Слишком заняты, чтобы кого-то наставлять?

Слишком заняты, чтобы кого-то наставлять?

В последнее время я уделяю много времени обучению и наставничеству молодых прихожан и служителей церкви. Я надеюсь повлиять на лидеров и студентов-теологов, чтобы и они взялись за обучение верующих.

Это задача, которую Иисус взял на Себя в Своём земном служении. Он действительно благословлял массы людей Своим публичным учением, но Он также отдал львиную долю Своего времени, чтобы инвестировать в нескольких (двенадцать) людей, которых мы называем Его «учениками». Он призвал их к определенному периоду обучения под Его началом: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Три с половиной года они учились под Его личным руководством и опекой. И, будучи обучаемы Им, они не имели сомнений в том, к чему призывал их Учитель, когда сказал: «научите все народы» (Мф. 28:19).

Павел последовал этому примеру, лично вкладывая в молодых соратников, в том числе Тимофея и Тита, и призывая Тимофея, по сути, наставлять следующее поколение лидеров церкви и учить их делать то же самое: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2).

Препятствия нашего времени

Несмотря на библейское свидетельство, я понимаю, как трудно поддерживать служение ученичества и убеждать людей принимать решение выделять время, необходимое для наставничества. Под наставничеством я подразумеваю персональную заботу об определенном числе (нескольких, не многих) других христиан и помощь им в том, чтобы они стали более посвящёнными учениками Христа, которые затем будут вкладывать в других таким же образом.

nastavnik2

Часто это похоже на тяжелую битву из-за некоторых проблем, с которыми церкви могут столкнуться в ученичестве. Прежде всего, наставничество — это служение, которое изначально не даёт впечатляющей статистики (хотя, в конечном счете, результаты могут быть впечатляющими). То, что столь интенсивные усилия приносят пользу лишь небольшому количеству людей, предполагает, что это неэффективное использование времени, и многие служители и лидеры не впечатлены такими, казалось бы, непродуктивными вложениями. По крайней мере, это противоречит нашим современным представлениям и инстинктам.

Также, наставничество трудно поддерживать в нашем занятом мире. У нас так много возможностей для впечатляющих публичных служений, которые забирают массу времени из наших графиков, времени, которое могло бы быть посвящено персональной заботе о нескольких людях. Ещё одним препятствием является и то, что мы очарованы публичной демонстрацией талантов в нашей культуре знаменитостей. Людям, идущим по восходящему пути к статусу знаменитости, кажется глупым резко изменять свой график, чтобы вкладывать в нескольких людей.

Ответ на наши насущные нужды

Однако, наставничество может быть ответом на некоторые насущные нужды современной церкви. К примеру, статистика свидетельствует об эпидемии одиночества среди христиан. Но забота наставника, который посвящён ученику, может стать отличным противоядием от одиночества. Также среди христиан существует эпидемия неуверенности, которая приводит к тому, что люди порой ведут себя попросту глупо, и это может испортить их свидетельство, особенно когда они сталкиваются со сложными жизненными ситуациями. Такая неуверенность может заметно уменьшиться, если к людям будет проявлена любовь и забота духовной матери или отца, и они смогут получить от них совет.

Мы также видим, что в ключевые моменты своей жизни действительно талантливые люди попадают на обочину по причине тех или иных ошибок. Если бы только у них был кто-то, кто бы мог их направить! Многие прекрасные христиане борются с серьёзными проблемами в личной, семейной и профессиональной жизни. Они совершают большие ошибки в своих реакциях на эти проблемы. Влияние более зрелого христианина на их жизнь может помочь им справиться с проблемами и двигаться в правильном направлении.

К сожалению, и это актуально для людей любого возраста, мы продолжаем видеть новообращенных, которые активны в церкви, но продолжают делать много вещей, несовместимых с христианством (например, лгут, заводят романы через интернет и плохо относятся к своим супругам), и никто не осознает, что такая проблема имеет место. Хороший наставник может распознать и обличить такое поведение. В то же время талантливые молодые (потенциальные) лидеры поднимаются по церковной лестнице в результате того, что церковь осознает их полезность. А затем некоторые из них переживают серьезное падение. В их жизни были серьезные недостатки, которые привели к падению, на которые наставник мог бы обратить внимание.

nastavnik3

Одна из главных задач для нас, лидеров, заключается в том, чтобы «следить за собой» (1 Тим. 4:16). Наставничество помогает сохранять духовную бдительность. Мы не можем просить других делать то, что мы сами не стремимся делать, по крайней мере, долгое время. Мы вынуждены держать себя в форме, чтобы иметь возможность действительно помогать тем, кого мы наставляем. Павел сказал: «Будьте подражателями мне», и тут же добавил: «как я Христу» (1 Кор. 11:1).

Духовное родительство

Христианство — не индивидуалистская религия. Христианская жизнь — это жизнь в общине, и Тело Христа даёт ключевой (не подлежащий обсуждению) вклад в рост христианина (Евр. 10:25). Несколько членов общины могут оказать особенно ощутимую персональную помощь. Любовь и забота духовных родителей (наставников) может быть главным средством, которое Бог использует, чтобы внести этот «основной вклад» в наш рост. Наставник не обязательно должен быть старше по возрасту. Некоторые из наиболее эффективных обучений сегодня происходят именно тогда, когда друг другу помогают возрастать сверстники (2 Тим. 2:22; Евр. 10:24).

Изучение Библии в малых группах может быть идеальной средой для ученичества. Согласно моему опыту, в группах должен присутствовать «пасторский элемент». Под этим я подразумеваю направленные усилия как для общего благополучия всей группы, так и для того, чтобы быть в курсе происходящего в жизни каждого отдельного человека. Всем в группе не нужно знать всё обо всех. Но члены должны иметь представление о том, что о них заботятся, и что они подотчетны по крайней мере одному или нескольким людям в группе, которые искренне желают их благополучия.

Мы часто видим, что Павел обращается к своим ученикам как к «своим сыновьям» (1 Кор. 4:17; 1 Тим. 1:2,18; 2 Тим. 1:2; 2:1; Тит. 1:4; Флм. 10). Да возрадуется Бог возобновлению в наши дни такого личного, целенаправленного духовного отцовства, чтобы мы, как и Павел, могли называть своих учеников «мой сын» или «моя дочь».

Автор — Аджит Фернандо / © 2019 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Наталья Кротова для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!