Ортодоксальный иудаизм утверждает, что когда Всевышний давал Моисею письменные заповеди, Он также передал ему тайную Устную Традицию, или Устную Тору. Это якобы кодекс поведения, и данная интерпретация передается из поколения в поколение. Устный Закон якобы является расширенной инструкцией Господа к тому, как исполнять 613 заповедей Торы, в дополнение к основным повелениям Бога.
Интересно то, что сейчас Устная Тора — записана. Примерно в 200 г. н.э. Рабби Йегуда гаНаси кодифицировал, или другими словами — записал основные положения Устной Торы, из-за страха что они могут быть утеряны.
Но действительно ли Моисей получал постановления Устной Торы? Если вкратце — нет. И это легко доказать.
Во-первых, если Устная Тора на самом деле снизошла от Синая, тогда совершенно сверхъестественным является то, как она передавалась на протяжении более тысячи лет без изменений. Я просто не могу запомнить банальные пять вещей, которые жена просит меня купить в магазине — если не запишу их в список! Но если с Устной Торой все обстояло таким сверхъестественным образом, тогда Рабби Йегуде гаНаси не было смысла записывать Устную Тору в 200 г. н.э. Если уж Господь так следил за сохранением Устной Торы от дней жизни Моисея, тогда Он точно продолжил бы это дело.
Во-вторых, не может быть Устной Торы потому, что в дни царя Иосии, когда народ утратил Книгу Закона, дошло до того что они не знали, что такое Песах и как его праздновать! Храм был разрушен, и царь Иосия приказал восстанавливать его. Во время этих событий свитки Торы были найдены.
И сказал Хелкия первосвященник Шафану писцу: книгу закона я нашел в доме Господнем (4-я Царств 22:8)
Царь созвал собрание народа и все собравшиеся слушали Книгу Завета. Вместе они возобновили свой договор с Богом. И тогда Царь Иосия постановил празднование Песаха в народе.
21 И повелел царь всему народу, сказав: "совершите пасху Господу Богу вашему, как написано в сей книге завета ", —
22 потому что не была совершена такая пасха от дней судей, которые судили Израиля, и во все дни царей Израильских и царей Иудейских;
23 а в восемнадцатый год царя Иосии была совершена сия пасха Господу в Иерусалиме.
(4-я Царств 23:21-23)
Резюмируя вышесказанное — Тора была утрачена, когда Храм разрушили. Царь Израиля и священники даже не знали, что такое Песах, или как минимум не знали никаких деталей его празднования. В Мишне (записанной Устной Торе, являющейся частью Талмуда) очень много говорится о Песахе — по факту, существует целый трактат Песахим, который учит как правильно праздновать Песах — он как раз должен был быть создан не ранее дней царя Иосии.
Так что, если и существовал некий Устный Закон, что передал Моисей, он точно был забыт. И в отличии от записанной Торы, которая была найдена в развалинах Храма, невозможно было бы найти там Устную Тору.
В-третьих, в Торе существует интересный отрывок, который аннулирует идею не записанной Торы.
Когда Моисей спустился и передал народу все заповеди и законы Господни, весь народ сказал:
И отвечал весь народ в один голос, и сказали: все, что сказал Господь, сделаем. И написал Моисей все слова Господни (Исход 24:3,4)
Куда уж яснее? Всевышний передал все Свои законы Моисею, и Моисей записал их все. На иврите это звучит «коль диврэ Адония» — все слова Господни. Нет никакой тайной Устной Традиции, все было записано. (Ради интереса просмотрите несколько других мест: Второзаконие 30:10, 31:9, 24, 26 и книга Иисуса Навина 1:8)
И в-четвертых, единственная и главная причина того, что Слово Божье должно быть записано — это Его желание защитить Израиль от обмана. Устная Тора привела бы ко всевозможным двусмысленным интерпретациям, и многие захотели бы использовать ее в своих собственных целях. Нужно помнить, что наши предки, Сыны Израиля, проходили через разные периоды, в которых нередко они забывали Господа. Мало того, что Устный Закон в таком случае использовался бы лидерами того времени в своих целях — он в итоге был бы полностью проигнорирован и забыт.
Так откуда же пришла к нам Устная Тора?
Один из наиболее уважаемых знатоков Талмуда в мире, Майкл Родкинсон, пишет в первых абзацах своей научной книги «История Талмуда»:
Название Письменная Тора было дано непосредственно Пятикнижию (Торе), Пророкам и Писаниям. Устной Торой считаются все учения мудрецов и их комментарии к тексту Священного Писания.
Другими словами, Устная Тора — это сборник комментариев, учений и мнений еврейских лидеров, живших на протяжении столетий. Это то же, что и учение какого-нибудь популярного автора сегодня... как если бы он жил тысячу лет назад.
К примеру, не так давно один из влиятельных религиозных лидеров Израиля, Рабби Хаим Каневский, постановил, что пользование айфонами и прочими смартфонами аморально (из-за простоты доступа к порнографии), и ортодоксальные иудеи не должны ими пользоваться. В современном иудаизме такого рода постановления обязательны. На том основании, что Господь дал раввинам авторитет делать подобные заявления. Если бы это случилось в 300 г. н.э. (когда идея айфонов была еще совсем в зародыше), то такое постановление было бы записано в Талмуде.
Не все в Талмуде плохо, и не все хорошо. Это только мнения и традиции. Вот и все.
Предания старцев
Иешуа точно не верил в то, что Устный Закон был дан на Синае, поскольку Он называл его «преданиями старцев». Да и не только он, сами фарисеи обращались к этой традиции как к «преданиям старцев» (Матфея 15:2).
Иешуа упрекал фарисеев, что они ставят эти предания выше Слова Божьего (Марка 7:9). Впрочем, Иешуа был не против всей традиции, но против того, чтобы традиции давать статус равный Писаниям, а иногда и выше.
Так что, несмотря на все хорошие вещи в современном иудаизме, нет никакого библейского основания идее, что Устная Тора является сопровождением Письменной Торы, полученной Моисеем на Синае.
Автор — Рон Кантор
Перевод — Алекс Фишман
Источник — charismamag.com
Рон Кантор — директор и основатель мессианского служения «Messiah’s Mandate International» в Израиле, направленного на благовестие от Израиля и до края земли. Он служит в роли международного учителя, наставляя общины верующих по всему миру и уча еврейским истокам библейской веры.
Последнее: 26.07. Спасибо!
Cовременный иудаизм в Израиле да основан на устной торе, ортодоксальные евреи ставят его выше Письменной. Поклонение и подчинение раввинам считают важнее,чем Богу, к сожалению.
Но с другой стороны, изучение Устной Торы помогает нам сегодня лучше познать не только Тору Письменную, но и учение Самого Йешуа. К примеру, как мы могли бы узнать истоки и корни Вечери Господней, если бы не было Устной Торы, поясняющей Седер? В Письменной Торе-то о нем ничего не говорится! Ни о 4-х чашах вина, одну из которых взял Йешуа, ни об их значении, и т.д., без Устной Торы мы бы не узнали, не так ли? ;) И это далеко не единственный пример.
Понятно, конечно, что она не должна рассматриваться, как еще одно богодухновенное Писание, но и совсем сбрасывать ее со счетов все же не стоит, а скорее даже наоборот… :))
А что церемония седера важнее самого Ешуа и поклонения ему? Довольно быть фарисеями! Вы какой Талмуд читали Lerych? Талмуд=Устная тора. Знаете ли что в настоящем иудейском (скрытом от НЕевреев, но изучающем всеми религиозными евреями) Талмуде написаны просто мерзкие слова об Иешуа и его последователях. Иешуа осуждал евреев за превознесение устных преданий над Словом Божьим. А вы тут его нахваливаете. Талмуд отдалили Евреев от Танаха и библейских пророчеств, а значит является препятствием на пути евреев увидеть Иешуа. Давайте его"ценить" как вы предлагаете, так что-ли? Мы должны всячески содействовать евреям в том, чтобы они вернулись от своих преданий к настоящему Слову Божьему.
А во времена Йешуа разве не учили Устный Закон? И что об этом говорил Сам Йешуа!
От Матфея 23:1-3. «Тогда Йешуа начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте...»
Оскар, будьте последовательны в контексте мысли :)
3 итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4 связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5 все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6 также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах
(Матф.23:3-6)
Мне тут все ясно — надо стараться соблюдать, но не смотреть на то что те кто учит сами не соблюдают — человек слабый. Если учусь Тору то «бремена тяжелые и неудобоносимые» и сумею отличить от того что надо соблюдать. Сам и увижу где мудрецы сделали такую «ограду» которую можно снести.
«Моше получил Тору на Синае и передал ее Йегошуа, Йегошуа — старейшинам, старейшины – пророкам, а пророки передали ее мужам Великого Собрания. Последние дали три указания: «Судите обдуманно, увеличивайте число учеников и делайте ограду вокруг Торы». («Пиркей Авот», 1:1)
Оскар, о «делании ограды вокруг Торы» писал еще пророк Исаия:
13 И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, — так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены.
(Ис.28:13)
У мессианских, новозаветних верующих слово Господа должно оставаться словом Господа.
Моисеево седалище и Трон Моисея — это такой стул в синагоге. Стоит он отдельно возле стены. Сидя на этом стуле, можно ТОЛЬКО ЧИТАТЬ тору. Нельзя давать каких-либо комментариев, только читать, что написано. Поэтому, когда книжник или фарисей/раввин сидит на Троне Моисея и читает из Торы, то он не имеет права добавить что-либо от себя или из традиции/предания. Поэтому, всё, что сказано с этого места, можно смело делать. А вот уже по делам, если они отличаются от того, что написано, поступать нельзя.
На удивление грамотная статья. Но, к сожалению, при всей её здравости и обоснованности — автор не содействует миру и взаимопонимаю между евреями, а чётко обозначает врага — ортдоксальный иудаизм с его устной традицией. Правда без любви хуже лжи.
Да, статья конечно интересная, стоит задуматься и вызовет множество споров. Но я так думаю если из устной Торы можно чему-то научиться, то не стоит её сбрасывать со счетов. На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста. Они сами будут обращаться к тебе, а не ты будешь обращаться к ним.
(Иер.15:19)
«...Талмуд отдалил Евреев от Танаха и библейских пророчеств» Это верно! КСТАТИ ТОЧНО такие же слова сказал некогда знаменитый Йосеф Рабинович (основатель первой еврейской-мессианской синагоги в царской россии), который был образован в иудаизме получше многих современный мессианских евреев, так как он здетства учился у раввинов и был очень уважаемым хасидом в ЕВРЕЙСКИХ кругах, даже после того как встретился с Йешуа.
Могу опровергнуть все 4 довода.
1. Если внимательно читать Тору, то становится ясно, что записаны только общие положения. Например при построении Мишкана (переносного храма) сказано Моше: «Смотри, сделай всё, как Я тебе показал». Т.е. Моше ВИДЕЛ чертежи устройства своими глазами и устно объяснял строителям как нужно делать, чтобы получилось в точности как он ВИДЕЛ. То же самое касается многих моментов служения в Мишкане, которые если не видеть — то не повторить. Поэтому ясно понятно, что левит папа учил своего левита сына как правильно служить в мишкане. То же самое касается и судопроизводства — возникали тысячи непредвиденных ситуаций, в которых приходилось разбираться так, чтобы это согласовывалось с Торой, а если Моше не знал как согласовать это с Торой (не находил ответа в Торе), он шёл вопрошать Всевышнего. Кто читает Тору, тот это прекрасно знает. Поэтому письменной Торе записаны только основные общие положения.
2. В дни царя Иосии уже произошло разделение Израиля на два и десять колен. От того, что царь не знал закона, нельзя вывести, что НИКТО НЕ ЗНАЛ закона. Например в (3 Царств 18 глава) Илия строит жертвенник и приносит жертву Богу. Если по-вашему Тора только нашлась в 4 Царств 22 глава, то вот вам пример, что Илия знал о жертвоприношениях Всевышнему до этого. Также в Храме работали священники, что свидетельствует о том, что они знали кто они и чем должны заниматься. В приведённом месте (4-я Царств 22:21-23) говорится не о том, что Песах не праздновался со времён судей (т.е. и царь Давид что ли не праздновал?), а о том, что Песах ТАКОЙ не праздновался. Какой ТАКОЙ? Такой актуальный — они только что освободились от рабства идолов и совершили Песах! Возможно есть и другие обяснения.
3. На основании (Исход 24:3,4) нельзя делать вывод, что не может быть устной Торы. Там говорится, что Моше записал все слова Господни, т.е. записал Письменную Тору. Устная Тора — это объяснение письменной Торы. Если все слова Господни записаны Моисеем, то остальная часть ТаНаХа не нужна? Поэтому третий аргумент — не аргумент вовсе.
4. Четвёртый довод на самом деле наоборот подтверждает необходимость устной Торы. Если в Торе сказано, что можешь убить вора, который
делает подкоп ночью, и это оказывается твой отец, то как это согласовать с заповедью почитать отца? Можно ли в этом случае убить отца? И таких ситуаций возникают тысячи. Если бы судьи не имели устного наследия, им бы приходилось в каждой ситуации снова и снова изобретать велосипед. Причём, могло бы получиться, что в одном городе решили так, а в другом городе — по-другому. И где тогда Тора? Поэтому необходимость устной Торы заложена в письменной Торе: Бог сам говорит, чтобы Моше разъяснял народу слова этого закона. разъяснял — значит говорил своими словами, на примерах. Например Второзаконие, (Дварим 1:5): «Моше, РАЗЪЯСНЯЯ этот Закон, начал так:». Или Второзаконие, Дварим 17:8: «По закону, которому они научат тебя, и ПО СУЖДЕНИЮ, которое они изрекут тебе, поступи; не уклоняйся» А это и есть устная Тора.