На первый взгляд, этот текст может показаться не самым подходящим, чтобы повесить его в своей спальне:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11-12).
Однако в то время как иные предпочли бы черпать из тысячи других источников, Сюзанна Сперджен вставила в рамку именно эти слова Иисуса, чтобы напомнить своему мужу Чарльзу о том, как Иисус переворачивает перспективу. К примеру, когда Его ученики, действуя во имя Его, встречали сильное сопротивление, правильной реакцией на это должна была стать радость.
Глядя на жизнь Сперджена, этого титана баптистского движения, читая его волнующие проповеди, вспоминая о том, что в своём труде он соперничал с сотней других мужчин, читая о пробуждении и о том, как он завоёвывал для Христа бесчисленное множество душ, можно представить себе, что королю проповедников практически всегда сопутствовал успех. Кажется, что его служение, в отличие от нашего, парило высоко в облаках. И мы редко принимаем во внимание того, кого Иан Мюррей представляет как «забытого Сперджена», — такого Сперджена, на стене у которого висел текст из Матфея 5:11-12.
Забытый король
Забытый Сперджен находился в эпицентре нескольких великих полемик его времени. Вследствие своего протеста против арминианства, отвращения к доктрине возрождения через крещение и противодействия идее согласия евангельских церквей за счёт признания лишь части христианской доктрины (известного также как споры об упадке) он стал мишенью для многих стрел.
Этот Сперджен (особенно в начале и в конце его служения) имел все основания относить себя к «отбросам общества» (24-25). Имя «Сперджен», которое мы трепетно чтим, по мнению самого его носителя «гоняли по улицам, как футбольный мяч» (28). У него был повод отметить в одной из своих проповедей: «Дня не проходит, чтобы отвратительная ложь или клевета не была брошена мне в лицо каким-нибудь человеком или в периодической печати. Задействованы все средства, чтобы уничтожить служителя Божьего. Любая ложь, на какую только способен человек, идёт в ход, чтобы навредить» (63).
На этого Сперджена клеветали в газетах, его высмеивали оппоненты и порицали многие евангелические служители, от которых он ожидал, что они станут его союзниками. Этот Сперджен был живым примером счастливого, хотя и ненавидимого многими, мужа Божьего, к которому обращался Иисус в Нагорной проповеди.
Избегая компромисса
Чему же можем мы научиться у этого забытого Сперджена?
Он может научить нас, как мужественно и бескомпромиссно поступать во время спора. Его убеждения, которых он придерживался до самой смерти, дорого ему стоили. Он не страдал от порока, который так ясно изобличал в своей проповеди: «Думаю, едва ли найдётся христианин или христианка, которые смогли бы дойти до самого неба, прячась и перебегая от куста к кусту, тайком пробираясь в славу. Христианство и трусость? Какое противоречие в терминах» («Speak for Yourself — a Challenge»).
Тех, кто не поддался искушению украдкой войти в славу, и желает принести существенную пользу имени Христа в этом мире, Сперджен учит не любить собственное имя, хорошо себя чувствовать, оказавшись в меньшинстве, и распознавать (и отвергать) ложное единство.
1. Не влюбиться в собственное имя
«Пусть моё имя погибнет, но пусть имя Христа пребудет вовеки! Иисус… Иисус! Иисус! Венчайте Его – Он Господь над всем!» (43)
Сперджен предостерегает нас от того, чтобы влюбиться в собственную репутацию и в то влияние, которое мы оказываем. Такое себялюбие, по его определению, является основным разрушителем всего лучшего в нас. Он показывает, что человека, изначально служащего Богу, к компромиссу ведут следующие шаги:
«Вначале возникает искушение позаботиться о завоёванном положении и о том, чтобы не сделать ничего, что могло бы поставить его под угрозу. Тогда человек, ещё совсем недавно бывший верным мужем Божиим, идёт на компромисс с земным и, чтобы успокоить собственную совесть, придумывает теорию, согласно которой подобные компромиссы оправданны и даже желательны. Его хвалят за «здравомыслие», а он, по сути, уже перешёл на сторону врага. И теперь всё влияние, которое оказывала его прошлая жизнь, свидетельствует не о том, о чём нужно» (170).
Сколько раз мы были свидетелями или сами переживали подобное?
Сначала нас как-либо превозносят с определённой целью. Затем мы потихоньку начинаем это замечать и наслаждаться оказанным нам вниманием. Далее, влюбившись в признание, мы покрепче цепляемся за своё положение, боясь его утратить. Потом мы начинаем просчитывать свои слова, отсеивая всё, что может ослабить наше влияние, в том числе, и неприятные истины Писания. И наконец, столкнувшись с тем, что ранее мы называли компромиссом, мы измышляем аргументы в пользу того, кем мы стали, а именно, почему мы перековали меч на орало.
Горячая любовь, объектом которой становится недостойная вещь, делает из христиан трусов. Если мы начинаем любить музыку собственного имени, представляем собственный бренд или считаем свою популярность необходимым условием для распространения царства Христова, значит, мы начали строить собственное царство. Да скажем мы вместе со Спердженом: «я считаю собственную репутацию, известность и полезность лишь пылинкой на весах в сравнении с верностью Господу Иисусу» (219). Мы возвещаем о Христе, а не о самих себе (2 Кор. 4:5).
2. Хорошо себя чувствовать, оказавшись в меньшинстве
«Я давно перестал подсчитывать своих сторонников. В этом злом мире истина обычно пребывает в меньшинстве. У меня самого есть вера в Господа Иисуса, и эта вера выжжена в моём сердце как бы раскалённым железом. Благодарение Богу, я буду верить в то, во что я верю, даже если останусь один» (246).
Испытывали ли вы когда-либо искушение начать подсчитывать сторонников (или подписчиков, лайки и репосты), чтобы понять, что вам следует, а что не следует говорить? Я да. Если мы начинаем делиться истиной, исходя из того, насколько хорошо её примут, значит, мы находимся на полпути от компромисса. Сперджен советует нам прежде обратить внимание на цену: Зачастую истина оказывается в меньшинстве, и стоять за неё – это, возможно, значит оказаться в одиночестве.
И всё же, те, кто стоят за правду Христову, никогда не оказываются по-настоящему одинокими. Вы можете, подобно Есфири, предстать перед царём, не имея помощника, решив, что, если нужно погибнуть, то погибнете. Вы можете проповедовать, подобно Стефану, а толпа будет теснить вас, затыкая уши и бросая в вас камни. Вы можете оказаться единственным, кто упрекнёт царя Ирода за прелюбодеяние, или можете сказать с Павлом: «При первом моём ответе никого не было со мною» (2 Тим. 4:16). Но во всех этих обстоятельствах Христос будет с вами, даже до скончания века (Мф. 28:20). И, если ваше дело правое, вы, подобно Илии, обнаружите, что вы не единственный, кто не преклоняет колени перед Ваалом (3 Цар. 19:14,18).
3. Распознавать ложное единство
«Для плоти и крови, конечно, легче всего иметь дело с утверждениями общего характера, осуждать сектантство и претендовать на крайнюю широту взглядов. Однако, какими бы грубыми и шероховатыми они ни были, от каждого верного слуги Царя Иисуса требуется защищать Его царские права и отстаивать каждое слово из Его закона. Друзья бранят нас, а недруги ненавидят, когда мы слишком ревнуем о Господе, Боге израилевом, но какое это имеет значение, если Учитель нас одобряет?» (18).
Заблуждению мила неопределённость.
В наши дни, как и во дни Сперджена, всё так же сильно искушение относиться терпимо ко всем точкам зрения и принимать все взгляды на истину. Нам говорят, что чертить разделительные линии – это узко, предвзято и даже не по-христиански. Но для Сперджена было неприемлемо содействовать такому типу «христианского единства», общий знаменатель которого находится ниже, чем у истинного христианства. Соединение иудея и язычника в одного нового человека куплено кровью Христа. А причиной единства истинного и ложного Евангелия является сатана.
Ортодоксальное христианство, утверждал он, отчётливо. Не всякое мнение может быть истинным. Если единственной нормой для всех, кто в стаде, останется наличие четырёх ног, то, как волки, так и козы, свободно смогут находиться среди нас. Склонность к недоктринальному, атеологическому, бесформенному евангелизму, зародившаяся во дни Сперджена и в наше время, по-видимому, достигшая зрелости, является кратчайшим путём к тому, чтобы пойти на компромисс в вопросах нашей верности Христу и свидетельства миру.
Говоря это, Сперджен отнюдь не намеревался создавать разделение вообще из-за любого расхождения в богословских воззрениях – в противном случае, каждый человек оказался бы отдельным островом. Но его возмущало, когда христианскую ревностность и истину преуменьшали ради того, чтобы свести воедино противоположные богословские идеи и смешать либерализм с историческим христианством. Нас могут называть привередливыми или догматичными, но разве это смутит нас, если мы содействуем распространению истины нашего Учителя?
Пусть даже обрушатся небеса
«Вам и мне надлежит поступать правильно, пусть даже обрушатся небеса, и следовать заповедям Христа, каковы бы ни были последствия. «Это нам не по зубам», — скажете вы? Так станьте сильными мужами и сделайте это» (171).
Его возлюбленная супруга, повесившая в их спальне текст из Матфея 5:11-12, сказала после его смерти в возрасте 57 лет: «его борьба за веру… стоила ему жизни». Он подвизался добрым подвигом веры, Он сохранил веру, он закончил бег (2 Тим. 4:7 – пер. Еп. Кассиана), заявив перед смертью: «мой труд завершён» (173). Он жил для своего Господа и теперь наслаждается в Его присутствии.
А тем из нас, кто ещё не там, кто странствует в нашем времени со всеми его вызовами и возможностями, искушениями и трудами, кто движется вперёд в своём забеге веры, можно посоветовать взять на вооружение слова из часто цитируемого гимна:
О, разве лепестками роз
Покрыт мой в небо путь?
Другие шли, борясь до слёз, –
Чрез кровь к венцу доплыть.Сражаться нужно, чтоб царить,
Господь, мне смелость дай!
Труд тяжкий, боль, буду терпеть,
Ты Словом укрепляй.
Пусть даже обрушатся небеса, пусть земля уходит из-под ног, пусть перед нами встают спорные вопросы и искушение пойти на духовный компромисс, прислушаемся к этому забытому Сперджену, повесим на стене своего сердца текст из Матфея 5:11-12 и станем жить перед людьми и бесами со смелостью и надеждой, которые может дать только Христос.
Автор — Грег Морзе / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Ольга Крикун для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!