Серия статей об опасности псевдо-мессианских движений, носящих название движение ‘Одного Закона’.
Часть I.
“Вы говорите мне, что как верующая из неевреев я не должна соблюдать Шаббат и есть кошерную еду, чтобы спастись?” Это вопрос, который задала мне молодая милая верующая в конце моей проповеди несколько недель назад (статьи написаны в августе 2013 — прим.ред.). Я учил целую неделю на христианском ретрите Blue Mountain по моей книге “Identity Theft”, подробно разбирая жизнь первых общин верующих в первом веке.
Эту женщину учили в мессианской общине (не знаю, где именно), что Бог призывает неевреев исполнять Тору, в точности как евреи. Перед тем, как мы пойдем дальше, позвольте мне отметить два важных момента:
1. Я верю, что мессианские верующие призваны жить еврейской жизнью в соответствии с Писанием, это неотъемлемая часть их призвания (Римлянам 11:29).
2. Это не имеет никакого отношения к нашему спасению, которое мы получаем исключительно по вере в Иешуа.
Как было сказано, существуют некоторые общины, которые учат, что идеальный план Божий состоит в том, чтобы неевреи также соблюдали ритуальную часть Торы, однако мейнстрим мессианского иудаизма и еврейские мессианские лидеры отвергают это (См. статью Движение Одного Закона: «эфраимиты», «Страсть к истине» Джима Стейли и т.д. — прим.ред.). Те, кто учит этому, являются частью движения “Одного Закона”. Хотя я верю, что у каждого верующего есть свобода соблюдать всю Тору, это не требование. Давайте обратимся к Слову Божьему.
1. Иерусалимский собор
Самый первый теологический собор был собран именно по этому поводу. В 15 главе Деяний мессианские лидеры, проповедующие благую весть неевреям, собрались вместе. На повестке был вопрос: Должны ли неевреи обращаться в иудаизм, чтобы спастись?
Услышав страстное свидетельство Шимона Кефы (Петра), Иаков провозгласил:
“Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.” (Деяния 15:19-21)
Некоторые утверждают, что последняя часть “...закон Моисеев... читается в синагогах каждую субботу” значит, что неевреи могут возрастать со временем в своем еврействе. Более вероятно, что Иаков хотел показать, что эти четыре вещи, которые им были запрещены, были универсально аморальными с точки зрения поклонения единому истинному Богу, и Тора бы поддержала это.
Во-первых, важно понимать, что целью этих четырех запретов было установление правил того, как бывшие язычники, а теперь верующие, должны поклоняться. Очевидно, что они должны соблюдать другие универсальные законы из Ветхого Завета (Не лжесвидетельствуй, Не укради и т.д.), но в своем поклонении они должны отказаться от конкретных языческих практик, таких как питье крови или интимные отношения с храмовыми проститутками (даже изнасилование было поощряемо в Римской империи во время праздника Сатурналий), поскольку это очевидно является универсально аморальными практиками поклонения и для евреев, и для неевреев. Тора, читаемая еженедельно, должна была подтверждать это, согласно стиху 21.
И помните, тогда не существовало Нового Завета (книги — прим. переводчика), чтобы поддержать их утверждение! Они сами писали Новый Завет. Единственным Библейским авторитетом, на который они могли опираться, были Тора, Пророки и Писания, известные вместе как ТаНаХ. Но Иаков вспоминает только Моисея — имея ввиду Тору? Почему не весь Ветхий Завет? Библеист Ричард Баукхам доказал, что все четыре запрета можно найти в Левит 18-19. Он утверждает, что эти практики относятся к вопросам морали (даже в контексте поклонения) и они были мерзостями, из-за которых Бог изгнал хананеев из земли (Израиля). Иаков просто говорит: “Тора подтверждает это”.
Более того, можно предположить, что если бы апостолы хотели вынудить неевреев ходить еженедельно в синагогу для изучения литургической Торы, они бы включили это постановление в письмо, которое дали Павлу для прочтения в общинах. Но они этого не сделали! (См. Деяния 15:23-29)
2. Бог призвал Израиль быть отделённым народом
Израиль был избран из других народов, чтобы быть светом для остального мира (Исход 19:5-6, Исаия 42:6, Бытие 12:3). Это призвание не аннулируется Новым Заветом. Павел говорит, обращаясь к природному Израилю: “Дары и призвание Божие непреложны.” (Римлянам 11:29). Но нигде Новый Завет не предписывает неевреям жить, как евреи.
После того, как евреи приняли Божий Закон, Его помазание должно привлекать неевреев.
“Боже! будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицем Твоим, дабы познали на земле путь Твой, во всех народах спасение Твое.” (Псалтырь 67:1-2)
Движение Одного Закона отрицает особую роль Израиля, раскрытую в Писании. Чтобы внести ясность, Израиль не лучше, чем другие народы. Его уникальное призвание было в том, чтобы стать благословением для народов, а не превозноситься.
3. Слово Павла к неевреям
Когда неевреев учили тому, что им надо обрезываться, чтобы спастись, Павел пришёл в ярость! Павел, который научил нас тому, что “благодатью вы спасены через веру” (Ефесянам 2:8), он не мог выразиться ещё более ясно относительно требования к неевреям соблюдать закон Моисея, чем:
“О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере? ” (Галатам 3:1-3,5)
А потом:
“А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: ‘проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона’. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.” (Галатам 3:10-11)
Теперь я понимаю, что Павел боролся с ересью, с которой было покончено в Деяниях 15, — о том, необходимо ли неевреям обращаться в иудаизм и обрезываться, чтобы спастись. Но нигде он не определяет свои заявления как таковые, что касаются уверовавших из язычников и Торы. Если бы Павел хотел наставить неевреев соблюдать всю Тору, он бы сказал: “Эй, ребята, хоть это и не является необходимым условием для спасения, я бы очень хотел, чтобы вы ходили в синагогу для изучения Торы”.
Хотя очевидно, что новые общины верующих, разрастающиеся в нееврейских народах, были осведомлены о еврейских корнях веры (1 Коринфянам 5:7), в каком месте Павел или любой другой из авторов Нового Завета поощряли неевреев жить как евреи или принять еврейский образ жизни? По словам д-ра Даниеля Джастера, пионера мессианского движения:
Наиболее показательно то, что во всех посланиях к общинам нет ни единого слова, заповедовавшего неевреям принять всю Тору, и ни одного прямого выражения надежды на то, что они в конечном итоге примут жизнь с соблюдением всей Торы, как у евреев. Нет ни одного слова побуждения или даже мягкого одобрения во всей книге Деяний, написанной частично для того, чтобы показать отношения в братстве евреев и неевреев!
Почему же тогда верующим из евреев велено соблюдать Тору?
Хороший вопрос. Прежде всего, повторюсь: никто не будет спасён по делам Закона — ни еврей, ни нееврей. Однако евреи призваны жить как евреи по своему вечному призванию (а не для того, чтобы получить вечное спасение). Я могу сегодня съесть хвост омара и это не повлияет на моё спасение, но тогда я не буду верным своему призванию как еврей. В Деяниях уверовавшие евреи были описаны как “ревнители Торы” (Деяния 21:20). И это было прекрасно!
Тем не менее, хотя неевреи конечно же могут соблюдать Тору, это не является их призванием. Нельзя заставлять неевреев чувствовать себя виноватыми за то, что они не поклоняются в субботу или не соблюдают кашрут. Они конечно же могут, но они не обязаны. Ронин Перри хорошо сказал по этому поводу: “Неевреи получили статус полноправных членов в обществе Божьих людей последнего времени без необходимости обращаться в иудаизм.”
Один из величайших примеров этого в Новом Завете можно увидеть в жизнях Тита и Тимофея. После прихода к вере Тимофей, который был евреем по матери, был обрезан. В то время, как Тит, грек по происхождению, нет. “Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться.” (Галатам 2:3). Фактически, Павел обрезал Тимофея перед отправлением в путешествие, чтобы показать неевреям, что они не обязаны соблюдать Тору. “Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме.” (Деяния 16:4).
Представьте себя закрытым в комнате и никогда не читавшим Новый Завет. Потом, без комментариев от меня или кого-либо другого, вы прочитали Новый Завет. Я уверен, что вы выйдете с такими двумя новозаветными истинами:
1. Несомненно, евреи, встретившие еврейского Мессию, — всё ещё евреи.
2. Верующие из неевреев становятся одним целым с Израилем, но им нет необходимости жить как евреи.
Часть II.
Предыдущая статья получила больше внимания, чем какая-либо другая в моём блоге, после статьи о том, что израильские учителя не носят огнестрельное оружие в школах. Было более 200 комментариев на Facebook, плюс множество лайков и перепостов. Издание Charisma разместило статью и в новостях, и на сайте журнала. Я и не думал, что тема привлечёт столько внимания.
Но не все отзывы были положительными. Один самопровозглашённый авторитет с настораживающим числом читателей написал мне следующее:
“ПОКАЙТЕСЬ и начните учить ИСТИНЕ: ТОРА для НАРОДОВ. Вы — ЛЖЕучитель. Точно так же, как и Майкл Браун и все остальные мессианские раввины, учащие, как Вы.”
На случай, если я не восприму его слова всерьез, он прислал мне ещё одно сообщение, содержавшее его регалии:
“Я — Левит Коэн. Я читаю Тору и ВСЁ Писание на иврите, а не на английском. Я учу с иврита. Вам не помешало бы познакомиться с моими учениями... Прочитайте мои ПИСЬМЕННЫЕ учения. Они изумят Вас и перевернут Ваше сознание... ”
Самоуверенный? Да. Скромный? Хм...
Ну, прежде всего, это большая честь для меня быть поставленным в один ряд с самым выдающимся еврейским мессианским апологетом в мире, доктором Майклом Брауном. Во-вторых, каждого, кто использует так часто ЗАГЛАВНЫЕ буквы, НЕ стоит воспринимать серьёзно.
Он был не единственным несогласным. Аргументы были наподобие: “Иешуа говорил нам искать учеников, учить Его заповедям, Иешуа соблюдал Тору и говорил, что Он пришёл не нарушить её, потому это ‘очевидно’, что мы должны учить неевреев соблюдать всю Тору, поскольку есть один закон для всех людей.” Другие цитируемые отрывки относились к пришельцам, жившим в среде Израиля, от них тоже ожидалось соблюдение Торы в древние времена.
Давайте разберёмся с отрывками о пришельцах
Это, в лучшем случае, низкопробная ученость — выбирать отрывки из Писания, которые, как кажется, поддерживают их теологию, исключая другие. У движения Одного Закона, похоже, есть ключевые места Писания, которые, как оказывается, подтверждают их точку зрения, не зависимо от контекста или полной экзегезы, точно как и у движения «Крещения только в Иисуса» и даже мормонов, которые запоминают отдельные специальные стихи для пропаганды своих идей, не будучи на самом деле знакомыми с Писанием.
Например, вот этот стих, на который мне указывали снова и снова, наверное, более дюжины человек:
“Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.” (Исход 12:49)
Кажется, понятно, пока вы не посмотрите его в контексте.
1. Это относится к тем египтянам, которые вышли вместе с израильтянами. Это неевреи, которые убедились, скорее всего во время десяти казней, что пора как можно скорее убегать из Египта (Исход 12:38). Они признали, что Яхве — Бог, и присоединились к евреям. Ивритское слово (גר), переводимое как чужак или пришелец, в современном иврите также может значить “обращение”.
Другими словами, это были неевреи, желающие стать частью народа Израиля. Бог буквально сказал: ОК, если вы хотите быть частью Моего народа, вы должны пройти весь путь.
2. Ребята из движения Одного Закона (или по крайней мере те, кто ответил на мою статью), похоже, полностью упускают стих 48, который даёт важное понимание стиха 49:
“Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу, то обрежь у него всех мужеского пола, и тогда пусть он приступит к совершению ее и будет как природный житель земли; а никакой необрезанный не должен есть ее.” (Исход 12:48)
Как мы видим из контекста, это адресовано неевреям, живущим среди народа Израиля, которые хотели праздновать Песах. То есть, суть в том, что неевреи, живущие среди них, имеют выбор не праздновать Песах, не обрезываться и не соблюдать все ритуальные предписания Торы.
3. Но даже рассмотрев стих 49 сам по себе, “Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами”, можно увидеть, что он относится не ко всем неевреям мира, а лишь к тем, кто “поселился” среди народа Израиля. Я сомневаюсь, что хотя бы один из тех, кто cпорил со мной, живёт здесь, в Израиле. Или хотя бы является членом еврейской мессианский общины!
Фундаментальные перемены
Тем не менее, как было сказано в предыдущей части, после 15 главы Деяний произошли фундаментальные перемены, разрешившие братство между евреями и неевреями без необходимости неевреям соблюдать Тору. Это было Божье откровение апостолам. Павел ссылается на тот факт, что народы являются сонаследниками с народом Израиля, как на тайну, о которой говорится в Ефесянам 3.
С приходом Нового Завета, произошли изменения в отношениях между обрезанными и необрезанными. Поскольку Новый Завет учит именно об отношениях евреев и неевреев в новой реальности Тела верующих, мы не можем просто взять и перенести практику времён до Иешуа на период Нового Завета. (Даниель Джастер)
В то время, как я долго и упорно борюсь против теологии замещения (суть которой в том, что Церковь — это Новый Израиль), произошли некоторые изменения при переходе от Ветхого Завета к Новому. В Ветхом Завете неевреи, которые хотели стать частью народа Израиля, должны были обратиться в иудаизм. Под руководством Святого Духа это было изменено в 10 и 15 главах Деяний и ещё раз оглашено в 21 главе:
“А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.” (Деяния 21:25, выделение моё)
Ещё раз повторюсь, неевреи свободны обрезываться, соблюдать праздники, кашрут и все 613 заповедей, выделенные в традиционном иудаизме. (Честно говоря, многие из этих заповедей сейчас невозможно исполнить — например, заповеди о владении рабами или принесении жертв, заповеди для левитов и священников, заповеди о ведении войны, и те, что применимы только в теократическом государстве, и т.д.) Но когда мы начинаем принуждать неевреев делать это всё под видом Божьего идеального плана, мы совершаем ошибку.
Почему же это так важно?
“Чего ты, Рон, так переживаешь из-за того, что неевреи чувствуют себя обязанными соблюдать Тору?”
Это важный вопрос. Мессианских евреев часто обвиняют в возвращении под Закон. Люди часто не понимают наше желание одновременно служить Иешуа (наслаждаясь бесплатным подарком от Бога, а не полученным за соблюдение Торы) и жить как евреи согласно Торе.
Это абсолютно бесполезно для нашего дела, и для дела Господа, неевреям, и даже некоторым заблудшим мессианским евреям — заставлять верующих из неевреев делать то, что апостолы ясно назвали необязательным.
Не могу передать вам, как много раз я встречал людей с довольно посредственным знанием о мессианском иудаизме, считающих, что мы хотим от них того, чтобы они жили как евреи. Я регулярно получаю электронные письма о семьях, распавшихся из-за того, что один из членов семьи не только решил соблюдать субботу, но и продолжает осуждать остальных членов семьи за то, что они это не делают. Вот почему это так важно.
Хотя, на мой взгляд, эта ошибка должна быть исправлена, я ни в коем случае не говорю, что те, кто придерживаются теологии Одного Закона, не являются верующими.
Давайте продолжать стремиться к истине в духе любви и взаимного уважения.
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Читайте также:
Движение Одного Закона: “эфраимиты”, “Страсть к истине” Джима Стейли и т.д.
20 пунктов о евреях, неевреях и Торе
Последнее: 26.07. Спасибо!
Мир вам! Тоже не согласен с автором! Иисус сказал, что не нарушить пришел, это раз. Самарянке сказал, что спасение от иудеев, это два. Чтоб праведность превзошла книжников и фарисеев, чтоб их слушали а по делам их не поступали.
Опять же, раз привиты к корню, должны быть святы...
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость. (Прит.28:9)
Я 25 лет как прозрела, по другому это и не назовешь! Господь сразу меня поставил на Закон. Я противилась, не хотела отказываться от свинины, потому что любила сосиски, но отдала это в рученьки Господа. Бог пишет Свой Закон на скрижалях моего сердца, я ничего не предпринимала, но свинину сегодня на дух не выношу. И все остальные Заповеди так же, Он Сам по благодати, моих сил нет, я — немощный сосуд. Пищу делю на чистую и нечистую, люблю Субботы, Новомесячия, учусь жить по Законам Царства Небесного, и мне это безмерно нравится!!! Мне жаль тех, кто считает Закон Бога ерундой! Сегодня я знаю, что Законом познаётся грех, а я грех ненавижу, я ненавижу беззаконие, первым беззаконником стал дьявол, участь его известна. Язычники не могут сразу исполнить весь Закон, поэтому им для начала даны несколько основных заповедей, но ,,кто нарушит одну из малейших заповедей и научит так людей, тот...и т.д."Чем больше я познаю Закон Бога, тем сильнее я Его люблю, аминь!!!