Боже, храни меня от успеха

Боже, храни меня от успеха

Я не смог стать хорошим спортсменом в студенческие годы. И вот уже несколько лет я с сожалением вспоминаю об утраченных возможностях и о детских мечтах, которые были так близки к осуществлению, но всё же не сбылись. Почему я не приложил больше усилий? Что, если бы тогда я знал то, что знаю сейчас? Почему Бог не позволил мне использовать данные Им дары? – Всё это до сих пор тревожит меня время от времени.

Вы можете соотнести это со своим опытом, даже если вы никогда не проводили время на футбольном поле. Ваши увлечения опережали ваше развитие; ваши дарования так и не реализовались в полной мере. Но в таких хмурых размышлениях об успехе, которого вы так и не достигли, посещала ли вас мысль поблагодарить Бога за неудачи?

Благодарить Бога за неудачи?

До недавнего времени подобное не приходило в голову и мне. Но, когда я блуждал среди грёз о том, что могло бы быть, слова Сперджена, подобно стрелам, глубоко проникли в моё воображение:

«Лишь очень немногие люди способны вынести успех. По сути, этого не может никто, если ему не будет дана особая благодать! И если, добившись небольшого успеха, ты начнёшь говорить: «теперь-то я стал незаурядной личностью. Разве не хорошо я это сделал? Эти несчастные отсталые людишки не знают, как это делать, так я их научу», то тебе, брат, придётся снова занять более низкое положение. Ведь ты ещё не в состоянии выдержать успех! Очевидно, что ты не можешь переносить похвалу».

Несомненно, вкус успеха, которого я так долго жаждал, оказался не таким уж приятным. Я смог трезво посмотреть на своего кумира, подобно доктору Франкенштейну, который долгое время не мог думать ни о чём другом, кроме своего творения, а потом в ужасе отшатнулся, когда чудовище ожило. Так, я желал достичь успеха и приравнивал его к столь же желанной известности. У меня было здоровое увлечение спортом, однако была и нездоровая увлечённость собственной значимостью. И это означало, что зарождающаяся во мне вера во Христа могла и не выжить посреди терний безнаказанной мирской славы. Сомневаюсь, что я смог бы перенести хотя бы малую часть второго искушения, которое Иисус преодолел в пустыне:

«И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их... итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк. 4:5-7).

И я поблагодарил Бога за то, что Он уберёг меня от исполнения моей мечты о величии. Он защитил меня посредством моей заурядности. В том, что Он позволил мне потерпеть неудачу, проявилась Его отцовская забота. Сохранив меня от успеха, Он сберёг меня для Себя.

uspeh2

Дети Вавилонского смешения

Следует отметить, что некоторые зрелые души действительно могут вынести то, что Кальвин называл «огненным испытанием известностью». Но, хотя кое-кто может снести это без особого ущерба, правда в том, что успех способны выдержать лишь немногие. Ведь может статься, что осуществление наших суетных мечтаний, похвала, на которую мы всё ещё втайне надеемся, и признание, которое, как мы полагаем, могло бы превратить нас в выдающихся людей, если мы всё же достигнем их, обратятся в страшный сон. Цена успеха становится очевидной не сразу, и многие из нас проводят жизнь, гоняясь за пламенем.

Со времён Вавилонского смешения многие пытались «сделать себе имя» (Быт. 11:4). Они дают волю эгоистичным амбициям и живут ради того, что Павел определял как «пустая слава» (Флп. 2:3, в Синодальном переводе – тщеславие, — прим. пер.). Такое положение опасно потому, что Сам Иисус вопрошал: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44).

Человек не может заслужить славу из двух источников. Иоанн повествует о том, что некоторые люди даже верили в чудеса, которые делал Иисус, но не исповедовали Его открыто, «ибо возлюбили больше славу человеческую, нежели славу Божию» (Ин. 12:42-43). Они предпочли удобно сидеть в синагоге, а не ходить с воплотившимся Богом. Лицемерам же, которые заявляли о своём посте, принимая на себя мрачные лица, трубили перед собой, когда давали милостыню, и долго молились на углах улиц, чтобы их заметили другие люди, Иисус говорил: «Не принимаю славы от человеков» (Ин. 5:41).

Однако не следует путать плотский успех с духовной плодовитостью. Мы молимся о том, чтобы оказывать влияние на души людей, бороться с грехом, возвещать о Христе и жить для Божией славы в наших семьях, на работе и во всём, что делаем. Всё это Он обещал нам. Скорее, мы отвергаем видимость успеха, то есть, желание не только Божьей силой достигнуть великого, но и сделать так, чтобы все вокруг знали о нашем достижении. Это – навязчивая идея, суть которой состоит в том, чтобы забывать о своих провалах и всенародно провозглашать о своих победах. Это – искушение произнести в своём сердце кощунственную молитву: «о, если бы все они были здесь и видели мою славу».

uspeh3

Вам не вынести успеха в одиночку

Необходимо, чтобы Бог оградил нас от острых граней успеха.

Павел утверждает, что он нуждался в том, чтобы Христос укрепил его для перенесения как трудностей, так и благоденствия. Мы нуждаемся в том, чтобы Бог шёл с нами через низины и чтобы направлял и оберегал нас на горных вершинах. «Умею жить и в скудости, — говорит он, — умею жить и в изобилии; научился всему и во всём, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:12-13).

Слово «всё» включает в себя и благополучие. Апостол нуждался во Христе, чтобы по-прежнему находить удовлетворение в Нём и тогда, когда дела шли из рук вон плохо, и тогда, когда всё было на удивление хорошо. 13-й стих – любимый стих верующего спортсмена – говорит не столько о том, что Христос даёт ему силы поднять трофей победителя, но, скорее о том, что Христос даёт силы не прилагать сердце к этому трофею и к восторгам людей и не позволить им занять место Христа. Нам нужна Божественная сила для того, чтобы пройти длинным и утомительным путём через пустыню, но она же нужна нам и для того, чтобы вкушать обильную трапезу в Иерусалиме. Если мы не усвоили этого урока, то наше изобилие — а также следующее за ним общественное признание — станут для нас небезопасными.

Съеденный червями

Рассмотрим различия между Петром, Павлом и Варнавой – людьми, постигшими эту тайну, — и Иродом, которому это не удалось.

Когда Корнилий преклонился, воздавая честь простому человеку, Пётр тот час же подхватил его, поднял и сказал: «встань; я тоже человек» (Деян. 10:24-26). Когда Павел и Варнава исцелили расслабленного в Листре (эта история описана в 14-й главе Деяний), люди воскликнули: «боги в образе человеческом сошли к нам» (Деян. 14:11). Но, лишь только Павел и Варнава услышали это и узнали, что народ собирается принести им жертвы, то:

«Разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и всё, что в них» (Деян. 14:14-15).

uspeh4

Эти почтенные Божьи мужи с отвращением отвернулись от исконного дьявольского искушения – стать как боги (пусть даже только в глазах людей).

Не так поступил Ирод.

«В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» (Деян. 12:21-23).

Те трое смогли устоять, когда Бог использовал их, и не стремились присвоить себе Божью славу. А другой умер, быв изъеден червями.

Не нам

Будучи студентом, я ещё не до конца научился жить в изобилии. И потому успех, которого я жаждал, мог подвергнуть опасности мою душу.

Я не был похож на Уильяма Уилберфорса, который, добившись принятия билля об отмене работорговли в британских владениях, что было делом всей его жизни, отметил эту важную победу размышлениями над единственным стихом:

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу, ради милости Твоей, ради истины Твоей» (Пс. 113:9).

На нём лежала печать этого текста. Бог запечатлел эти слова на его труде и на всём, что он делал. И, когда пришло время, он знал, как следует жить в изобилии. Этот стих является знаменем для тех мужчин и женщин, которые постигли секрет Павла: «не мне, Господи, не мне, но имени Твоему дай славу!» И если, живя для Божией славы, мы окажемся обделёнными вниманием, будем считать это за радость, потому что Бог видит нас и оберегает от опасностей, связанных с общественным признанием.

uspeh5

Боже, сохрани меня от заразительного успеха

Давайте снова посмотрим на то, что мы имеем во Христе. Мы – сыновья и дочери Божьи. Что же ещё нам нужно? Позвольте этой мысли освободить вас. Христос ваш. Ваши и Небеса. Вечная слава также вскоре будет вашей.

Не радуйтесь тому, что вы свершили что-то великое, и пусть вас не лишает сна мысль о том, что ни один трофей не пылится на ваших перилах. Лучше радуйтесь тому, что ваше имя записано на небесах. Умаляясь в этом мире, будем довольны тем, что Он может возрастать. Будем искать удовлетворения, идя тропой безымянного ослика, на котором Сын въезжал в Иерусалим.

Да сделает нас Бог достаточно смелыми для такой молитвы:

Боже, сохрани меня от успеха, который грозит уничтожить меня. Не все победы хороши, и не все триумфы приведут меня домой. Удержи меня от тех достижений, которые сделают меня надменным, и от тех свершений, за которыми последует соблазн забыть Тебя.

Ты учил меня молиться: «и не введи нас во искушение» — как же долго я шёл к осознанию мудрости, сокрытой в смысле этих слов. Но теперь, глядя с правильной позиции на свои цели и чаяния, я прошу Тебя сделать то, что будет лучше. Даже если это будет означать смерть моей мечты. Не мне, Господи, не мне, но имени Твоему дай славу, чтобы была явлена Твоя неизменная любовь и верность.

Автор — Грег Морзе / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 18.02. Спасибо!