Когда Иисус учил христиан молиться молитвой «Отче наш», Он говорил, что в молитве должны быть такие слова: «И прости нам долги наши» (Матф. 6:12; или «грехи» — Луки 11:4).
Это говорит о том, что мы никогда не достигнем совершенства в этой жизни, но всегда будем иметь долги, требующие прощения Бога. В этом нет ничего удивительного (ср. 1 Иоанна 1:8). Но это также поднимает практический вопрос: если я христианин, оправданный по вере, то разве Бог уже не простил мне все мои прошлые, настоящие и будущие грехи? И если да, то почему мне нужно продолжать просить об этом? Разве это не означает, что я сомневаюсь в обещании Бога?
Очевидно, что Иисус не стал бы учить нас молиться таким образом, чтобы вызвать сомнения в нашем Небесном Отце. Однако, как соотносится истина оправдания «Свершилось!» с постоянной необходимостью просить о прощении?
Оправдание и окончательное прощение
Прощены ли все твои грехи — прошлые, настоящие и будущие, если ты христианин? В каком-то смысле ответ должен быть положительным. Обратите особое внимание на выделенные слова:
«И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту». (Кол. 2:13–14)
По словам Павла, все наши преступления были прощены, когда мы ожили со Христом. Все наши долги были пригвождены к кресту. Когда Иисус понес наши грехи в Своем теле на древе, Он не лишил этого никого из еще не родившихся людей.
Это великолепная истина оправдания. Когда мы соединяемся со Христом в Его смерти и воскресении, мы не только переживаем окончательный приговор Бога — «праведен!»; мы также входим в постоянное состояние мира с Богом, которое гарантирует наше окончательное спасение (Рим. 5:1, 9–10; 8:30). Это не значит, что всё, что мы делаем в нашем оправданном состоянии, приемлемо для Бога (мы все еще грешим); но теперь Он может принять нас, так как Он больше не вменяет нам наши грехи (Рим. 4:7–8; ср. Пс. 102:10).
Это основополагающая часть Евангелия, как видно из глав 1-8 Послания к Римлянам.
Освящение и постоянное прощение
Тем не менее, авторы Нового Завета, по-видимому, не считают, что прощение раз-и-навсегда (оправдание) противоречит необходимости постоянного прощения (освящения). Это можно увидеть не только в молитве «Отче наш», но и в 1 Послании Иоанна 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
В контексте, Иоанн не имеет в виду однократное исповедание, которое приводит к одноразовому прощению. Он говорит о прощении, которое является как условным («если мы исповедуем наши грехи»), так и продолжающимся («кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всех грехов»). Ходя во свете, мы все более ясно видим наши грехи; по мере того, как мы видим их яснее, мы исповедуем их; а когда мы их исповедуем, Бог верен в том, что прощает снова и снова.
Таким образом, в этом смысле, если вы спросите: «Прощены ли мои будущие грехи?» ответ зависит от того, что вы имеете в виду. Если вы имеете в виду: «Мои будущие грехи уже прощены, так что мне никогда не придется их исповедовать?» — ответ отрицательный. Но если вы имеете в виду: «Были ли уже полностью искуплены мои будущие грехи?», тогда ответ — славное «да». Кровь, очищающая все наши грехи — прошлые, настоящие и будущие — уже пролита раз и навсегда. Когда мы грешим как христиане, мы не прибегаем к какому-то плану Б; мы возвращаемся к плану А: «А если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника» (1 Иоанна 2:1).
Как видно из молитвы «Отче наш», это неотъемлемая часть нормальной христианской жизни.
Что это означает на практике
Причина, по которой мы молимся «Прости нам наши долги» не в том, что мы утратили благодатное состояние и нуждаемся в повторном спасении. Оправдание неизменно. Скорее, признание греха напоминает нам, что спасение — это нечто большее, чем оправдание. Спасение также предполагает освящение и обращение как с сыновьями.
Как судья Бог больше не видит нашего греха, потому что Его «праведный» приговор снимает всякое осуждение (Рим. 8:1). Но как Отец Он прекрасно осведомлен о грехе, который все еще остается в нашей жизни, и Он хочет, чтобы мы тоже знали о нем, чтобы могли бороться с ним, истреблять его и просить Отца простить его. Но мы должны понимать, что Бог видит наши грехи как любящий Отец, а не как сердитый критик. Молитва «Отче наш» начинается словами не «Судья наш», а «Отче наш» (Матф. 6:9; Луки 11:2). Мы молимся об этом внутри семьи Божьей, а не извне, пытаясь вернуться в нее.
Это правда, что естественный способ получения прощения состоит в том, чтобы исповедать грех и просить о прощении. И все же, по крайней мере, когда дело доходит до конкретных грехов, практически наверняка мы все умрем с неисповеданным грехом просто потому, что существует так много грехов, которых мы не осознаем. Павел, например, понимал, что, хотя он не знал о наличии в своей жизни хотя бы одного скрытого греха, это не делало его невиновным (1 Кор. 4:4).
Вы могли бы подумать, что это заставило его бояться столкнуться с Богом после смерти, но это не так. Вместо осуждения Павел ожидал «похвалы» (1 Кор. 4:5; ср. Пс. 18:13). Павел знал, что за всем его неполным признанием грехов и несовершенным покаянием были отношения Отца и сына между ним и Богом, построенные на прочном основании крови и праведности Иисуса. Вот почему он был уверен, что, даже несмотря на все грехи, которые остались незамеченными в его жизни, смерть приведет его прямо в присутствие Иисуса.
Каждый христианин может иметь такую же уверенность. Молитва «Прости нам долги наши» — это не просто обязанность грешников; это привилегия, которую мы имеем как сыновья. Она не просто напоминает нам, что мы все еще грешим; она уверяет нас, что Отец готов и желает простить. Он ищет возможности проявить милосердие. И поэтому Он снова и снова с радостью прощает наши долги.
Автор — Джастин Диллехей / thegospelcoalition.org
Перевод — Оксана Бёрнс для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!