Такое проклятие: мессианский взгляд на Пурим

Такое проклятие: мессианский взгляд на Пурим

Пурим — это еврейский праздник, очень похожий на карнавал. Дети заглушают имя Амана «грегерами» (трещотками). Еврейский девочки устраивают конкурс красоты на звание Царицы Эстер (Есфирь). Разыгрываются постановки под названием «пуримшпили». И все с удовольствием поедают вкусные «ументош», или «уши Амана». Но за всем этим веселым празднованием скрывается серьезная суть: мы избежали очередного уничтожения нашего еврейского народа. Этот праздник напоминает нам, что выживание евреев часто висит на волоске обстоятельств, — но этот волосок держит Сам Господь.

Книга Эсфирь описывает события, произошедшие в пятом веке в Персии. И события эти (дворцовая интрига, конфликты, герои и злодеи) были совсем не веселые. По ним можно было бы написать современную мелодраму: Есфирь, красивая еврейская девушка, становится царицей Персии. Аман, амбициозный и нахальный бюрократ, обращает свою личную зависть к еврею Мордехаю (Мардохею) в настоящую вендетту против всего еврейского населения Персии.

Мардохей, родственник Есфирь, просит ее о помощи, и она осторожно соглашается подойти к царю. Но она сохранила свою религиозную и национальную принадлежность в секрете. Устроив два банкета для царя и Амана, Есфирь открывает, что она еврейка, и в присутствии царя рассказывает о предательстве Амана. Его заговор против еврейского народа открывается, и Амана с сыновьями казнят. Мардохей становится премьер-министром и получает различные почести. Есфирь остается царицей. А еврейский народ радуется своему избавлению.

Праздник называется Пурим, потому что Аман бросал жребий (по-еврейски, «пур»), чтобы определить дату начала геноцида еврейского народа.

Многие считают, что Книга Есфирь была написана для того, чтобы проиллюстрировать, как Бог работает «за кулисами». И это правда, если учесть, что в тексте книги нигде не упоминается слово «Бог», концепция религии или даже ритуал молитвы.

Некоторые мудрецы сравнивали Пурим с Йом-Кипуром. Хасиды описывают Пурим как классический случай Кидуш Хашем (Освящения Имени), где евреи готовы были умереть, но только не оставить свою веру.

Тему сохранения еврейского народа несмотря на огромные трудности и даже геноцид можно проследить на протяжении всей истории. Пуримский Аман — это метафора того зла, которое представляли для евреев фараон, Антиох Эпифан, Хмельницкий, Гитлер и другие. В своей речи в 1944 г. Гитлер заявил, что если нацисты потерпят поражение, евреи смогут отмечать «второй Пурим».

В древние времена имя человека имело огромное значение. Оно говорило о том, каков этот человек, а не только как к нему нужно обращаться. Поэтому больше всего на свете люди боялись, чтобы их имена не были вычеркнуты из книг их народа. Но именно это произошло с Аманом на Пурим. Он попал на виселицу, которую готовил для Мардохея. На виселице весь вес человеческого тела поддерживается одной веревкой, затянутой вокруг его шеи. По словам греческого историка Геродота, речь здесь шла о другой, гораздо более болезненной форме казни. В древней Персии Аман не висел на веревке — он был посажен на кол и на нем поднят в воздух. Это была ранняя форма распятия.

Преступление и наказание Амана напоминает нам слова из Второзакония: «проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве]» (Второзаконие 21:23).

Радость на Пурим напоминает нам о верности Божьей и о полном триумфе праведных жертв над их жестокими угнетателями.

Некоторые сегодня видят смысл Пурима в том, что наши добрые дела преобладают над Аманами этого мира. Но реальность показывает, что, несмотря на все наши добрые дела и благие намерения в социальных и политических рамках, в мире слишком много Аманов, чтобы с ними могли справиться Есфири и Мардохеи. Может быть, это звучит упрощенно, но, возможно, наш мир изменится, только если перевернется с ног на голову — а может, таким образом, он станет, наконец, с головы на ноги?

Что если невиновные добровольно станут на место виновных? Достаточно ли будет такой жертвы, чтобы вернуть этот мир к правильному состоянию — состоянию, когда люди смогут стать перед Богом и попросить у Него прощения? Вместо казни виновного Амана, что если эту жертву принесет один невиновный?

Будет ли имя такого человека вычеркнуто из истории человечества и проклято навеки? Или такое имя будет приносить людям жизнь и спасение, станет именем превыше других имен, именем, перед которым «преклонится всякое колено»?

Празднуя в этом году Пурим и заглушая имя Амалека, Амана и иже с ними, давайте подумаем над тем, что говорил Йешуа (Иисус), Чье имя само означает «спасение». Он предлагает жизнь и мир всем, кто поверит в Него, евреям и язычникам. И, согласно Новому Завету, каждый, последовавший за Йешуа найдет свое имя записанным в книге жизни, из которой они не будут вычеркнуты никогда.

Михаил Вайшенгольц

cis.jewsforjesus.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!