Стоит ли нам вообще обращаться непосредственно к дьяволу? Некоторые христиане так поступают. Хотя большинство – нет. Кто же прав? Вот вопрос Фредерика, нашего слушателя из Германии: “Здравствуйте, пастор Джон! Ваша передача 1439 действительно подстегнула мою молитвенную жизнь. Спасибо вам! Но, ощутив благословение, я, в то же время, озадачен словами, произнесёнными вами в той передаче. Раскрывая перед нами, почему дьявол радуется нашей скудной молитвенной жизни, вы при этом обратились к нему напрямую, повелев уйти с дороги. Беспокойство с тех пор не покидает меня, хотя смысл я понял.
Стоит ли нам говорить что-либо или обращаться прямо к дьяволу во время молитвы к Богу? Я знаю, что во многих церквях принято обвинять его, например, во время совместных молитв. Не видя этому никаких библейских оснований, я считаю это неправильным. Ведь даже в Послании Иуды мы читаем: “Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь” (Иуды 9). Похоже, что некоторые слишком усердствуют в таких обращениях прямо к дьяволу во время молитв к Богу. Следует ли нам так поступать?”
Да ниспошлёт нам Господь мудрость – чтобы как не переоценивать присутствие и опасность дьявола и бесов, так и не пренебрегать ими. И за несколько минут нашей передачи я постараюсь, основываясь на Библии, помочь вам удержать равновесие в этом вопросе и не свалиться ни в одну из сторон.
Стойте твёрдо!
Для начала – три кратких тезиса, которые помогут нашим рассуждениям.
Во-первых, не дьявол – наша главная проблема. Наша главная проблема – наш собственный грех. Именно поэтому львиная доля нашей духовной войны должна быть посвящена не борьбе с сатаной и другими людьми, а преодолению греха, коренящегося в нашем собственном сердце и присутствующего в нашей жизни. Преуспев именно в этой борьбе, вы победите дьявола, вы одолеете вашего врага. Бог радуется вашему освящению, и достигая его, Духом умерщвляя свой собственный грех, вы торжествуете над сатаной и над миром. Наш противник не особо стремится к тому, чтобы быть увиденным. Он стремиться обречь людей на погибель, заманивая их и удерживая в сетях греха. Поэтому именно грех – наша главная проблема. Это первый тезис.
Во-вторых, никогда не забывайте и повторяйте себе вновь и вновь, что “Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире” (1 Иоанна 4:4). Христос Своей смертью и воскресением нанёс сатане решительное и сокрушительное поражение. И поэтому погубить вас сатана способен не иначе, как соблазнив отказаться от веры во Христа и остаться во грехах. Верьте в победу, которая уже есть в вашей жизни – данный вам залог Духа – и ходите в этой победе!
В-третьих, избавляйтесь от дьявольского влияния, следуя пути, описанном Павлом во 2 Тимофею 2:24–26. Наставляя своего ученика, Апостол призывает его “не ссориться, быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников” — и делая это, ожидать того, что сделает Бог – “не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю”. Это твёрдый, здравый путь в христианском служении к победе над силами дьявола.
Бывает одержимость бесами, избавление от которой требует необычайной силы и настоящего экзорцизма. Мне довелось однажды в подобном участвовать. Но предписанный нам путь освобождения – это путь постижения истины, невыносимой для сатаны. Противник вынужден отступить, видя, как истина укореняется в сердцах людей по благодати Божией.
Как не следует говорить с дьяволом
И теперь, имея в виду сказанное, вот что я хочу сказать о прямом обращении к дьяволу.
Во-первых, никогда не вступайте с ним в переговоры. Он весь – зло без остатка. Самый хитрый и коварный, мастер расставлять сети для людей. Даже не думайте торговаться с ним. Иисус отверг его попытки в пустыне. Мы должны поступать так же – всегда и везде.
Во-вторых, никогда не говорите с дьяволом одобрительно. В Иоанна 8 Иисус называет его отцом лжи, стоящим у её истоков. Он лжёт, чтобы погубить. Крупицы правды в его словах присутствуют лишь для того, чтобы заманить вас в ловушку и заставить поверить, поэтому ни в коем случае не одобряйте его речей.
И в-третьих, никогда не обвиняйте дьявола самоуверенно или самонадеянно. Запомните эти слова: “самоуверенное, самонадеянное обвинение”. У нас нет никакой собственной власти над сатаной. Это власть Иисуса Христа. Без Него у нас власти нет. Также и нашей собственной мудрости недостаточно, чтобы противостоять козням дьявола или раскусить их. На всё это мы способны лишь во Христе.
Чьей властью?
Похоже, что Иуды 9 многие, как и наш слушатель Фредерик, понимают не совсем верно. Из этого стиха он делает вывод, что Архангел Михаил не говорил с дьяволом. Но на самом деле текст говорит обратное. “Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: “да запретит тебе Господь”. То есть, он разговаривает с дьяволом. Слово “тебе” означает, что он обращается к дьяволу. Но то, чего не позволяет себе ангел, не должны позволять себе и мы – говорить с дьяволом от своего имени или своей властью. И поэтому он говорит: “Да запретит тебе Господь”.
Мы знаем, что Иисус имеет власть над бесами и что Он повелевает им – например – “Замолчи и выйди из него!” (Марка 1:25). И мы знаем, что Он дал эту власть Своим ученикам: “и дал им власть над нечистыми духами” (Марка 6:7). И мы знаем, что когда семьдесят, а не только двенадцать, учеников вернулись, то рассказывая о своём служении, они с радостью рассказали Иисусу, что “Даже бесы подвластны нам во имя Твоё” (Луки 10:17, совр. пер.). Слова “во имя Твоё” означают, как именно они изгоняли демонов. Иисус изгонял их Своей властью, ученики же изгоняли их во имя Иисуса. “Выйди во имя Иисуса” – так они, вероятно, говорили.
Поэтому, когда в 1 Петра 5:9 и Иакова 4:7 говорится, что мы должны “противостать дьяволу”, то я думаю, что речь идёт о случаях, когда атака бесов на вас или близкого вам человека настолько очевидна, что вы должны произнести что-то вроде: “Прочь! Во имя Иисуса, оставь меня в покое” или “Оставь моего ребёнка в покое во имя Иисуса. Изыди, сатана, – прочь из этого дома”. И затем мы обращаемся ко Христу. О да, мы обращаемся ко Христу. Об этом шаге часто забывают. В этот момент мы обращаемся ко Христу – мы обращаемся к обещаниям Иисуса:
- “Я никогда тебя не оставлю”.
- “Я никогда тебя не покину”.
- “Я буду с тобой всегда”.
- “Я искупил тебя, ты – Мой”.
- “Никто не может вырвать тебя из Моих рук”.
- “Я помогу тебе”.
- “Я огражу тебя”.
- “Подними щит веры. Верь Моим обещаниям. Я защищу тебя. Доверяя Мне, ты победишь”.
И тогда мы обретаем покой. Мы покоимся под Его суверенной защитой.
Будьте усердны
Итак, мой ответ – да, христиане могут так обращаться к дьяволу, но это не является их обычным, ежедневным способом превозмогать его козни. В своём сегодняшнем рассказе я постарался помочь вам избежать этого дисбаланса. Наше усердие в вере, освящении и любви – вот надлежащий путь к победе над сатаной, и Бог дарует нам её, если мы сосредоточимся на Его обещаниях и будем преодолевать наши собственные грехи, уповая на Его силу.
Автор — Джон Пайпер / © 2024 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Дмитрий Василевский для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!