Переживая сейчас ужасный сезон в Израиле, когда вокруг так много несправедливости и горя, я часто чувствую себя беспомощным. Почти каждый день я выхожу на улицу, к Средиземному морю, помолиться. Я чувствую себя одной из тех ракушек на фоне бескрайних морских просторов. Как моя молитва может что-то изменить?
Факт в том, что даже ваша отдельно взятая молитва может что-то изменить — кардинально и мощно.
Давайте обратимся к книге Исход. Моисей дал народу Израиля десять заповедей. Бог инициировал свадебную церемонию с ними в 19-й главе. Он говорит Моисею, что Израиль будет «Моим уделом из всех народов» (стих 5), Его народом завета, если они будут повиноваться Ему. Всё выглядело довольно драматично, с громом, дымом, молнией, огнём и звуком шофара.
Затем Моисей был приглашён на гору, чтобы быть там с Богом на протяжении 40 дней. К концу этого периода люди начинают беспокоиться. Имейте в виду, что облако днём и огонь ночью всё ещё видны. [1] Но они выступают против Аарона — «народ... собрался к Аарону и сказал ему: „встань и сделай нам бога“... ибо с этим человеком, с Моисеем… не знаем, что сделалось„».
Аарон делает золотого тельца и говорит им, что это их боги. Он призывает на следующий день устроить праздник Яхве. Интересно, что в 4-м стихе он называет их во множественном числе — богами, но затем говорит, что праздник посвящён богу Израиля, Яхве. Похоже, что они не отрекались от Яхве, но требовали, чтобы Он позволил им поклоняться так, как это делают язычники, посредством идолопоклонства.
На следующий день они предались языческому идолопоклонству и, скорее всего, сексуальной распущенности. Вторая заповедь предостерегает от идолопоклонства, потому что:
1. Единого истинного Бога нельзя изобразить с помощью золота или дерева. Это оскорбление Его величества. В любой другой известной религии были боги, которых люди могли видеть нетронутыми через идолов, но единый истинный Бог был другим. «Яхве настаивал на том, чтобы в Него верили, а не видели Его. Было намного легче поверить во что-то, что действительно можно было увидеть. Израильтян сильно привлекал последний вариант». [2]
2. Идолопоклонство всегда ведёт к безнравственности. «Связь между идолопоклонством и сексуальной распущенностью устанавливается частым использованием слов «заниматься проституцией» или «прелюбодеяние» для описания еврейского идолопоклонства [в Ветхом Завете]. Неверность Израиля Богу была не только формой духовной проституции или прелюбодеяния, но и привела к самим физическим действиям». [3]
3. Идолопоклонство ведет к избеганию отношений с Богом. Тим Келлер пишет:
«На самом базовом уровне, идолы — это то, что мы создаём из доказательств существования Бога внутри нас самих и в мире — если мы не хотим встретиться лицом к лицу с Самим Богом в Его величии и святости. Вместо того, чтобы взирать на Творца и иметь дело с Его господством, мы ориентируем свою жизнь на творение, где мы можем более свободно контролировать свою жизнь и формировать её в желаемом направлении».
Обращаясь к идолу, а не к человеку, мы избегаем обличения.
Теперь давайте перейдём к главному. Когда Бог рассказывает Моисею о том, что происходит, Он также говорит ему, что Его гнев направлен против израильтян, и Он собирается уничтожить их всех. И после этого Он начнёт всё сначала — с Моисея.
Здесь мы должны оценить гнев Божий. Он женат на этом человеке. Он спас их от рабства и заключил с ними завет. Некоторые считают, что это событие всё ещё происходит во время свадебной церемонии между Богом и его народом. Сара Хоган пишет:
«Основными составляющими древних еврейских свадеб, некоторые из которых соблюдаются и по сей день, были такие события и предметы, как: освящение невесты, трубление в шофар (рог), хупа (покрытие, похожее на шатёр), ктуба (свадебный завет) и обмен свадебными подарками. Всё это происходит в книге Исход: подобно невесте, Израиль освящается перед церемонией (19:10-11), облачный покров опускается на гору (19:18), трубят в рог, возвещая о начале церемонии (19:19), на камне высекаются десять заповедей, определяющие отношения (20:1-17), и в качестве приданого даётся Тора». [4]
Марти Соломон описывает это как измену невесты своему мужу на свадьбе. Неудивительно, что Бог хотел уничтожить их.
Но всякий раз, когда мы видим, что Бог говорит об уничтожении людей, Он ищет кого-нибудь, кто отговорил бы Его от этого. Справедливость требует наказания, но, как ходатаи, мы взываем к Его милосердию. Ответ Моисея — один из самых сильных отрывков Священного Писания. Он начинается словами: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего (Элохав)». Насколько я могу судить, это первый случай, когда местоимение «своего» используется для обозначения Моисея и Бога. Это показывает, что их отношения углубились.
«Да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою, чтобы Египтяне не говорили: на погибель Он вывел их, чтобы убить их в горах и истребить их с лица земли; отврати пламенный гнев Твой и отмени погубление народа Твоего; вспомни Авраама, Исаака и Израиля, рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: „умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть вечно“. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведёт его на народ Свой» (Исход 32:11-14).
Это не отличается от увиденного нами в той ситуации, когда Бог доверился Аврааму и сказал ему, что Он собирается уничтожить Содом. Причина, по которой Бог делится информацией как с Авраамом, так и с Моисеем, заключается не в том, что Ему нужен кто-то, кто отговорил бы Его от этого, а в том, что Ему нужен ходатай, взывающий к Его милосердию. Слова Авраама: «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт. 18:25) являются призывом к милосердию Божьему.
И наоборот, когда люди хотят призвать огонь с небес, они получают упрёк. Иаков и Иоанн полагали, что Иисус, вероятно, хотел бы уничтожить тех, кто отвергал Его. А Иона был угрюм потому, что Бог смилостивился над Ниневией.
Бог всегда ищет нас на земле, чтобы мы могли воззвать к Его милости. Помните слова Бога, сказанные через Иезекииля:
«Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил её, но не нашёл. Итак изолью на них негодование Моё, огнём ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог» (Иез. 22:30-31).
Принцип здесь заключается в том, что Бог обязан вершить правосудие, но если кто-то вмешается и встанет на пути, Он может смягчиться. В случаях с Моисеем и золотым тельцом, Авраамом и Содомом, Бог ответил на молитвы одного человека. Вот какой силой обладает молитва. В случае с Авраамом — если бы Бог смог найти десять праведников в Содоме, Он мог бы спасти весь город. Моисей, благодаря своей молитве, спас от погибели примерно два миллиона евреев.
Иеремия — типичный ветхозаветный пророк. Он не просто пророчествует; он отождествляет себя с болью своего народа. Хотя его молитва написана от первого лица, учёные полагают, что он кается от имени людей и взывает к Богу о милости, когда говорит: «Наказывай меня, Господи, но по правде, не во гневе Твоём, чтобы не умалить меня» (Иер. 10:24). Пророк знает, что Бог уже определил гибель для Своего избранного народа. Иеремия призывает Его не заходить так далеко. И далее в книге мы узнаем, что Бог говорит, что Он не уничтожит Израиль полностью, но в конечном итоге восстановит его: «Но после того, как Я исторгну их, снова возвращу и помилую их, и приведу каждого в удел его и каждого в землю его» (Иер. 12:15).
Но, опять же, очень важно, чтобы мы понимали характер Бога. Он желает проявить милосердие. Когда Он делится Своими разрушительными планами с людьми, это делается специально — для того, чтобы они ходатайствовали и встали в проломе, взывая к Его милосердию. Он желает проявить милосердие.
[1] Douglas K. Stuart, Exodus, vol. 2, The New American Commentary (Nashville: Broadman & Holman Publishers, 2006), 663.
[2] Там же.
[3] Dennis P. Hollinger, The Meaning of Sex: Christian Ethics and the Moral Life
[4] Sarah Hogan, “The Desert Honeymoon,” Modern Reformation, January 28, 2022, https://www.modernreformation.org/resources/articles/the-desert-honeymoon
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Александр Пилипер для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!