Мужчинам не всегда легко получается признавать свои слабости или обиды. Многие из нас стремятся избегать такого рода «хрупкости», теряющей сознание в повседневных невзгодах (Притчи 24:10).
Поэтому мне было ещё сложнее рассказывать некоторое время назад о том, что я ощущал себя духовно истощённым. Я нуждался в передышке. Подобно Бильбо Бэггинсу, я чувствовал себя как «кусок масла, размазанный по слишком большому ломтю хлеба». Моя сила уменьшилась, мой дух съёжился, и я часто ловил себя на том, что сижу, уставившись в пустоту. «Помилуй меня, Господи», вздыхал я, когда сон одолевал меня.
Я признался в своей зачерствелости жене и нескольким людям. Много добрых слов ободрения прозвучало в мой адрес. Они были полезны и напомнили мне, что, благодаря воскресению Иисуса Христа, я могу продолжать быть твердым, непоколебимым, всегда преуспевая в деле Господнем, зная, что труд мой не тщетен пред Господом (1-е Кор. 15:58). Это помогло. Но Бог решил добавить отсутствовавший ингредиент: слова, которые Он впервые проговорил другому утомлённому человеку.
Варух, писец Иеремии, говорил: «Горе мне! Ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя» (Иер. 45:3). «Именно так», думал я. Я размышлял о том, как Бог утешил бы этого человека Божьего, прошедшего многие испытания ради Его имени. Какую награду Он пообещал бы ему в будущем? Его ответ на стенания Варуха неприятно поразил меня: «Ты ищешь великого для себя? Не ищи» (Иер.45:5, дословный перевод с английского перевода ESV).
Самый непривычный признак гордости
Иногда — не всегда, но иногда — усталость приходит к нам, мужчинам, в меньшей степени из-за нашего огромного самопожертвования, и в большей — из-за наших эгоистичных амбиций. Мы не должны всегда предполагать, как это делал я, что мы устали и в отчаянии из-за того, что следуем за правильными вещами.
Несомненно, эгоистичные устремления являются любимым средством сатаны, которым он искушает всех людей. Тот, кто был сброшен с небес на землю вместе со своей адской гордостью, возбуждает тот же самый грех как в мужчинах, так и в женщинах. Он сказал и Адаму, и Еве, что они могут быть такими как Бог. Но я чувствую особенное бремя говорить к мужчинам.
Бог создал мужчин, чтобы возделывать землю и хранить её. Мы амбициозны и целеустремлённы по своей природе. У нас в крови стремление искать славы, чести и бессмертия, и это стремление может быть праведным (Рим. 2:7). Но те же самые способности, приложенные с другими целями, привели к разрушению бесчисленного количества людей: «Но кто ищет своего... того ждут гнев и ярость» (Рим. 2:8, НРП). Мужчину, поднимающегося вверх на ветрах собственных устремлений, часто ждёт судьба Икара: «У парящих на золотых крыльях близко к солнцу крылья расплавляются».
Моя собственная пора усталости началась с того, что я услышал, как один человек, чью работу я уважал, не проявил уважения к моей работе. Кроме того, моё служение шло не так, как планировалось, и великие вещи не происходили для меня. Я представлял себе, что к этому времени будет больше событий, но когда моя мечта не сбывалась, это томило моё сердце.
Склонность мужчин вести себя таким образом делает необходимым для некоторых из нас сегодня то противостояние, на которое Бог пошёл с Варухом. Из истории Варуха мы видим, как гордость делает нас слабыми, противится Божьему плану и настаивает на нашей собственной славе вместо Божьей.
Гордость делает нас немощными
«Так говорит Господь, Бог Израилев, к тебе, Варух: ты говоришь: “горе мне! Ибо Господь приложил скорбь к болезни моей; я изнемог от вздохов моих, и не нахожу покоя”» (Иер. 45:2–3).
Варух начал своё служение с большими ожиданиями. Само его имя означало «Благословенный». Он трудился рядом с Иеремией, который был одним из немногих настоящих Божьих пророков в те дни. По всем параметрам это было многообещающее начало.
Варух записал Божье послание и даже произнёс проповедь от имени Иеремии. Как её приняли? После того, как он произнёс её, ему было сказано пойти и скрыться. Когда царь наконец добрался до свитка, он сжёг его и послал людей найти и взять теперь уже не только Иеремию, но ещё и Варуха (Иер. 36:25–26). В подобном ключе проходило и всё остальное служение Варуха.
Вскоре некоторые иудеи объявили его врагом нации, идейным вдохновителем осуждающих посланий Иеремии, человеком, стремящимся предать нацию в руки врагов (Иер. 42:2–3). Варух ожидал похвалы, но получил гонения. И это разочарование прибавило горечь к его печали и усталость к его боли. Сорняки разочарованного тщеславия потихоньку заглушали его мужественность и силу духа. Он начал скатываться в самосожаление и роптать на Господа, так как ожидал большего.
Как и в случае с Варухом, наше эго медленно и незаметно делает нас хрупкими. Наша собственная значимость становится маленькой трещиной в корпусе нашего корабля и постепенно утягивает нас на дно. Бог услышал гордые стоны Варуха, его заплетающиеся молитвы, его вздохи, увидел его неразборчивые записи. Он заметил его недовольство, его медлительность в том, чтобы подниматься для работы, его ослабевшую хватку на плуге. И за всем этим Бог увидел его гордость, его надежды на величие, признание и славу. Всё это, словно паразит, лишало его сил служить Богу с веселием. Бог видит также и нашу гордость.
Гордость противится Божьему плану
Затем Бог объясняет Свой план Варуху — тот же самый план, который Он рассказал Иеремии с самого начала: «Вот, что Я построил, разрушу, и что насадил, искореню, — всю эту землю» (Иер. 45:4, 1:10). Их служение будет служением предупреждения, разрушения и суда. Они служили взбунтовавшемуся народу, который не любил Бога. Небольшой росток успеха, который Варух насадил и за которым так тщательно ухаживал, будет сметён судом над народом.
Но Варух хотел величия для своего имени. Он хотел быть героем народа, а не тем, кого народ ненавидит. И когда Божий план не совпал с его планом, Варух начал обижаться. Он стал уставать без адреналина от аплодисментов. Я также начал желать величия для своего имени. Да кто такой тот человек, чтобы не уважать мою работу? Почему я не получал успех, который я заслужил? Почему Божья слава (и моя собственная) не возрастала?
Гордость настаивает на своей собственной славе
После того, как Бог ещё раз излагает Свой план и роль Варуха в нём, Он поражает наши уставшие и гордые сердца следующим вопросом: В вас проснулась надежда завоевать для себя великую честь? Вы надеетесь, что на вас наконец-то будут смотреть как на великого человека? Вам должно возрастать, а Богу — умаляться? «Ты ищешь великого для себя?»
«Не ищи».
Бог противостал Варуху и всем мужчинам, стоящим на подобных позициях и испытывающим искушение искать пустой славы: «Перестань стремиться к тому, чтобы люди превозносили тебя. Я призвал тебя быть писцом не для того, чтобы ты записывал доблестные истории о самом себе. Хватит пытаться попасть в кадр. Перестань тратить силы на самого себя».
Вы хотите быть влиятельными? Ищите величия не для себя, но для Христа. Поднимите знамя: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!» (Пс.113:9). Молитесь, чтобы вам умаляться, а Ему возрастать (Ин. 3:30). Используйте свои амбиции, чтобы возвещать имя Иисуса там, где оно ещё не возвещалось (Рим.15:20). Используйте свой соревновательный дух в том, чтобы превосходить друг друга в почтительности (Рим.12:10). Трудитесь усерднее остальных (1-е Кор.15:10), чтобы продемонстрировать чудное величие вашего Господа (1-е Пет. 2:9). Занимайтесь делом вашего Господина. Только Его дело достойно вашей жизни.
Ищите Его величия
Бог призвал и Иеремию и Варуха к неблагодарной работе более суровыми словами, чем мы часто слышим: «А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их... Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы избавлять тебя» (Иер. 1:17, 19).
Действия Варуха, как и действия многих из нас, закончатся не человеческой похвалой, но выживанием: «Я дам тебе твою жизнь как военную добычу во всех местах, куда ты пойдёшь» (Иер. 45:5, дословный перевод с ESV). Когда Варух увидел себя посреди войны, а не на сцене в театре, он стал больше беспокоиться о своей жизни, чем о похвале для себя.
Подобным образом Иисус корректирует людей в Новом Завете: «Однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (Лук.10:20). Пусть ваша радость основывается не на ваших карьерных достижениях, успехе в служении или похвалах от людей, но на обетовании, что у вас есть вечная жизнь, что ваша душа переживёт суд.
А если у нас зазвенит в ушах от небесных похвал, которые наш Бог громогласно провозгласит в присутствии всех, то мы получим гораздо больше, чем безделушки человеческих медалей и наград. Его слова: «Хорошо, добрый и верный раб!» (Матф. 25:21) сметут без следа всю человеческую хвалу и почести как мыльные пузыри. Он — то величие, которое мы должны искать, и которым Он, в некотором смысле, поделится с нами: «Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол. 3:4).
Автор — Грег Морзе / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Виталий Рогонский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!