Тайна ханукальной меноры

Библия говорит о меноре, или светильнике, на трех уровнях: в Торе, в Пророках и в Новом Завете. Моисей повелел построить золотой семисвечник и разместить его в Святом Скинии (Исход 25:31-40).

Священникам было необходимо заботиться о светильнике, но мы не видим конкретных учений о духовном значении меноры. И когда чему-то в Торе нет ясного объяснения — как Празднику Труб, например — часто так происходит по той причине, что это может быть понято лишь в свете Нового Завета.

В ханукальной истории евреи, руководимые Иегудой Маккаби и его небольшой армией, побеждают царя Сирии, Антиоха Епифана. Это действительно было чудо, что такая крохотная армия евреев смогла победить преобладающие сирийские войска.

Антиох Епифан, разграбивший Иерусалим в 168 г. до н.э., осквернил Храм, принеся в жертву свинью на алтаре, воздвиг алтарь богу Юпитеру, запретил Храмовое поклонение (жертвы), запретил обрезание под страхом смерти, продал тысячи евреев в рабство, уничтожил все копии Писаний, которые смог найти, убил всех, кто осмелился прятать у себя свитки Писаний, и прибегал ко всем мыслимым и немыслимым пыткам, чтобы заставить евреев отречься от своей веры.

Менора

После победы евреев, Храм, в том числе менора, был восстановлен маккавеями, празднующими новый праздник Ханука (что в переводе — «освящение»). Светильник для праздника Ханука называется на иврите Ханукия. У него девять свечей, что напоминают о восьми днях, которые менора в Храме продолжала гореть, несмотря на то, что масла хватало лишь на один день (согласно преданию), и одной дополнительной свече, названной шамаш, которая используется для зажигания остальных. Несмотря на то, что большинство американских евреев называют это «менора» — это не точная копия меноры в Скинии. Тем не менее, такой светильник должен ясно представлять храмовую менору в религиозной иудейской традиции, в память о чуде, произошедшем с семисвечной менорой во время освящения Храма.

Знак восстановления

На втором уровне, пророк Захария получил видение таинственной меноры с двумя оливковыми деревьями — каждое по свою сторону. Это символизировало, что Господь восстанавливает Сион и Храм силой Его милости и Духа (Захария 4:1-10). Это видение стало основой для официального символа и печати современного государства Израиль.

Тело Мессии

Третий уровень находится в книге Откровения, в которой Иоанн описывает сверхъестественное видение Иешуа в славе, стоящего посреди семи зажженных светильников. Вероятнее всего, если мы собираемся соответствовать Писанию, что менора, увиденная Иоанном, была семисвечной, или же это были семь менор с 49 свечами в целом. Слово, обозначающее «светильник» в Еврейских Писаниях — это почти всегда «менора», семисвечный светильник. В греческом переводе Ветхого Завета, то же самое греческое слово применяется для «меноры», что и для «светильника», в книге Откровения у Иоанна. В Еврейском Новом Завете, «светильник» переведен как «менора». Кроме того, менора (или меноры) в Откровении также сделаны из золота, соответственно тому, что говорил Всевышний Моисею (Исход 25 глава).

Каждая ветвь меноры (или каждая менора) представляет собой семь церквей или общин Малой Азии (Откровение 1:12, 20), которые символизируют все виды и направления, составляющие мировую Экклезию, или тело верующих. И давайте не забывать — все что было в Храме, было лишь тенью небесной реальности (Евреям 8:5). Менора представляет собой всемирное сообщество верующих.

Так же, как Моисеев светильник находит выражение в иудейской религиозной традиции, пророческое видение Захарии выражается в современном Сионизме, и видение Иоанна отображает людей из всех народов, языков и наций, прославляемых силой Божьей.

Единство приносит Божий огонь

Мы знаем, что менора в Храме должна была быть построена согласно инструкциям, данным Богом Моисею. («Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе.» (Книга Исход 25:40). Так что, если семисвечная менора из видения Иоанна представляет собой объединенное тело верующих, тогда и огонь также должен иметь значение.

Без меноры не будет огня, уж точно не получится собранного, направленного и сфокусированного огня. Как только менора была построена, ее можно зажечь. Точно так, когда верующие собрались в Шавуот (Пятидесятницу) в единстве — с одной целью и задачей, ожидая Святого Духа — они стали этой духовной менорой, которую можно было зажечь, и Дух сошел в языках пламенных. В самом деле, образ 120-ти с языками пламенными над ними — это образ одной меноры со многими ветвями. Каждая ветвь зажжена, исполняя Божью волю.

Когда менора была на своем месте — как и говорил Иешуа ("вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше. "(Евангелие от Луки 24:49) — огонь Святого Духа смог не только сойти на нее, но и действовать через каждого верующего. Плодом стало то, что три тысячи мужчин, не считая женщин и детей, родились свыше в тот самый день.

Урок в том, что так же как и менора, Тело Мессии должно быть построено согласно небесному плану. Иешуа говорит нам в Евангелии от Иоанна 17 главе, о Своем глубоком желании единства среди верующих. Только когда тело в единстве, Дух может двигаться так, как Он хочет (Деяния 2 глава). Сплетни, злословие, разногласия, ревность — подобное может помешать подлинному огню Божьему.

Только слуга может зажечь свечи

Интересно, что согласно еврейской традиции есть одна особая свеча, шамаш, которая оставляет Свое особенное место выше прочих свечей, спускается и делится светом с еще пока не зажженными. Шамаш переводится как «слуга». И лишь когда шамаш поделится светом с другими свечами, Он возвращается на Свое место, тем самым, опять таки, находясь выше других свечей. Необъяснимо для большинства религиозных иудеев, но становится очень понятным после прочтения Послания Филиппийцам:

6. Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7. но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (слуги, шамаша!), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8. смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10. дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…
(Послание к Филиппийцам 2:6-10)

Свети своим светом!

Еще одно. Согласно еврейской традиции, мы берем зажженную Ханукию и ставим ее на окно, провозглашая Ханукальное чудо для всех, кто ее видит. Имел ли Иешуа это в виду (хотя традиция и появилась позже), когда Он говорил: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Св. Евангелие от Матфея 5:14-16)?

Или: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.» (Св. Евангелие от Иоанна 8:12)?

Возможно, вы также найдете интересным тот факт, что сам Иешуа праздновал Хануку. В Евангелии от Иоанна 10:22 говорится о том, что Он был в Иерусалиме на Празднике Обновления (Ханука). Каков же урок?

1. Стремиться к единству (Филиппийцам 1:7)
2. Ожидать Духа Святого (Деяния 2:1-4)
3. Давать светить своему свету (Матфея 5:14-16)

Авторы — Рон Кантор и Ашер Интрэйтер
Перевод — Алекс Фишман
Источник — charismamag.com

Пожертвовать

Последнее: 27.04. Спасибо!