Праздновал ли Иешуа Хануку? Мне бросили вызов два человека по поводу Иоанна 10:22, утверждая, что этот стих не подтверждает, что Иешуа праздновал Хануку.
«Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления, и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом» (Иоанна 10:22-23).
Вот мой ответ:
Бог ожидает, что мы воспользуемся разумом, чтобы предположить очевидное в Священных Писаниях. Джон Уэсли, один из величайших богословских мыслителей в истории, сказал, что мы интерпретируем Священное Писание с помощью того, что сейчас называется Четырехугольником Уэсли. Мы используем:
- Священное Писание (другие отрывки);
- традицию (то, во что верили в прошлом);
- разум (наш собственный интеллект, данный Богом);
- опыт (наш опыт с Богом).
Что очевидно? Иешуа был в Иерусалиме во время Хануки.
Тогда стоит спросить, почему Иоанн упомянул об этом? Сам он сказал: «Если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоанна 21:25). Место в Евангелии от Иоанна стоит недёшево. Он не тратит слов попусту. Так почему же он упомянул Праздник обновления (Хануку)?
Мы знаем, что Иешуа по большей части приходил в Иерусалим только на праздники. Большую часть времени Он проводил в Галилее.
«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул» (Иоанна 2:13-15).
Обратите внимание: Иоанн не говорит, что Он пошёл праздновать Пасху. Но Иоанн ожидает, что мы предположим, что именно поэтому Иешуа и отправился в Иерусалим. Иоанн ожидает, что мы будем читать Иоанна 10:22 так же, как мы читаем Иоанна 2:13... Он был в Иерусалиме на Хануку.
Во-вторых, Иоанн мог бы рассказать всё, что рассказал, не упоминая Хануку, убрав 22 стих.
«...И была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом. Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо» (Иоанна 10:23-24).
Упоминание о том, что это была Ханука, ничего не добавляет к этому отрывку, если только это не было сделано намеренно, если только Иоанн не хочет, чтобы мы знали, что Иешуа праздновал победу, которую Бог дал Израилю над силами идолопоклонников Антиоха Епифана (греко-сирийского царя) в 167 г. до н.э.
Иешуа был евреем, частью народа Израиля. Конечно, Иешуа праздновал Хануку. Он вырос, празднуя Хануку. Он жил как еврей. Он никогда не упрекал фарисеев за их традиции, но за то, что они ставили их выше Слова Божьего. Было бы очень странно, если бы Иешуа праздновал все остальные еврейские праздники, но не праздновал победу и независимость Израиля от иностранного угнетателя.
Стюарт Дауэрманн, доктор философии, добавляет следующую ценную информацию:
«Практика зажигания огней в наших домах в течение восьми дней была спонтанно принята вскоре после 76 г. до н.э. (за десятилетия до рождения Иешуа). Особенно учитывая все признаки того, что семья Иешуа чтила традиции, и упоминание Иешуа в колоннаде Соломона во время Праздника обновления (Хануки), и учитывая исторический контекст спонтанного развития зажигания ханукальных огней, демонстрируя общую ревность по воспоминанию, почти наверняка похоже на то, что Иешуа и Его родная семья праздновали этот праздник. Спорить о другом было бы довольно трудно и необоснованно».
А говорить: «Другие праздники были библейскими» — недальновидно.
- Ханука была бы библейской, если бы это произошло тогда, когда была написана Еврейская Библия (Ветхий Завет).
- Разве американские верующие не празднуют радостно 4 июля? Конечно, празднуют. Ханука — один из дней независимости Израиля (помимо Исхода и 14 мая 1948 года).
Весёлой Хануки и счастливого Рождества!
Автор — Рон Кантор / roncantor.com
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Последнее: 26.07. Спасибо!
Хорошая глубокая экзегеза. Но хотелось бы поделиться своей точкой зрения. Первое, на что необходимо обратить внимание: в Новом Завете (в оригинале) этот праздник не называется «праздником» (на греческом «гэортэ») — это слово вставлено переводчиками. В отличие от праздника Пасхи и праздника Опресноков:
1 Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою,
(Лук.22:1).
Можно возразить, что в Мк.14:1 эти праздники тоже не названы праздником (слово тоже вставлено переводчиками). Но они названы праздником в стихе 2.
Как же тогда охарактеризовать то, что описано в Иоанна 10:22,23? Ведь если Иешуа и не праздновал, то Он, по крайней мере, участвовал? На мой взгляд, понять суть этого отрывка помогает другое место Писания:
24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы?
25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних?
26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны;
27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
(Матф.17:24-27)
В статье Рона мне понравилась здравая экзегеза. И фундаментальный принцип оной — Писание толкует само себя. И если Писание не называет данный праздник «праздником», следовательно он и не является таковым. В строгом смысле праздник в Библии — это праздник Господень. В Танахе называется «моэд». Примечательно, что в Эсф.9 Пурим не назван этим словом.
Праздновать ли новозаветним верующим этот праздник? Ну, если только евреям. Лично я не хочу, чтобы меня отвлекало что-то, что выходит за Божий совершенный план. Слово же Божье учит:
5 Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне [равно]. Всякий [поступай] по удостоверению своего ума.
(Рим.14:5)
P.S. И да, вы, брат Рон, таки правы: упоминание в Иоанна 10:22,23 сделано намеренно. Но только намерение, на мой взгляд, состояло в том, чтобы подчеркнуть, что это не праздник.