Среди верующих есть различные мнения о Тысячелетнем Царстве, но это важная тема, потому что будущее — это то, что нас мотивирует, то, ради чего мы что-то делаем, служим, верим, то, куда мы стремимся. Больше двадцати лет назад, когда я покаялся, в основном было мнение, что придёт Машиах, заберёт всех на небо, мы будем там 1000 лет, и это и будет Тысячелетнее Царство. И, к моему удивлению, большинство людей до сегодняшнего дня верят в то, что Тысячелетнее Царство будет на небе. Я считаю, что Царство действительно будет на небе, но для некоторых, как оказывается, Тысячелетнее Царство может быть и на земле. И это напрямую связано с Божьим обещанием дать Израилю Царство. Когда ученики спрашивали Иешуа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деяния 1:6), Он ответил: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деяния 1:7). Понятно, что Сам Бог положил в Своей власти времена и сроки этого Царства, но то, что это Царство будет, — это факт.
Как-то на одной пасторской встрече один пастор говорил, что мы все идём на небеса, это наш удел, и мы должны готовить к этому людей. Но я сказал на это, что я не совсем согласен, потому что, если только небеса — наш удел, то зачем нам воскресение мёртвых, которое обещал Иешуа? Писание даже говорит нам, что если мы не верим в воскресение мёртвых, то в нашей вере нет смысла (1 Коринфянам 15:14). Я думаю, что для кого-то то, чем я хочу поделиться, будет разочарованием, потому что, когда я разбирался с темой первого воскресения, я сам был слегка разочарован. Но я думаю, что этот вопрос стоит попытаться разобрать и понять.
Мы будем с Господом, но где?
Давайте начнём с довольно спорного места Писания:
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведёт с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами» (1 Фессалоникийцам 4:13-18).
Здесь написано, чтобы мы утешали друг друга. Поэтому я (апостол Павел) вас утешаю, что придёт Машиах, и мёртвые в Нём воскреснут прежде, потом мы изменимся и будем подняты на облаках в стретение Господу на воздухе. Казалось бы, всё понятно, и всё ясно. Но, во-первых, здесь не написано, что «там с Господом будем». Здесь написано: «так с Господом будем». Здесь делается ударение на том, что мы будем вместе с Ним, а не на том, где мы будем вместе с Ним.
Здесь также написано, что «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде». То есть сначала воскресают мёртвые, потом Господь сойдёт с неба, потом мы изменимся и будем восхищены навстречу Господу. И что происходит после этой встречи? Мы уходим на небо, или же возвращаемся на землю?
Первое воскресение: Кто будет царствовать с Иешуа?
Давайте теперь откроем книгу Откровение:
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобождённым на малое время» (Откровение 20:1-3).
Здесь речь идёт как раз о том Царстве, которое должно раскрыться на земле, потому что Машиах придёт на эту землю, дьявол будет скован на тысячу лет, и это будет тысяча лет Царства Машиаха — то, что Он обещал Своим ученикам. И когда они спрашивали Его: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матфея 19:27), Он ответил им:
«Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матфея 19:28).
Судить — это не выносить приговор, но это значит управлять, как в случае того периода времени, который описан в книге Судей, когда судьи управляли народом. То есть, когда Иешуа обещал им, что они будут судить двенадцать колен Израиля, это значит, что они будут править вместе с Ним в будущем. И теперь о разочаровании. Хочу уточнить, что это моё мнение, и это не значит, что все мессианские учителя верят именно так. Я думаю, что в этом вопросе точно могут быть разные мнения. Здесь, в книге Откровение написано:
«И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить [то есть управлять], и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет. Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение» (Откровение 20:4-5).
И вот моё мнение. Я верю в то, что Тысячелетнее Царство — это уникальный период времени, потому что, когда Машиах придёт на эту землю, Он восстановит Царство Израилю, и центр Царства будет в Иерусалиме. И чем это время будет уникально? Во-первых, тем, что будут люди, которые воскреснут для того, чтобы царствовать вместе с Ним. И, как я понимаю, не все верующие, не все спасённые воскреснут, потому что здесь написано, что воскреснут те, кому дано будет царствовать вместе с Ним тысячу лет. Получается, что есть первое воскресение, в которое воскресает определённая часть людей, а прочие не воскресают. Во-вторых, он будет уникален тем, что в этот период времени люди будут рождаться и умирать. И в этом Тысячелетнем Царстве будут даже неспасённые люди!
По мнению некоторых служителей, даже в Тысячелетнем Царстве будет проповедоваться Евангелие. Вы можете сказать: «Как это может быть?» Мы видим некоторые пророчества, которые говорят о том, что будет восстановлено служение в Храме. У меня был большой вопрос и непонимание: зачем в Тысячелетнем Царстве восстановление храмового служения? И я услышал одну удивительную мысль по этому поводу, и она мне понравилась. Один из служителей сказал, что фактически в тот период времени храмовое служение будет исполнять роль визуальной евангелизации. Другими словами, будет сидеть воскресший Машиах, Он будет царствовать, вместе с Ним будут тысячу лет царствовать те, которые воскреснут, и те, которые изменятся, — именно те, которым дано будет царствовать с Ним тысячу лет.
И вот что важно. Тысячу лет царствовать с Мессией будет дано не всем верующим. Это было бы как минимум несправедливо, если все вдруг будут царствовать. Потому что есть люди, которые платили цену, которые служили Богу, были посвящены, отдали Ему всю свою жизнь и принесли много плода, и даже те, которые в конце концов отдали свою жизнь за веру в Иешуа. А есть такие верующие, например, как мой отец, который покаялся перед самой смертью и ушёл на небеса. Он спасён, он имеет полное право на вечную жизнь. Но то, что касается Тысячелетнего Царства и возможности царствовать с Машиахом тысячу лет, я не думаю, что это удел всех верующих. И в Откровении 20:4 ясно описано, кто воскреснет в первое воскресение. Итак, первое разочарование: не все верующие воскреснут в первое воскресение Мессии.
В Тысячелетнее Царство войдут народы, но по какому критерию?
Второе разочарование: в это Тысячелетнее Царство войдут народы. Вспомните, например, знаменитое место в Евангелии от Матфея, где Мессия берёт народы и ставит одних по левую, а других по правую сторону, называет одних козлами, а других овцами, и есть определённый критерий: «Кто поступал с братьями Моими меньшими вот так, тот войдёт в Тысячелетнее Царство, а кто по-другому, тот не войдёт» (см. Матфея 25).
Конечно, во вторую очередь мы можем брать это место Писания и говорить, что мы должны помогать всем нуждающимся, ходить в больницу, ходить в тюрьму. Но давайте себе представим картину. Стоят народы, потому что это суд над народами, который ещё описан в книгах Малых Пророков, где Иешуа сядет в долине Иосафата и будет судить народы. И есть, условно говоря, одни, вторые, и есть третьи, которых Иешуа называет меньшими братьями. Для меня хороший пример — это история Иосифа и братьев. Иосиф смотрел на отношение братьев к себе через отношение к его младшему брату. И когда они проявили жертвенную любовь, тогда он раскрылся для них.
А теперь давайте себе представим, что это суд над верующими. Получается, что Он разделит верующих на козлов и овец, и скажет: «Вот вы делали добрые дела, значит вы войдёте в Царство. А вы не делали добрые дел по отношению к нуждающимся, вы не войдёте». Это не совсем выдерживает библейскую критику, потому что есть верующие люди, которые не успели делать эти дела, как разбойник на кресте. Но есть неверующие люди, которые делают огромное количество добрых дел, и даже некоторым верующим за ними не угнаться.
Но если мы поймём, что вход в Тысячелетнее Царство народа как народа будет определяться отношением этого народа к Израилю, младшим братьям Иешуа, то у нас будет другая картина. Ещё 23 года назад, когда я покаялся, я не мог представить себе эту картину, потому что политика стран в отношении Израиля не была такой явной. Но сегодня в этом конфликте Израиля и Палестины мы видим, что есть страны, которые имеют своё мнение и приняли определенную позицию в отношении Израиля. И я думаю, что чем дальше, тем сильнее будет видна эта разница.
Особенности Тысячелетнего Царства и окончательный суд
«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет. Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской» (Откровение 20:6-7).
Скажите, если в Тысячелетнем Царстве будут только все рождённые свыше и верующие, то кого дьявол будет собирать? Получается, что не все в Тысячелетнем Царстве будут верующими. Это не будет такой своего рода рай, в котором уже все спасённые. Это определённый период времени, имеющий свои особенности. Во-первых, только в конце этого периода сатана будет освобождён, а до этого его не будет. Во-вторых, в это время уже будут жить те, которые будут жить вечно, и будут те, которые будут рождаться и умирать. Вспомните, например, пророчество:
«Там не будет более малолетнего и старца, который не достигал бы полноты дней своих; ибо столетний будет умирать юношею, но столетний грешник будет проклинаем» (Исаия 65:20).
В Пророках описывается этот период Царства, и он точно будет отличаться от всего, что было до этого. Вы можете сказать: «Как это?» Приведу простой пример. Периоды до Мессии и после Мессии отличаются в духовном плане? Конечно! До прихода Мессии Дух Святой не мог действовать на земле так, как после Его прихода. До первого прихода Иешуа были только пророчества о том, что Дух Святой будет сходить, и Его слава будет по всей земле, но люди точно этого не переживали, не видели.
И дальше в книге Откровение мы читаем:
«И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мёртвых, бывших в нём, и смерть и ад отдали мёртвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откровение 20:12-15).
Мы видим, что через тысячу лет, когда будет последний великий суд, когда все люди предстанут пред Богом, будут раскрыты книги, и будет раскрыта книга жизни. Когда я разговаривал с одним теологом, он сказал мне: «Послушай, не может такого быть, все верующие воскреснут в первое воскресение». Тогда я ответил ему: «Но здесь написано, что через тысячу лет будут раскрыты книги, и будет раскрыта иная книга, книга жизни». Он сказал: «Это будет для того, чтобы им показать, что их нет здесь, в книге жизни». Но это предположение. А здесь написано, что те, кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. Значит были и те, кто были записаны в эту книгу. И это произойдёт через тысячу лет.
Причём здесь Израиль?
Есть ещё один важный момент. Мало кто знает сегодня, но Константин объявил своё начало христианской эпохи эпохой Тысячелетнего Царства. Он сказал: «Сейчас мы являемся духовным Израилем, поэтому и Царство сегодня принадлежит нам». То есть вместе с теологией замещения в избранничестве, пришла и теология замещения Царств. Но Тысячелетнее Царство напрямую будет связано с Израилем и Иерусалимом. В книге Захарии мы читаем о Тысячелетнем Царстве:
«Затем все остальные из всех народов, приходивших против Иерусалима, будут приходить из года в год для поклонения Царю, Господу Саваофу, и для празднования праздника кущей. И будет: если какое из племён земных не пойдет в Иерусалим для поклонения Царю, Господу Саваофу, то не будет дождя у них» (Захария 14:16-17).
Здесь написано: «в Иерусалим». Не в Киев, не в Берлин, не в Вашингтон, а в Иерусалим. И это только одно из мест Писания, которые говорят об этом.
А что после Тысячелетнего Царства?
Мы только немного затронули тему Тысячелетнего Царства. И вот как я себе это вижу, в двух словах. Будут определённые события до прихода Мессии. Народ Израиля покается, потому что Бог сказал: «И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их» и написано, что «весь Израиль спасётся» (см. Римлянам 11:25-27). То есть покаяние Израиля перед приходом Мессии будет массовым. Потом придёт Мессия, будет установлено Тысячелетнее Царство. И будут те, кому дано будет царствовать с Мессией тысячу лет. После же этой тысячи лет воскреснут все, и вот только тогда наступит то, что описано в следующей главе книги Откровение:
«И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откровение 21:1-4).
Тем, кто верит, что верующие всегда будут на небесах, я хочу обратить внимание на эти стихи. И новое — это не всегда другое. Например, мы знаем чудесный праздник Ханука, праздник обновления. И я думаю, что когда говорится о новой земле, речь об обновлённой земле. И вот здесь уже не будет ни плача, ни вопля, ни болезней. А это значит, что в Тысячелетнем Царстве ещё будет смерть и будут болезни, и написано, что листья деревьев в Иерусалиме будут исцелять, то есть люди будут нуждаться в исцелении. И сказано: «Ибо прежнее прошло», то есть начнётся абсолютно другой период времени. И он абсолютно отличается от того периода, когда Дух Святой сошёл на землю, и от того, когда придёт Машиах и будет царствовать. И когда это Царство закончится, тогда написано, что Иешуа «предаст Царство Богу и Отцу» (1 Коринфянам 15:24).
То, что описано в 21-й главе, — это потрясающие события. И у нас нет повода разочаровываться. Потому что все верующие, рождённые свыше и записанные в книгу жизни, войдут в это Царство. Не при втором приходе Мессии, а когда всё закончится через тысячу лет. Я думаю, что вот тогда произойдёт то, чего мы все так ждём и ради чего мы верим.
Почему у первых верующих была сильнейшая мотивация служить Богу, отдавать свои жизни, жертвовать по-настоящему? Они это делали ради будущего, ради Царства. На сегодняшний момент, к сожалению, мы мало слышим проповедей о Царстве Божьем. Но я думаю, что для первых верующих это было самой сильной мотивацией — служить ради воскресения и, может быть, даже ради того, чтобы царствовать с Мессией тысячу лет. Но даже если не ради первого и второго, то ради того, что произойдёт через тысячу лет, после этого великого суда, на котором Бог будет судить всех людей.
Возможно, у вас возникло больше вопросов, чем ответов. Но я думаю, что каждому из нас надо лично разобраться с этой темой, вникнуть в то, что говорит Писание по этому поводу, потому что мы должны понимать, куда мы идём и стремимся, какова наша цель. К сожалению, многие из нас побежали за Господом, но по ходу дела забыли, куда они бегут, и потому начали замедляться, сбиваться с Божьей цели. Пускай эта тема сфокусирует нас на вечности, на будущем, на том, что Бог для нас приготовил.
Автор — Родион Самойлович, раввин еврейской мессианской общины, Кёльн, Германия / ШомерТВ
Последнее: 26.07. Спасибо!
Христос на земле и смерть и горе и слези.Ето перебор.Исаия 65:17-25 начинается со слов новая земля и новое небо и снова смерть и проклятия, для чего?
Мир, тебе, Микола! Написано: «Всякий, кто призовёт имя Господне [Иисуса Христа] — СПАСЁТСЯ!» (Рим.10:13), «ВЕРУЙ в Господа Иисуса Христа и СПАСЁШЬСЯ ты и весь дом твой!»(Деян.16:31)
ОБИЛЬНЫХ БОЖИХ ВСЕМ БЛАГОСЛОВЕНИЙ