Что делает служение эффективным? Как меняются люди? Какие методы мы должны использовать?
В хронике военных событий особое внимание уделяется определенным лидерам, стратегиям и оружию: танкам и бомбардировщикам, золоту и генералам, благородным жертвам, которые по праву заслуживают медали на грудь и оставляют яркое наследие, отголоски которого слышны через многие и многие годы.
Таков наш взгляд и на библейскую историю: Ной строит ковчег, Давид убивает Голиафа, Илия вызывает огонь с неба, Пётр возглавляет Пятидесятницу, Павел плавает по Средиземному морю, а Аполлос всенародно опровергает Иудеев. Древние строители ковчегов, юные убийцы гигантов, разверзающие небеса пророки, проповедники пробуждения, миссионеры-мученики и александрийские ораторы украшают служительские музеи нашей коллективной памяти.
Конечно, всему этому есть своё место. Бог использовал их всех, и Он использует их до сих пор. Но это также тот случай, когда некоторые из самых эффективных видов оружия и стратегий одновременно являются и самыми незаметными. Божий арсенал не ограничивается грохочущими танками, высоко летящими реактивными самолетами и бомбами, разрушающими бункеры. Ни одна война не выиграна без менее заметных частей пазла — медленно движущихся линий снабжения, конструкторов винтовок, разведчиков и топографов, невидимых звуковых волн, пронизывающих воздух жизненно важной связью.
Столь многое Божье оружие неспешно, незаметно и практически скрытно. Подобно дрожжам в хлебе или закипающей воде, Бог любит действовать методами, требующими расширения веры и мудрости духовного предвидения. Исходя из этого, вот семь секретных видов оружия в служении.
1. Молитва
Молитва — это самое мощное невидимое оружие, которое у нас есть. Она заставляет небо сеять семена на землю. В какой мере наполненное чудесами служение Илии было активизировано простой молитвой (3 Цар. 17:1; 18:41-46; Иак. 5:17-18)? Как много сил для служения пришло к Иисусу от Его молитвенных прогулок по Галилейским холмам (Мф. 14:23; Лк. 6:12; 9:28)? Насколько наша собственная плодовитость питаема невидимым коленопреклонением святых-одиночек, чьи молитвы наполняют небесную чашу до тех пор, пока не изольётся благодать?
Прикованные к дому вдовы молятся за новых выпускников семинарии и меняют ход истории. Усталые родители вступаются в молитве за блудных детей и спустя годы рыдают в обнимку с ними, когда те устало приходят домой, притянутые невидимыми нитями молитвы. Пасторы взывают о милости из-за слабых проповедей, и Дух совершает перемены в сердцах прямо посреди застойного воскресного собрания.
Анна молилась о сыне (1 Цар. 1), и Израиль получил Самуила, человека, помазывавшего царей. Елисей помолился о вере своего слуги, и холмы внезапно покрылись огненными колесницами (4 Цар 6:17). Неемия молился о втором исходе (Неем. 1:4-11), и святой город Иерусалим был восстановлен. Молитва — это невидимый рычаг, который движет сердцем Бога.
Если в служении и есть какое-либо секретное оружие, то это молитва.
2. Пример
Помимо наших молитвенных комнат, какие взаимодействия имеют наибольший эффект в служении? Мы знаем, что именно чаще всего получает все лавры: проповеди и песни, книги и блоги, ретриты и конференции, подкасты и видео, организованные служения и запланированные встречи. Но в центре всего молчаливо стоит наш собственный пример.
Каждый раз, когда муж и жена примиряются в присутствии детей, дети узнают больше о грехе и благодати, чем за неделю семейных назиданий. Каждый раз, когда в колледже соседка уклоняется от сплетен, она вновь сплетает воедино изнашивающиеся края своего коллектива. Каждый раз, когда преподаватель раскрывает свои слабости перед своим классом, он показывает что-то важное о том, что на самом деле являет собой преподавание.
Неудивительно, что Павел говорит юному Тимофею: «Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12). Павел знал, что люди в церкви Тимофея прежде наблюдали, а затем слушали. Покори мои глаза, и ты покоришь мои уши. Подведи мои глаза, и мои уши последуют за моими глазами.
Пример — это молчаливый учитель в любом ситуации.
3. Постоянство
Чем вы постояннее, тем менее люди склонны обращать на вас внимание. Ваши действия становится невидимо-ожидаемыми, предполагаемыми, скрытыми от глаз. Вспахивание, посев, полив и прополка — ничего особенного. Но целые сады вырастают и созревают от таких вот монотонных будней.
И это не случайная метафора. Иисус посеял весть о Царстве на нивах сердец Божьего народа (Мк. 4:1-20). Деятельность, которую Он поручил апостолам, была сельскохозяйственным трудом (1 Кор. 3:6-9). Каждый христианский пастор должен быть трудолюбивым фермером (2 Тим. 2:6).
В служении, как и в сельском хозяйстве, повторение жизненно необходимо. Постоянные собрания, постоянная проповедь, постоянное пение, постоянная проповедь Евангелия — быть постоянным в постоянстве — это секретное оружие в служении. Мудрые повторения — это залог успеха.
Постоянство лишь кажется скучным, пока не придет время сбора урожая.
4. Структура
Повторение правильных действий — не единственный способ добиться постоянства. Также важно структурировать определённые аспекты служения.
Как и балки в здании, структура редко заметна. Но, как и эти балки, структура часто несёт на себе вес прекрасного.
Наилучшие структуры наименее заметны. Они просто подходят — соответствуют истине, ситуации, людям, потребностям. Они настолько хорошо подходят, что не привлекают внимания. Как и хорошее освещение, они подчёркивают красоту, а не отвлекают от нее. Как верная подружка невесты, они не захватывают внимание, а направляют его туда, где оно должно быть. Подобно подпорке на винограднике, они не душат лозу, а поддерживают ее.
В небольших служениях легко проигнорировать структуру и графики, процессы и процедуры. Но независимо от того, большая ваша группа или маленькая, правильная структура повышает эффективность.
Правильный уклад — принципиальные структуры, которые остаются пропорциональными потребностям — помогают каждому сохранить главное главным.
5. Подготовка
Вы можете увидеть, когда кто-либо спланировал что-то не лучшим образом. Но требуется опыт и проницательность, чтобы почувствовать, что кто-то спланировал что-то хорошо. Чем лучше что-то спланировано, тем меньше вы замечаете это планирование. Чем больше кто-то готовится, тем более гладко, как правило, идёт дело. Было ли у вас когда-нибудь такое впечатление от мероприятия, вечеринки или бизнеса, когда вы думали: «Вау, как хорошо они всё продумали!»? Такого никогда не бывает без основательной подготовки.
Да, можно перестараться в планировании и подготовке, организовать события по шаблону и подавить здравые спонтанные вещи и действие Духа. Можно подавить дарования людей удушающими программами и непреклонными действиями. Но средство защиты от чрезмерной подготовки — это не недостаточная подготовка, а смиренная, внимательная к Богу, ведомая Духом, гибкая подготовка.
Ведь олимпийцы-медалисты делают своё умение таким простым с виду благодаря не блестящей атлетической спонтанности, а неустанной физической подготовке.
Подготовка и возможность — прекрасные партнёры.
6. Тон
Хорошее общение жизненно важно в любых отношениях, особенно в различных сообществах, иерархических учреждениях и многоотраслевых организациях. Но хорошая коммуникация требует чего-то большего, чем просто точные, ясные и своевременные слова. Хорошее общение требует правильного тона.
Разговор с правильным тоном в особых ситуациях делает вашу интонацию фактически невидимой (или неслышимой). Когда вы выбираете только правильный аккорд, это может быть не замечено, но это чувствуется. Он резонирует, направляя ваше сообщение в сердце вашего слушателя.
Но когда вы используете неправильный тон — даже если вы говорите правильные вещи — он будет обрезать ваше сообщение. Потому что одни и те же слова с разным тоном — это разные слова.
Интонация подобна рефери: когда рефери делает свою работу правильно, никто его не замечает, но когда он делает её неправильно, начинается беспорядок. Рефери, выполняющий свою в основном невидимую работу, играет центральную роль в том, чтобы игра шла гладко, поддерживался порядок, и все, от игроков до тренеров и болельщиков, чувствовали себя хорошо.
И интонация — это не просто маленькая прагматичная штука. Начиная с наивысших уровней духовного, национального и исполнительного руководства, Соломон и мудрецы Израиля обучают царских сыновей мягкой речи, убедительному языку и разумным интонациям, соответствующим ситуации, что создаёт доверие и убеждает — и это всё потому, что говорящий боится Бога, проявляет самоконтроль и чувствует реальные потребности.
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.» (Притч. 15:1)
«Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.» (Притч. 15:4)
Эффективное служение требует библейского общения, а библейское общение — это не только то, что вы говорите, но и то, как вы это говорите.
7. Отдых
Если бы авторы Евангелия не рассказали нам, что Иисус отдыхал (Мк. 4:37-38; Ин. 4:6) и говорил Своим ученикам отойти от дел служения, чтобы отдохнуть (Мк. 6:31), мы, вероятно, и не догадались бы, что Он отдыхал. Зачем отдыхать, когда можно исцелять больных, изгонять бесов и ходить по воде? Кроме того, даже если отдых является физической необходимостью, каким образом он является частью служения?
Всё, что в нашем мире использует энергию, должно подзаряжаться. Только Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух обладают неутомимой силой. Но Сын отложил в сторону самостоятельное использование этой возможности, когда принял человеческое тело. Он уставал, и Он отдыхал.
Сущность Иисуса не была связана Его занятостью. Он пришёл исполнить волю Своего Отца, которая требовала колоссального мессианского труда, однако Он не был порабощен работой. Он был обязан трудиться согласно воле Божьей, что давало Ему свободу отдыхать, когда Его Богом данное тело призывало к этому.
Отдых — это секретное оружие в служении, но им так часто пренебрегают и даже принижают по целому ряду причин, начиная от физической глупости и заканчивая глубоко укоренившимся чувством неуверенности и амбициозным высокомерием.
Только подумайте: у Иисуса было всего несколько лет для публичного служения на земле, и Он провел большую часть этого времени, отдыхая.
Сила соответствует незаметности
Самое эффективное оружие на войне служения не всегда самое выдающееся, самое заметное или самое запоминающееся. Но многие из простых инструментов, которые дал нам Бог, обладают силой, которая сопоставима с их незаметностью.
На самом деле, они часто обладают силой, обратно пропорциональной тому вниманию, которое мы им уделяем. Поэтому, если у нас есть мудрость, мы не будем использовать только очевидные или заслуживающие внимания методы служения. Мы будем также учиться доверять Богу, который дал нам искусные способы победы в войне.
Автор — Давид Гундерсен / thegospelcoalition.org
Перевод — Татьяна Балтабекова для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!