителей и церковной семьи. Когда мы думаем молиться за тех, кого любим, наш ум может уклониться к практическим, земным заботам — о том, что Бог будет охранять или улучшать их здоровье и безопасность, или что Он будет прославлен в том, что они делают на работе, или что Он будет защищать наши отношения с ними, или любых других ежедневных или еженедельных нуждах, которые немедленно приходят на ум.
Подобные молитвы, хотя они хорошие и даже важные, не соответствуют молитвам, «сдвигающим горы», которыми мы могли бы молиться — молитвам, которыми молился апостол Павел. Если бы мы более молились так, как молился он, и получали бы ответы от Бога, мы не смогли бы не молиться еще больше за тех, кого любим.
Почему мы молимся о меньшем
Тим Келлер отмечает: «Примечательно, что во всех посланиях Павла его молитвы за друзей не содержат просьб об изменении обстоятельств» («Молитва», стр. 20). Подумайте об этом. Из его тринадцати посланий нам известны буквально десятки способов, которыми Павел молился за христиан; и всё же он никогда не просил Бога изменить их обстоятельства. Но именно об этом многие из нас молятся больше всего.
Почему мы склонны молиться за изменение обстоятельств больше, чем о больших, глубоких и более продолжительных духовных реалиях, в которых мы можем видеть и иметь духовные переживания? Конечно, причин много, но мы можем попытаться отметить пару из них.
Во-первых, меньшими молитвами легче молиться. Мы естественным образом, даже не зная Христа, думаем (и беспокоимся) о здоровье, работе, безопасности путешествий и конфликте в отношениях. Не требуется духовных чувствований, чтобы желать выздоровления больного (или чтобы здоровый человек оставался здоровым). Даже те, кто ненавидит Бога, могут желать друг другу хорошей жизни. Но большие молитвы, подобные молитвам Павла, не приходят естественным образом. Ненавидящие Бога люди не будут молиться подобными молитвами. Чтобы молитва была целенаправленной, страстной и наполненной надеждой, необходима работа Святого Духа, чтобы указать нам цель, дать сильное желание и надежду. Он открывает нам глаза на потрясающие и приводящие в трепет реалии, которые простираются за пределы наших повседневных обстоятельств.
Во-вторых, ответы Бога на наши молитвы о большем часто бывают неспешными и менее заметными. Если мы молимся об исцелении кого-либо, он может поправиться всего за несколько дней или недель. Если мы молимся о безопасном путешествии для кого-то, мы узнаём, как ответил Бог, в течение нескольких часов. Если мы молимся за успешное собеседование, мы очень скоро узнаем, как оно прошло. Но если мы молимся о том, чтобы Бог сделал брата более похожим на Иисуса, мы можем годами не видеть настоящего, заслуживающего доверия плода. Если мы молимся о том, чтобы Бог защитил нашего ребёнка от сатаны и всех его искушений, мы, вероятно, не сможем стать очевидцами тех тысяч моментов, когда Он это сделал. Если мы молимся о том, чтобы Бог сохранил нашего пастора верным до конца, мы не будем знать ответ наверняка, до того момента, пока этот человек наконец сам не услышит: «Хорошо, добрый и верный раб» (Мф. 25:23).
Большие молитвы требуют большей благодати, большей веры и больших усилий, потому что духовные реальности не приходят на ум естественным образом, и потому что ответы на такие молитвы часто труднее распознать — по крайней мере, на данный момент. Однако в течение сотен тысяч лет мы будем вкушать и видеть ценность этих больших молитв, которыми мы молились, — молитв, которые сдвигали горы в сердцах людей, вызывая землетрясения в их духовных недрах и изменяя их положение в вечности.
Семь ежедневных молитв
Поскольку Павел писал церквям, почти все молитвы, которые мы имеем в его посланиях, касаются верующих. Мы можем быть уверены, что он молился настойчиво, страстно и со слезами за погибающих (Рим. 9:2-3; Флп. 3:18-19). Но большая часть того, что мы знаем о молитвенной жизни Павла, основывается на том, о чём он молился за своих братьев и сестёр по вере, включая эти семь больших молитв — молитв, которыми мы можем регулярно молиться за последователей Христа, которых мы любим больше всего.
1. Ещё шире открой их глаза на Тебя.
Молитва — это один из самых сильных и исполненных заботы и любви способов, которыми мы можем выразить кому-то свою любовь. И самая сильная, исполненная внимания и любви молитва, которою мы можем молиться за других, это молитва о том, чтобы они больше наслаждались Богом. И снова Келлер пишет: «Павел рассматривает молитву не как способ получить что-то от Бога, но как способ получить больше самого Бога» («Молитва», стр. 21). Павел молился:
«Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего.» (Еф. 1:15–18)
Поскольку он услышал об их вере, он молился, чтобы они увидели Бога. Молитесь ли вы так за верующих, которых любите? Павел знал, что нам нужна сверхъестественная внутренняя сила, чтобы ощутить широту, долготу, высоту и глубину Божьей любви к нам во Христе (Еф. 3:15-18) — не только для того, чтобы принять её, но и для того, чтобы переживать её, и возрастать в этом опыте. Нам сегодня нужна свежая благодать, чтобы вновь насладиться Богом.
2. Наполни их сердца любовью к людям.
Если Бог ответил на нашу первую молитву за тех, кого мы любим, эта благодать начнет проявляться в их любви к другим людям.
«И молюсь о том, чтобы любовь ваша ещё более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.» (Флп. 1:9–11)
Павел взывает к Богу об этой необычайной, заразительной и переполняющей любви и в других местах Писания (1 Фес. 3:11–13; Рим. 15:5–6). Он не принимал как должное то, что последователи Христа будут любить друг друга в достаточной мере. Он просил Бога сделать их более и более любящими.
Неудивительно, что эти первые две молитвы перекликаются с двумя великими заповедями Иисуса любить Бога и ближнего (Мф. 22:37–39). Когда мы идём молиться за нашего супруга/супругу, наших детей, церковную семью, соседей, это две основополагающие молитвы: Боже, открывай их глаза всё шире и шире на Тебя и наполняй до избытка их сердца любовью к людям.
3. Научи их мудрости воли Твоей.
Наши молитвы друг за друга должны начинаться с возрастающей любви к Богу и переполняющей любви к людям, но Павел не довольствуется этими двумя великими молитвами. Он восходит и на другие горы в молитве за тех, кого любит. Он молится за их духовную мудрость и понимание:
«Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога.» (Кол. 1:9-10)
Мы не будем ходить достойно перед Богом только потому, что хотим этого. Нам нужно, чтобы Бог научил нас тому, как это делать. То, что мы хотим и почему мы хотим этого, имеет огромное значение для Бога, но нам всё ещё нужно учиться ходить. Независимо от того, как долго мы идём, мы все ещё где-то на пути к тому, чтобы «во всём угождать Ему», сталкиваясь с новыми возможностями и вызовами каждый день. Как бы далеко мы ни ушли, следующие шаги требуют духовной мудрости и проницательности, а не просто человеческой дисциплины и решимости, поэтому мы молимся и просим Бога о том, что нам нужно знать сейчас.
4. Дай им смелость говорить об Иисусе.
Поручение, которое Иисус оставил нам, не может быть более ясным (Мф. 28:19–20). Мы можем забыть о нём или пренебречь им в разные периоды своей жизни, но это не может произойти из-за неясности задачи. Бог призывает каждого последователя Иисуса завоевывать души для Него и научить их повиноваться всему, что сказал Иисус. С этой целью Павел пишет:
«Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением. Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах, — дабы я открыл её, как должно мне возвещать». (Кол. 4:2–4)
И в другом месте он также просит молиться, «дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования, для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно» (Еф. 6:19–20).
Бог действует тремя чудесными способами, отвечая на такие молитвы. Сначала Он даёт нам слова, затем смелость сказать их, когда мы можем быть отвергнуты (или ещё что похуже), и, наконец, Он открывает духовные глаза наших слушателей, чтобы они увидели и поняли Евангелие Его Сына. Когда мы молимся за верующих сегодня, мы можем молиться о тех же дарах благодати для успешного свидетельства.
5. Пошли им хороших верующих друзей.
Снова и снова в своих письмах Павел молится о том, чтобы Бог позволил ему быть вместе с другими последователями Христа. Например:
«Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?» (1-е Фес. 3:9–10; см. также Рим. 1:9–10; 15:30–33)
Многие из нас, находясь в здоровых церквях, никогда не испытывали такой отчаянной потребности в общении, никогда не задерживались до поздней ночи, искренне молясь, чтобы наконец увидеть верующих лицом к лицу. Мы так привыкли видеть нашу церковную семью от воскресенья до воскресенья (и даже чаще), что, возможно, забыли, насколько жизненно важно общение для христианской жизни.
Однако, кроме милости Божьей и молитв других людей, любой из нас может «ожесточиться из-за лжи греха» (Евр. 3:13) и заблудиться из-за любви к этому миру (2 Тим. 4:10). Итак, одна из самых важных молитв, которыми мы можем молиться за тех, кого любим, это молитва о том, чтобы Бог дал им здоровую, верную церковь и нескольких благочестивых, верных друзей.
6. Защити их от врагов душ их.
Когда мы молимся Богу о том, чтобы радость наших близких в Нём возрастала, их любовь к другим людям становилась сильнее, и свидетельство об Иисусе было более дерзновенным, мы должны знать, что они встретят сопротивление и враждебность. Павел встречал такую оппозицию везде, куда бы он ни шёл, поэтому он просил поддержки в молитве:
«Итак молитесь за нас, братья, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас, и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей». (2 Фес. 3:1–2)
Когда мы молимся друг за друга, мы должны помнить, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6:12). Сатана и его армии атакуют не случайно и не время от времени, но целенаправленно и беспощадно. Один из самых эффективных способов молиться за наших близких — это молиться против врагов их душ.
Мы молимся вместе с Иисусом: «Не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). Не только меня, но нас. Иисус учит нас не только молиться о наших собственных интересах: о наших собственных искушениях, о наших проблемах и о постоянно преследующих нас грехах, но и тому, чтобы регулярно и страстно молиться за интересы других людей, чтобы считать их более значимыми, чем мы сами (Флп. 2:3) в нашей войне против зла.
7. Сделай так, чтобы Иисус прославлялся в их жизни.
Наконец, молитесь, чтобы Иисус был прославлен во всём, что они делают.
«Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нём, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа». (2 Фес. 1:11–12)
Павел объединяет три великих молитвы в одну. Во-первых, просите Бога сфокусировать и очистить их амбиции. Это не просто намерения, но намерения во благо, и не просто любые дела, но дела веры. Наши молитвы помогут защитить их от плохих решений и дел, исходящих из эгоистичных мотивов.
Во-вторых, мы просим Бога дать им не просто силу трудиться, но Его силу выполнить этот труд. Если эти решения и дела будут прославлять Бога, они должны быть совершены «Его силой», а не их собственной. Мы хотим, чтобы божественная сила и способности текли через них, пока они трудятся и служат.
Наконец, нам нужно, чтобы Бог выполнил Свою работу через них, — чтобы завершить её и сделать ее плодотворной (Флп. 1:6, 11). Другими словами, нам нужно, чтобы Бог прославлялся во всём, что они (и мы) делают.
Благодарите Бога за благодать, которую вы видите
Если Бог ответит на эти молитвы, со временем мы увидим плоды — и мы должны благодарить Его, как только увидим их. Один из лучших способов разжечь костёр наших больших молитв за других — это хвалить Бога за то, что мы видим Его работу в них и через них.
Вот молитва, которую Павел писал так же часто, как и другие: «Я благодарю Бога моего за вас». Потому что ваша вера возрастает (2 Фес. 1:3). Потому что вы любите всех святых (Еф.1:15–16). Потому что вы участвуете в благовествовании (Флп. 1:3–5). Потому что вы обогатились всяким познанием и не имеете недостатка ни в каком даровании (1 Кор. 1:4–7). Потому что Евангелие распространяется через вас (Рим. 1:8). Потому что вы не потеряли надежду на Иисуса Христа (1 Фес. 1:2–3).
Как часто мы принимаем свидетельство о духовных плодах как должное, благодаря Бога за меньшие, второстепенные благословения? Большие, более ценные, более длительные дела Божьи (подобно семи вышеупомянутым) не осуществляются за день или неделю. Чтобы заметить их, мы должны присматриваться более тщательно, в течение месяцев и даже лет. Но когда мы действительно видим руку Божью, которая трудится над сердцем того, кого мы любим, не так уж и много реальностей могут вдохновить нашу веру, усилить нашу радость и укрепить нашу молитвенную жизнь так, как подобные ответы на эти молитвы.
Автор — Маршалл Сигал / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Наталья Кротова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!