Клевета – серьезный грех. Как и ее родственники слухи, клевета разрушительна по своей природе. Это «засада для пролития крови» (Пр. 12:6), она «губит ближнего своего» (Пр. 11:9), и «разлучает друзей» (Пр. 16:28). И слухи, и клевета содержат разрушительные по силе слова, но в клевете еще и заложен элемент лжи.
Слухи распространяют огонь, а клевета зажигает его.
Стать объектом клеветы крайне болезненно, а пасторы и лидеры служений, увы, слишком легкая мишень. Именно из-за серьёзности греха клеветы нам нужно научиться защищать свое сердце, когда такое случается с нами. Самый легкий путь встать на тропу греха – это согрешить, когда согрешили против нас.
Вот несколько советов, как отреагировать, если вас оклеветали.
1. Ваша репутация в руках Бога.
Иногда нужно защищать свою репутацию перед теми, кто оклеветал вас, особенно, если вы руководитель, и клевета наносит урон вашему служению. Но, по моим наблюдениям, зачастую лучше промолчать, довериться Богу и позволить истине стать вашим адвокатом. Как говорит мой отец: «Когда (не «если», а именно когда) от незаслуженных ранений пострадала ваша репутация, ваша тихая честность со временем скажет все, что нужно сказать».
Даже если вам нужно обороняться, выдержите паузу. Не паникуйте. Не взрывайтесь. Не поддавайтесь страху. Защищать свое служение нужно (1 Фес. 2, 2 Кор. 10-13), но следует быть осторожным, чтобы не переусердствовать в защите себя самого.
У людей есть склонность думать, что они должны все починить, вернуть доверие тех, кто услышал клевету, рассказать им свою часть «истории». Но, как правило, этот порыв – всего лишь «страх человеков, а не страх Божий». И опять же, по моему опыту, слушатели клеветы довольно часто могут понять, что услышали ложь, а наши попытки оправдаться не улучшают ситуацию, а усугубляют ее. Мне нравится метафора, которую однажды привел Сперджин: «Большая ложь, если ее не заметили, похожа на огромную рыбу, которую вытащили из воды. Она бьется, извивается и скачет, пока очень быстро не умрет».
Итак, превыше всего, возложите свои заботы на истину, а не на показное, и не позволяйте страху стать вашим движителем. Ведь именно оклеветанный Христос говорит: «Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (Мф. 10:26). Когда вы почувствовали «уколы» страха и самозащиты, вспомните, что правда в конце концов победит. Истина неумолима, неуступчива, неизбежна, непобедима. Она мастер «нежданных побед».
2. Дайте «мягкий отпор» клеветнику, обличите его (не по электронной почте).
По моим наблюдениям, многие люди легко оказываются клеветниками, даже не подозревая об этом. Поэтому, наибольшим проявлением любви ко всем вовлеченным сторонам, включая клеветника, может быть «мягкое обличение», сказанное в любви. Разговор этот должен случиться при личной встрече, не по телефону, СМС, в фейсбуке или электронной почте. В определенных ситуациях уместно взять с собой на разговор какого-нибудь друга или знакомого, которому обе стороны конфликта доверяют, хотя для начала все же лучше разговор с глазу на глаз. Если пригласить на встречу кого-нибудь еще, это может привести к еще большей эскалации ситуации.
Крайне важно приступать «в духе кротости» (Гал. 6:1), не заставляя человека защищаться от ваших обвинений или обвинительного тона. Это можно сделать двумя способами:
- Начните с вопросов. Таким образом вы сможете собрать факты до того, как сделаете какие-нибудь выводы. Вопросы способствуют снижению конфронтации. Но не стесняйтесь называть грех грехом, а клевету – клеветой.
- Скажите, какую боль причиняет вам клевета. Об этом легко забыть, когда речь идет об общении с человеком, который причинил нам боль. Но слова о том, что «мне было грустно/больно, когда…» вместо «ты согрешил против меня», имеют более реальный шанс «приобрести вашего брата» (Мф. 18:15), а это наиглавнейшая цель. Удивительно, но из-за того, что некоторые клевещут, даже не осознавая этого, они очень сильно удивляются, когда слышат о причиненной ими боли. Поэтому начало разговора с чувств, а не обвинений, может поспособствовать решению ситуации и увеличивает вероятность мирного исхода.
Обличать человека всегда страшно и странно. Но делать это нужно. Если вы не обличаете человека, вы не любите его должным образом и не «побеждаете зло добром» (Рим. 12:21).
3. Проповедуйте Евангелие себе самому.
Когда против вас согрешили, есть опасность заразиться жалостью к себе, почувствовать себя жертвой, а это не то, что Евангелие должно производить в нашем сердце. Да, быть оклеветанным больно, но Евангелие может снизить наше стремление защищаться и утешить боль, если мы не забываем, что «вне благодати Божьей я гораздо хуже, чем любая клевета в мой адрес». Снова слова Сперджена помогают понять: «Если кто-то думает о вас плохо, не злитесь на него. Ведь вы даже хуже, чем он мог себе представить».
Но мы не проповедуем Евангелие себе, если, как рассказал Тим Келлер не в одной своей проповеди, не говорим: «Во Христе я не только намного грешнее, чем я опасался, но и намного более любим, чем я мог надеяться». Нам следует помнить, что Бог относится к нам, как к собственным детям, что каждый волос на наших головах посчитан, что Иисус сейчас, в этот самый момент ходатайствует за нас. Пребывая в Его неизменной любви, мы можем пережить боль и взыскать восстановления Христовой репутации, а не нашей собственной (еще одна тема, которую можно рассмотреть, когда ищете правильные способы реакции на клевету в ваш адрес).
Хороший пример нам показывает Джордж Уайтфилд:
Пусть имя Уайтфилда умирает, а имя Христа прославляется. Пусть мое имя исчезнет, даже друзья мои забудут меня, если благодаря этому имя Иисуса будет звучать чаще. Я готов ждать до Судного дня для восстановления моей репутации, а когда я умру, на моей могиле хочу такую эпитафию: «Здесь покоится Д.У. Каким он человеком был откроется в один великий день».
Аминь. Пусть Господь, который видит все и судит все, даст нам такой дух.
Гавин Ортлунд / thegospelcoalition.org / hristiane.ru
Последнее: 26.07. Спасибо!