Как распознать Святого Духа: девять критериев духовных плодов

Как распознать Святого Духа: девять критериев духовных плодов

Говоря обо всех благословениях, которые мы имеем во Христе, можно ли назвать нечто большее, чем постоянное присутствие в нас Святого Духа?

Дух является «совокупностью благословений, которые приобрёл Христос; с Его помощью Иисус действовал и страдал, совершая труд искупления», — пишет Джонатан Эдвардс (Works of Jonathan Edwards, 5:341). Дух проливает свет на лицо нашего Спасителя (Ин. 16:14). Дух влагает в наши уста слова: «Авва, Отче!» (Рим. 8:15). Дух вселяет небо в наши сердца (Еф. 1:13-14).

Тем не менее, при всех тех благословениях, которые несёт с Собой Дух, многие из нас оказываются в затруднении в случаях, когда необходимо распознать присутствие Святого Духа. Когда я был новообращённым верующим, меня уверяли, что говорение на языках и пророчество – это два наиболее существенных признака действия силы Духа Святого. Возможно, кто-то другой, хотя и не так сильно суживая фокус своего внимания, всё же легче всего отождествляет присутствие Святого Духа с Его чудотворными дарами: видениями, исцелениями, чувственными переживаниями и т.п.

Следует отметить, что Святой Дух действительно являет Себя посредством подобных чудес (1 Кор. 12:8-11), и христиане сегодня должны «ревновать» об этом (1 Кор. 14:1). Тем не менее, когда Павел говорит галатам, что нужно «жить по Духу» и «поступать по Духу» (Гал. 5:16,25 – НРП), он концентрирует их внимание не на дарах, но на плодах Духа.

Итак, если мы хотим знать, поступаем ли мы по Духу, или нам пора снова отыскать Его следы, лучше всего будет обратить внимание на любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость и воздержание.

плоды Святого Духа

Плод Духа

Чтобы лучше понять значение плодов Духа, вспомним контекст, в котором они упоминаются. Перечень, приведённый Павлом, был обращён, прежде всего, к общине, члены которой были не в ладах друг с другом. И апостол счёл нужным предостеречь галатов, чтобы они не «угрызали и не съедали друг друга», а также чтобы старались не «тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5:15, 26). Отвратившись от Божией благодати в благовестии (Гал. 1:6), галаты, очевидно, начали обращаться и друг против друга.

В этом контексте понятия «дел плоти» и «плодов Духа» характеризуют два типа общин: анти-общину людей, живущих по плоти и ищущих праведности, которая основывалась бы на их делах (Гал. 5:19-21); и истинную общину людей, поступающих по Духу, оправданных одной лишь верой через одного лишь Христа (Гал. 5:22-23).

Используя перечень, приведённый Павлом, для того, чтобы проверить самих себя, нужно задаться вопросом, свойственны ли нам эти привлекательные качества не только тогда, когда мы сидим в спокойном уединении, но и тогда, когда обращаемся среди Божьего народа. Я могу казаться себе терпеливым, добрым и кротким, находясь один в своей квартире, но как обстоят дела, когда я в церкви? То, каковы мы в присутствии других, — мешаем ли им, раздражаем ли или забываем их, — показывает, насколько мы близки к тому, чтобы приносить духовные плоды.

Итак, что же представляют собой эти девять кластеров плодов, служащие доказательством присутствия Святого Духа? Чтобы наше исследование не вышло из-под контроля, мы рассмотрим лишь по несколько аспектов каждой из этих добродетелей, и ограничимся, в основном, лишь посланиями Павла.

Любовь

Любовь: Трудитесь ли вы для блага своих братьев и сестёр?

Когда Бог изливает в наши сердца любовь посредством Святого Духа (Рим. 5:5), изменяется наша осанка: мы, бывшие некогда согбенными в постоянной занятости собой, теперь расправляем плечи, поднимаем голову и начинаем забывать о себе в интересах других людей (Фил. 2:1-4). Мы обнаруживаем, что наши сердца тесно связаны с людьми, которыми мы ранее пренебрегали, которых осуждали или даже презирали (Кол. 2:2; Рим. 12:16). Наша любовь более не зависит от того, нашли ли мы в ком-то нечто привлекательное; ощутив любовь Христа (Гал. 2:20), мы несём с собой любовь везде, куда бы ни пошли.

Эта любовь побуждает нас трудиться для блага наших братьев и сестёр (1 Фес. 1:3), терпеливо снисходить к людям, которые кажутся нам раздражающими (Еф. 4:2), и заботиться более о духовном благополучии брата, чем о собственной духовной свободе (1 Кор. 8:1). Имея такую любовь, мы, независимо от нашего положения в обществе, рады считать себя слугами (Гал. 5:13). А также мы учимся задаваться вопросом не о том, кто сегодня удовлетворит мои нужды, но о том, чьи нужды могу сегодня удовлетворить я.

Намного лучше нести в своём сердце хотя бы каплю этой любви, чем наслаждаться всеми богатствами, благами и признанием этого мира. Потому что в день, когда всё прочее пройдёт, любовь останется (1 Кор. 13:7-8).

Радость: Восторгает ли вас то, как Божий народ похож на Христа?

Павел считал общение с народом Божиим немаловажным источником христианской радости. Он мог написать Тимофею: «и желаю видеть тебя…, дабы мне исполниться радости» (2 Тим. 1:4), или филиппийцам: «всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою» (Фил. 1:4). Конечно, радость Духа – это, прежде всего, радость в нашем Господе Иисусе (Фил. 4:4). Но истинная радость во Христе, переполняющая нас, направлена на всех, кто преображается в Его образ. Верой мы увидели блистательную славу своего Царя и теперь наслаждаемся, улавливая её отблески в лицах святых.

Однако пиком нашей горизонтально направленной радости является не простое совместное пребывание с народом Божиим, но созерцание того, как он становится похожим на Христа. «Дополните мою радость, — пишет филиппийцам Павел. — Имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны» (Фил. 2:2). Итак, что может дополнить вашу радость? — Когда мы поступаем по Духу, зрелость Божьего народа дополняет нашу радость. Мы испытываем радость, видя, как смирение торжествует победу над гордостью, как похоть отступает перед лучшим благом, как робкие со смелостью возвещают Евангелие, а отцы руководят своими семьями в страхе Господнем.

Мир

Мир: Стремитесь ли вы сохранять единство Духа даже ценой значительных личных затрат?

Святой Дух является великим объединителем церкви. Благодаря миротворческому труду Иисуса, совершённому на кресте, Дух делает из иудея и язычника «одного нового человека» (Еф. 2:15); Он объединяет тех, кто были врагами, делая их «своими Богу» (Еф. 2:19); Он созидает всех нас «в святый храм в Господе» (Еф. 2:21-22). И, независимо от наших кажущихся отличий от человека, сидящего в следующем ряду, мы – причастники одного тела, одного дома, одного святилища. И всё это потому, что у нас один на всех Господь, и настанет день, когда будет одно на всех небо (Еф. 4:4-6).

К тому же, те, кто поступают по Духу, не оскорбляют Его, разрушая то, что Он построил (Еф. 4:29-30). Напротив, они ищут «того, что служит к миру» (Рим. 14:19). Поэтому мы первыми просим прощения даже тогда, когда большая часть вины лежит на другом человеке. Мы отказываемся от необоснованных подозрений, предпочитая лучше видеть в людях только хорошее. Мы питаем отвращение ко всяческим сплетням, вместо этого с уважением говоря о братьях за их спинами. А оказавшись вовлечёнными в конфликт, мы «стремимся к исправлению», чтобы «жить в мире» (2 Кор. 13:11 — НРП).

Долготерпение: Возрастаете ли вы в способности не замечать обиды?

Терпение как плод Духа – это нечто большее, чем способность спокойно сидеть, попав в пробку, или продолжать ожидать в приёмной врача, когда уже давно прошло назначенное вам время. Терпение – это внутренняя духовная сила (Кол. 1:11), делающая нас способными принимать поношения с открытым лицом и попросту их не замечать. Терпеливые люди, подобно Богу, «медленны на гнев» (Исх. 34:6 — НРП), даже когда имеют дело с серьёзными и повторяющимися провокациями (Рим. 2:4; 1 Тим. 1:16).

Терпение является неотъемлемой составляющей ученичества — одной из важнейших обязанностей церкви. Заклиная Тимофея следующими словами: «проповедуй слово… во время и не во время», Павел говорит, что это нужно делать «со всяким долготерпением» (2 Тим. 4:2; ср. 3:10-11). Служение в церкви, независимо от того, какую роль мы выполняем, помещает нас в среду людей, которые продвигаются в своём развитии гораздо медленнее, чем нам хотелось бы. Мы окажемся среди «бесчинных, … малодушных, … слабых», и, вместо того, чтобы замахиваться на них, мы должны быть «долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14). Идя бок-о-бок с тяжёлым на подъём, спотыкающимся святым, мы должны помнить, что в один прекрасный день он засияет как солнце (Мф. 13:43).

Благость

Благость: Можете ли вы не только не замечать обиды, но и воздавать за них любовью?

Одно дело — принять поношение и спокойно уйти. И совсем другое – принять поношение, перекроить его на фабрике вашей души и потом отправить обратно в виде благословения. Первое – это терпение; второе – доброта (Рим. 2:4-5; Тит. 3:4-5; Еф. 4:32). Доброта, отточенная посредством Духа, формирует родителей, которые ровным, ласковым голосом призывают к порядку своих детей; страдальцев, которые отвечают прощением на невежественные и бесчувственные «слова утешения»; жён и мужей, которые отплачивают супругу поцелуем за резкое слово.

И если мы не готовы проявить доброту не только к тем, кто однажды отблагодарит нас, но и к «неблагодарным и злым» (Лк. 6:35), то этот плод Духа в нас ещё не созрел. Добрые люди способны, подарив благословение, получить в ответ проклятие и после этого продолжать дарить благословения (Рим. 12:14).

Милосердие: Мечтаете ли вы о возможности помочь кому-то?

Помимо ситуации с оскорблением, люди, поступающие по Духу, несут в себе общую расположенность к тому, чтобы приносить пользу, быть щедрыми и готовыми помочь. Их не нужно просить приложить руку к тому, чтобы вытереть посуду или вынести мусор, — они с готовностью и добровольно берутся за работу.

Вместе с тем, эти люди не просто делают добро, когда подвернётся такая возможность, — у них есть «благоволение к добру» (2 Фес. 1:11 – Пер. Еп. Кассиана). Желая испытать, «что благоугодно Богу» (Еф. 5:8-10), они пускают в ход фантазию с тем, чтобы она послужила пока ещё невообразимым добрым делам. Они следуют совету Чарльза Сперджена:

«Давайте не упускать возможность быть в Его употреблении. Будем жить в этом мире с открытыми ушами и глазами, готовые при первой же возможности принять участие в добром деле. Не успокоимся, если мы не при деле, но сделаем соучастие в деле Божьем главным стремлением и целью нашей жизни» («Как приводить души ко Христу»).

Милосердие

Верность: Делаете ли вы то, что обещали, даже когда речь идёт о мелочах?

Один из аспектов Божией верности состоит в том, что Он всегда делает то, что обещал: «верен Призывающий вас, Который и сотворит сие» (1 Фес. 5:24). И точно так же верность Божьего народа состоит в том, чтобы приложить максимум усилий для выполнения наших обещаний, даже если это сопряжено со значительными трудностями.

Благодаря влиянию Духа, мы стремимся сказать вместе с Павлом: «верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет»» (2 Кор. 1:18). Репутация верных настолько надёжна, что, когда им не удаётся сдержать слово, другие люди не говорят: «ну, вы же его знаете», а, скорее, удивляются. Если мы сказали, что придём на малую группу, мы приходим. Если взяли на себя обязательство убрать в спальне, то убираем. Если договорились, что позвоним кому-то в четверг в 16:00, мы это делаем. Мы усиленно стараемся оказаться верными, пусть даже в сферу нашей ответственности в настоящее время входит лишь «малое» (Мф. 25:21). Ведь мы знаем, что то, как мы справляемся с малыми обязанностями, показывает, как мы будем справляться с большими (Лк. 16:10; 2 Тим. 2:2).

Кротость: Используете ли вы свою силу для того, чтобы служить слабым?

Кротость далека от лощёной любезности, какой её подчас изображают. «Библия ясно говорит, что кротость – это не слабость, но благочестивое применение силы», — пишет Дэвид Мэтис. Когда Иисус пришёл, чтобы спасти нас, грешников, Он облачился в кротость (Мф. 11:29; 2 Кор. 10:1). Так же и мы, совершая собственный труд по исправлению наших братьев и сестёр, впавших в грех, должны носить то же одеяние (Гал. 6:1). Кротость не гарантирует того, что благочестивые люди никогда не станут гневаться. Но они делают это неохотно. Они предпочли бы скорее исправлять других «с любовью и духом кротости» (1 Кор. 4:21).

Не удивительно, что в Ефесянам 4:2 Павел ставит кротость в один ряд со смирением. Как это сформулировано в одном словаре греческого языка, быть кротким, значит «не слишком впечатляться ощущением собственной значимости». Перед лицом личных обид гордые люди дают волю гневу, чтобы отстоять собственную значимость. Смиренных же больше заботит состояние души обидчика, а не собственное самомнение. Поэтому они направляют свою силу в русло служения кроткому исправлению.

Воздержание

Воздержание: Отказываете ли вы страстным желаниям своей плоти?

Писание не представляет нам воздержание в розовом свете. Павел пишет: «все подвижники воздерживаются от всего… [я] … усмиряю и порабощаю тело моё» (1 Кор. 9:25,27). В греческом слово «усмирять» означает «ставить фингалы, бить по лицу». Павел использует это слово в качестве метафоры, но смысл от этого не меняется: воздержание причиняет боль. Оно требует, чтобы мы говорили безжалостное «нет!» всякому вожделению, удаляющему нас от Духа и направляющему к плоти (Тит. 2:11-12).

Потребность в воздержании относится к любому желанию плоти: например, к желанию спать, есть или употреблять кофеин. Но особенно это касается нашего сексуального аппетита (1 Кор. 7:9). Те, кто водимы Духом, медленно, но верно научаются слышать Божии обещания лучше, чем требования похоти, а также отказываться давать место блуду в среде святых (Еф. 5:3).

Поступайте по Духу

Не может быть такого, чтобы Дух Божий обитал в человеке и не сделал его садом, приносящим духовные плоды. Если девять этих добрых качеств изобилуют в нас, значит, мы поступаем по Духу. Если же эти добродетели отсутствуют, то их нехватку не сможет компенсировать никакой духовный дар. Как же, в таком случае, нам следует реагировать, когда мы обнаруживаем, что наш сад заполонили дела плоти? И как нам не переставать взращивать духовные плоды на протяжении всей жизни? Можно начать с того, чтобы запомнить три положения на каждый день. Их повторение является основополагающим для христианского стремления к святости: покаяние, прошение, обновление.

Покаяние. Когда власть в нашей жизни захватывают дела плоти, мы должны вернуться назад в покаянии, чтобы продвинуться вперёд в святости. Исповедайте свои грехи честно и конкретно (возможно, используя список, приведённый Павлом в Галатам 5:19-21), а затем снова уверуйте в «Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). И помните, что мы оправдываемся не плодами, но верой.

Прошение. Без присутствия Божьего Духа, обновляющего нас и делающего нас плодоносными, все мы – лишь проклятая земля (Рим. 7:18). Так что, если мы хотим приносить плоды святости, то должны просить «Подающего нам Духа», чтобы Он продолжал это делать (Гал. 3:5).

Обновление. Наконец, мы вновь обращаемся взглядом к Иисусу Христу, которого любит прославлять Дух (Ин. 16:14; Гал. 3:1-2). И в Нём мы находим свою плодоносную Лозу: своего Господа любви, своего радостного Царя, своего Князя мира, своего долготерпеливого Владыку, своего доброго Друга, своего милосердного Бога, своего верного Спасителя, своего кроткого Пастыря, своего Брата, Который, как и мы, был искушён во всём, но проявил совершенное воздержание. И, подобно тому, как никто не может сидеть у водопада и остаться сухим, никто не может оставаться бесплодным, взирая на Такого Иисуса.

водопад

Рай в наших сердцах

Само собой, обращение нашего взгляда к Иисусу Христу – это нечто большее, чем одномоментное дело. Когда Павел сказал: я «живу верою в Сына Божия» (Гал. 2:20), он имел в виду образ жизни, а не мимолётную мысль или короткую молитву. Мы должны не просто бросать взгляды в сторону Иисуса – мы должны пребывать в близком общении с Ним.

Наше общение со Христом не может быть слишком близким, как не можем мы и приложить слишком больших усилий для достижения этого общения. Если мы сделаем своей целью близость с Ним, то будем вознаграждены во сто крат по сравнению с приложенными усилиями. Пуританин Ричард Сиббс однажды сказал в своей проповеди:

Принимаем ли мы Христа так, чтобы потерять себя? Приходит ли Он ни с чем? О нет, Он приходит со всякой благодатью. Его благость общительна и всепроникающа. Он приходит, чтобы распространить Свои сокровища, чтобы обогатить сердце всякой благодатью и силой, чтобы понести на Себе все скорби, встретить все опасности, чтобы принести успокоение для совести и радость во Святом Духе. Поистине, Он приходит, чтобы, так сказать, сделать раем наши сердца (Works of Richard Sibbes, 2:67).

Вот, что мы приобретаем, поступая по Духу Христову: если мы с Ним созидаем свой дом, Он делает раем наши сердца.

Автор — Скотт Хаббард / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!