Царя чтите

Царя чтите

Это ясные и простые для понимания слова. Апостол Пётр увещевал своих собратьев-христиан, живущих в Римской империи, «чтить царя».

Но одно дело услышать эти слова и сказать: «Всё ясно!», а совсем другое их реализовать. Что если царь — откровенный нечестивец? Должны ли мы также чтить его?

Давайте сначала посмотрим на контекст этих слов Петра.

Будьте покорны всякому человеческому начальству

Он писал:

«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Петра 2:13-17).

Итак, как высшей земной власти верующие должны подчиняться царю, а также чтить царя, оказывая ему должное уважение. (Павел также обсуждает это в Римлянам 13.)

Проблема с этим призывом заключается в том, что человек, который, скорее всего, в то время был императором, это Нерон.

Да, именно Нерон, сексуально извращённый безумец. Нерон, садист и массовый убийца. Нерон, предтеча антихриста.

Будьте покорны Нерону. Чтите Нерона. И оказывайте Нерону должное уважение.

Серьёзно? Уважение? Честь? Нерону?

Верующие будут переносить страдания, если они будут следовать за Христом

В библейском словаре Lexham Bible Dictionary отмечается, что «предполагаемые адресаты 1 Послания Петра, похоже, столкнулись со значительными трудностями в результате противодействия общества и правительства их вере во Христа (1 Петра 2:19–20; 3:14–17; 4:16; 19). Автор советует верующим переносить страдания, следуя примеру Христа (1 Петра 2:21)».

То есть, несмотря на «значительные трудности», с которыми верующие сталкивались «в результате противодействия общества и правительства их вере во Христа», Пётр призывал их к покорности и уважению к государственной власти. Исключением, конечно, были случаи, когда власти требовали от них действовать вопреки их вере.

Когда не подчиняться властям

В таких случаях правильным ответом будет:

«Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? Мы не можем не говорить того, что видели и слышали» и «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деяния 4:19-20; 5:29).

Власти, в свою очередь, могут принимать ещё более жёсткие меры, сажая верующих в тюрьмы, подвергая пыткам и даже убивая. Но здесь не было никакой капитуляции, потому что подчинение высшей власти — для нас всегда самому Господу — было и есть высшим руководящим принципом. Когда правящие власти приказывают нам не подчиняться Богу или действовать против нашей направляемой Богом совести, мы выбираем послушание Богу.

Однако есть способ того, как мы не должны подчиняться, осознавая, что всегда являемся свидетелями Господа.

«Для Господа»

Комментируя слова «для Господа» (греч. διὰ τὸν κύριον / диа тон Кирион — «из-за Господа» — прим. пер.) в 1 Петра 2:13: Мэтью Генри пишет: «Для Господа, Который поставил власть на благо человечества, Который требует подчинения и послушания (Римлянам 13), и чью честь затрагивает послушное поведение подданных по отношению к их начальству».

Наше поведение всегда должно быть христианским, поскольку, как пишет Пётр, «такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей».

Именно наши добрые дела и наше благочестивое поведение заставят замолчать наших насмешников и критиков, а не наши блестящие риторические пассажи, пропитанные злобой и самоправедностью.

И даже когда мы отвечаем нашим критикам и обвинителям, мы делаем это определённым образом. Снова процитирую Петра:

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе» (1 Петра 3:15-16).

Чтите всех людей

Интересно, что в призыве Петра чтить царя есть и некая ирония, как отмечает богослов Уэйн Грудем:

«Пётр возвращается к слову “чтить”, тому же самому слову, с которого начинается стих («всех почитайте»): “царя чтите”. С лёгкой иронией Пётр поставил царя на один уровень со “всеми”. Последовательность выглядит следующим образом:

  • Бойтесь Бога.
  • Любите братство.
  • Чтите всех людей. Чтите царя.

Хотя Пётр и подтверждает обязанность чтить царя (согласно стихам 13-15), он также тонко намекает, что, вопреки заявлениями римских императоров о своей божественности, император ни в коей мере не равен Богу или достоин того, чтобы его боялись, как Бога. У христиан есть обязательства перед государством, но их обязательства перед Богом и братством верующих выше».

А исследователь Нового Завета Томас Шрайнер добавляет, что «Первое повеление — призыв “всех почитать”. Верующие должны к каждому человеку относиться с достоинством и почтением, потому что все люди созданы по образу Божьему (Бытие 1:26-27). Даже грешникам следует оказывать уважение и почтение как людям».

Кто такие «все»?

Да, «даже грешникам», таким, как активист, выступающий за аборты, злобный атеист, школьный учитель-трансгендер и идолопоклонник-индуист. Даже им «следует оказывать уважение и почтение как людям». (Если у вас с этим проблемы, не спорьте с профессором Шрайнером или со мной. Обсудите это с Петром или, ещё лучше, с Господом.)

Мы можем самым решительным образом критиковать чью-то идеологию, разоблачать банкротство и даже опасность их взглядов, не высмеивая их при этом как недочеловеков. Пётр говорит, что мы всё равно должны «почитать их».

Христиане должны отличаться

Вывод таков, что последователи Иисуса должны отличаться.

Мы должны звучать иначе и выглядеть иначе, чем мир, не сообразуясь ни с нашими плотскими порывами, ни с духом века сего.

Это означает, что мы проявляем уважение к тем, кто находится у власти, даже если презираем их политику и их личный пример, всегда понимая, что: 1) все люди, какими бы падшими они ни были, созданы по образу Божьему; 2) именно Бог ставит людей на позиции власти (или, по крайней мере, устанавливает эти структуры власти); 3) наша цель, прежде всего, указать людям на Иисуса.

Пусть же мир увидит в нас что-то отличное, когда мы живём праведно, отстаиваем то, что правильно, и любим своих ближних. Именно так мы меняем мир.

Автор — Майкл Браун / stream.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!