Комментарий автора: Это третья часть из серии статей о том, ожидает ли Бог от верующих из язычников исполнения Торы так же, как от евреев. Поскольку все больше и больше верующих принимает эту теологию (под названием движение Одного Закона), я бы хотел внимательно посмотреть на то, что говорят Писания. Чтобы было ясно, это никак не связано с превосходством евреев. У Бога нет фаворитов. Нет пределов Его любви к еврею или нееврею. И неевреи свободны соблюдать столько из Торы, сколько они хотят, пока они не считают это обязательным для спасения. Вопросы, на которые мы ищем ответы, — «Что Бог говорит через апостолов в Деяниях 15?» и «Имеет ли Израиль уникальную роль на земле?» Будьте благословенны и делитесь своим мнением.
1. Почему в письме Иакова к общинам, из Деяний 15, отсутствует призыв ходить в синагоги?
Ребята из движения Одного Закона утверждают, что стих 15:21 из Деяний призывает верующих неевреев каждую неделю посещать синагогу. “Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.”
Если бы Иаков хотел, ему было бы намного проще просто добавить: “и эти язычники, обращающиеся к Иешуа, могут ходить туда, чтобы лучше изучить Тору и добавить её в свою жизнь.” Более того, очень интересно, что этот стих (на котором движение Одного Закона основывает всю свою идеологию) не был включён в письмо Иакова общинам. Нет даже намёка на то, что он ожидает, чтобы они ходили в синагогу, в письме апостолов, данном Павлу, ни в словах Павла общинам, когда он делился письмом из Деяний 15 с общинами, ни в итогах Деяний 15, высказанных Иаковом в Деяниях 21:20-25.
Вот письмо Иакова:
“Апостолы и пресвитеры и братия —
находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
Мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души... то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам... Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.
Будьте здравы.”
2. “Ничего, кроме”
Во всяком случае, письмо Иакова укрепляет аргумент в пользу того, что он не призывал неевреев ходить в синагогу: “Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого.”
От них не требовалось ничего, кроме этих четырёх запретов. Запреты были даны на те вещи из языческого поклонения, которые Богу отвратительны, такие как питье крови или храмовая проституция. Но кроме этого, не было никаких ритуальных запретов.
3. Не возлагайте иго на плечи неевреев
Что имел ввиду Петр, когда говорил:
“Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?” (Деяния 15:10)
Что же это за иго, о котором он говорит, если не ритуальная Тора? Это не может быть только обрезание — то, что происходит с мальчиком на восьмой день от рождения, вряд ли может быть игом. Он говорит о чём-то, что требует постоянного внимания.
4. Закон Моисея — ритуальный или морально-нравственный?
Посмотрите Деяния 15:4: “Тогда восстали некоторые из фарисейской ереси уверовавшие и говорили, что должно обрезывать язычников и заповедывать соблюдать закон Моисеев.” Здесь, когда они говорят о Законе Моисеевом, они не имеют ввиду нравственный/универсальный закон, который Иешуа поддержал в Нагорной Проповеди, и Павел постоянно утверждал высокоморальный образ жизни (из Торы) в своих посланиях. Никто не спорит о том, могут ли верующие из неевреев убивать или красть. Кажется абсолютно понятным, что они имеют ввиду литургическую жизнь. “Острая дискуссия” (стих 2) происходит относительно ритуалов, а не морали.
5. Отправили бы они их к раввинам, которые против Иешуа?
Хотя я верю в то, что верующие евреи оставались в синагоге, пока они не стали там нежеланными гостями, трудно поверить, что апостолы наставляли своих учеников из неевреев идти учиться у тех, кто отвергал Иешуа. (Кроме случаев, когда руководство синагоги приходило к вере. Я очень верю, что такое происходило в некоторых случаях, но не в большинстве).
Синагога была в нарастающем соперничестве с мессианским движением, потому что внезапно мессианское движение стало более успешным в достижении язычников (то, к чему стремился иудаизм первого века, в отличие от сегодня). Во многих синагогах они скорее всего учили о том, что Иешуа не является Мессией, и проповедовали против Евангелия, потому маловероятно, что апостолы евреи отправляли своих братьев из неевреев, как овец к волкам. Фактически, это было в тот самый год, когда Клавдий изгнал всех евреев из Рима (40-50 тысяч), мессианских и традиционных, за внутреннюю борьбу между ними за веру. Немессианские евреи сделали бы все возможное, чтобы разрушить веру у верующих неевреев.
(Слово “раввин” было почетным званием талантливых учителей во времена Иешуа и стало названием лидера синагоги после 70 года н.э. Я использую его здесь для ясности, хотя это было до 70 года н.э.)
6. Павел не вносит ясность в послании Галатам
В послании Галатам Павел упрекает неевреев в самых жёстких выражениях за веру в то, что обрезание необходимо для спасения. Но апостол никогда даже не намекает на то, что Бог ожидает от неевреев соблюдения ритуальных аспектов Торы — только не для спасения? Можно было бы подумать, что если бы Павел хотел, он бы хотя бы написал: “Эй, ребята, для ясности, Бог всё ещё очень хотел бы, чтобы вы более внимательно изучали Тору, только не для спасения. Обязательно посещайте синагогу, чтобы иметь возможность возрастать в этом понимании.” Но он даже не намекнул на такое.
Опять же, нигде в Новом Завете после Иерусалимского Собора (Деяния 15) это толкование Деяний 15:21 (что язычники должны посещать синагогу, чтобы возрастать в понимании Торы) не подтверждается и не поддерживается — нигде!
7. Павел никогда не наставлял неевреев соблюдать ритуальную часть Торы
Во всех посланиях Павла, в которых он снова и снова утверждает нравственную жизнь, смирение и святость, он ни разу не подчеркивает необходимость соблюдения неевреями ритуальной части Торы. Он ни разу не напоминает им не сбривать края бороды или что смешивание шерсти и льна расстроило бы Господа. Он никогда не говорил им соблюдать кашрут. Павел когда-нибудь наставлял своих слушателей соблюдать Шаббат... ну хоть раз? Нет. Во всяком случае, в Послании к Римлянам он дает понять, что эти вещи не являются для них существенными.
“Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума.” (Римлянам 14:5)
8. Он никогда не упрекал их за несоблюдение Торы
С другой стороны, хоть в одном из посланий Павла, он когда-либо упрекал общины, находящиеся под его присмотром, за то, что они не придерживаются ритуальной Торы? Тем не менее, он упрекает их за разделение (1 Коринфянам 1:10-17) и аморальность (1 Коринфянам 5). Более того, в его списке дел плоти, хоть одно из них имеет отношение к ритуальной части Торы и не все ли они являются примерами нарушения неким образом нравственного закона?
“Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное” (Галатам 5:19-21)
Он не упоминает “нарушение Шаббата” или “употребление в пищу нечистых животных.”
9. Тимофей обрезан, Тит — нет
Почему Павел обрезал еврея Тимофея (Деяния 16:1-5), но отказался обрезывать нееврея Тита (Галатам 2:3)? Потому что Тимофей вырос в нееврейском доме (отца грека), но был евреем по матери (что делало его евреем, согласно еврейскому закону). Павел знал, что если бы Тимофей не был обрезан, то это послужило бы подтверждением ложных обвинений против Павла в том, что он сам не живёт еврейской жизнью и учит других евреев тому же (смотрите следующий пункт).
Но о Тите он пишет: “Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться.” (Галатам 2:3). Хотя Тит наслаждался всеми плодами спасения, он не был евреем и потому его не принуждали обрезываться. Если бы действительно не было бы никакой разницы в роли верующих из евреев и неевреев, они или оба были бы обрезаны, или оба нет.
10. Реакция Павла на обвинения
В 21 главе Деяний Павла обвиняют в том, что он учит ЕВРЕЕВ не соблюдать Тору.
“А о тебе наслышались [верующие из евреев], что ты всех Иудеев, живущих между язычниками, учишь отступлению от Моисея, говоря, чтобы они не обрезывали детей своих и не поступали по обычаям. ”
Вы бы ожидали, что Павел скажет “Я учу не только евреев соблюдать Тору, но и язычников”, если бы были правы последователи движения Одного Закона. Но он не говорит такого. Вместо этого он соглашается с планом апостолов подтвердить то, что он действительно живёт, как еврей.
11. Три вывода из Деяний 21
В этом стихе Иаков разъясняет позицию апостолов относительно неевреев и Торы. Фактически, один только этот стих должен был положить конец спору (хотя я и знаю, что этого не произошло).
“А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда.” (Деяния 21:25)
Таким образом, согласно Деяниям 21:20-25:
- Верующие евреи были “ревнителями Торы.”
- Павел сам “продолжал соблюдать Тору.”
- От верующих неевреев не ожидалось исполнение ритуальной части Торы.
[Не все рукописи содержат “чтобы они ничего такого не наблюдали,” — несмотря на это, смысл отрывка понятен.]
Прежде, чем мы продолжим, я бы хотел прояснить одну вещь. Бог не оказывает большее предпочтение евреям, чем неевреям. Это не аргумент. В Мессии мы — одно целое! Однако, как первородный сын имеет уникальную ответственность отдельно от других братьев и сестёр, Израиль был Божьим первенцем (Исход 4:22-23). По словам апологета д-ра Джона Оакса, “Есть смысл в том, что все народы — ‘сыны’ Божьи, но из-за того, что Израилю была оказана благосклонность Божья и он был избран, чтобы быть Его особым народом, по еврейскому определению, Израиль — богоизбранный народ, первородный сын.” Но Бог любит все народы — всех своих сыновей и дочерей. Вместе мы — Один Новый Человек, о котором говорит Павел.
12. Есть различие между ритуальной и морально-нравственной Торой
Ошибка движения Одного Закона — в их неспособности признать, что в Торе есть не только универсальные законы для жизни, такие, как не прелюбодействуй, не лжесвидетельствуй, и т.д., но с другой стороны, специфические законы, предназначенные только для Израиля, чтобы отделить их от других народов, такие как Шаббат.
“И пусть хранят сыны Израилевы субботу, празднуя субботу в роды свои, как завет вечный; это — знамение между Мною и сынами Израилевыми на веки, потому что в шесть дней сотворил Господь небо и землю, а в день седьмой почил и покоился.” (Исход 31:16-17)
Есть разница между соблюдением кашрута или смешиванием шерсти со льном и совершением убийства (Левит 19:19) и неуважением к своим родителям. Есть разница между обрезанием краёв твоей бороды и ненависти к своему брату. Первое является частью уникального призвания Израиля (Исход 19:5-6; Римлянам 11:29), в то время как последнее является универсальным для всех народов. Отвергая призвание Израиля, движение Одного Закона создаёт новую теологию замещения.
Более того, в стихах, где Павел говорит, что определённые люди не войдут в Царствие, он никогда не вспоминает ритуальные заповеди Торы, а только морально-нравственные.
“Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.” (Ефесянам 5:5)
“Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.” (Галатам 5:19-21)
13. Только четыре заповеди?
Если действительно нет никакого разделения между литургическим/ритуальным и нравственным/универсальным законами, тогда мы должны сделать вывод, что в 15 главе Деяний на самом деле говорили неевреям, что есть только один нравственный закон, сексуальная чистота, который им надо соблюдать.
Ложь, воровство и бунт — это нормально?
Давайте копнём глубже. Было высказано мнение, что неевреи убежали бы, если бы вся тяжесть Торы была возложена на них в их духовном младенчестве; было решено, что они будут учиться понемногу. Однако в 49-ом году проходит Иерусалимский Собор. Это через десять лет после откровения Павла о неевреях. Многие из тех, кому писал Иаков, уже были верующими несколько лет. Фактически, община в Антиохии началась вскоре после побивания камнями Стефана.
“Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.” (Деяния 11:19-21)
Принято считать, что Стефан был замучен в 34 году н.э., следовательно община в Антиохии родилась вскоре после этого. Видение Петра было около 36 года н.э. Это значит, что верующие неевреи существовали более, чем за десять лет до Иерусалимского Собора! Моё мнение: если бы они хотели, чтобы нееврееи изучали Тору медленно, то конечно же десяти лет было бы предостаточно!
И если нет никакого разделения между ритуальной и морально-нравственной частью Торы, тогда всё это время верующие неевреи ничего не должны были делать, кроме того, чтобы оставаться в сексуальной чистоте? Конечно же, это смешно. Однако, если мы рассматриваем 15 главу Деяний как описывающую то, Как неевреи должны поклоняться Богу, а не то, какая должна быть нравственная жизнь — что является универсальным и ясным — она внезапно приобретает смысл.
14. Не судите по дням субботним
Последователи движения Одного Закона утверждают, что верующие из неевреев должны постепенно изучать Тору (Шаббат, законы кашрута, и т.д.), но в добавок к сказанному выше, мы видим, что Павел говорит колоссянам:
“Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело —во Христе.” (Колоссянам 2:16-17)
Можете ли вы представить себе Павла, говорящего: “Не осуждайте никого за воровство или прелюбодеяние, эти запреты были тенью будущего...”? Конечно, нет. Мы видим в 1 Коринфянам 5:1-5, что тот же самый Павел выносит суждения на основе нравственного поведения, когда наставляет лидеров выгнать прелюбодея.
Повторим ещё раз, Павел не только не наставляет верующих из язычников соблюдать ритуальную часть Торы, он говорит не судить людей по этим вещам! Это также ясно показывает нам, снова, что Павел видит разницу между заповедями для Израиля о праздновании Шаббата и новомесячий и морально-нравственным кодексом в Торе.
15. “Язычник” — это не ругательство!
Если бы все верующие сейчас были Израилем, тогда почему Павел говорит римлянам: “Вам говорю, язычникам”? (Римлянам 11:13) Они были рождены свыше. Он не называет их новыми евреями или новыми израильтянами или бывшими идолопоклонниками, но “язычниками” — это просто значит народы. То же значение и в иврите (гой), и в греческом (этни). Это слово, использованное Павлом, обычно переводится как язычники (поскольку большинство людей из этих народов были неверующими), но надо смотреть контекст. Иногда слово используется для обозначения неверующих, но оно также используется, как мы увидим в следующем пункте, для обозначения верующих из народов. Вот стихи, в которых рождённые свыше люди все ещё называются язычниками: Деяния 11:1,18, 15:3,19, 3, 21:19, Римлянам 3:29, 11:13, 15:9-12, 15:27, Галатам 2:12, Ефесянам 3:1.
В Галатам 2 Павел упрекает Петра за то, что он не хочет есть с кем? С бывшими язычниками, новыми израильтянами? Нет:
“Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.” (Галатам 2:12)
И наконец, к кому же обращено письмо Иакова от апостолов в Деяниях 15? “Находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников.”
Лично я предпочитаю слово “народы” для обозначения язычников. Опять же, оно имеет то же значение, но когда я слышу слово “народы”, я вижу множество флагов, цветов, культур и разнообразие. Когда я слышу слово “язычники”, я просто представляю себе неевреев.
16. Спасение не стирает национальную принадлежность
Когда люди рождаются свыше, они не теряют свою этническую принадлежность и не становятся евреями или иудеями. Откровение 15-ой главы Деяний (и Ефесянам 3) было в том, что народы могут быть привиты к Дому Божьему и наслаждаться всеми обетованиями Бога (как евреи) без обращения в иудаизм. Потому, когда Иоанн видит святых на небесах, он видит язычников наравне с евреями — он видит народы!
“После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.” (Откровение 7:9)
Подобно тому, как теология замещения родилась из ревности и непонимания Божьей роли Израиля около 2000 лет назад, эта новая теология замещения, в которой с Израилем не покончено... но в которой верующие из язычников становятся соблюдающими Тору (Есть много направлений в этом движении — некоторые из них действительно говорят, что они теперь иудеи, другие не заходят так далеко) или евреями, также происходит от недостаточного понимания Божьего призвания для народов и Его любви к каждому человеку, независимо от его национальной принадлежности.
Читайте пророков. Бог обращал Свои слова не только к Израилю, но и ко многим другим народам. Если все эти народы становятся Израилем через обращение, к кому же тогда было пророческое слово?
17. Никто не говорит, что есть два Закона
У ребят из движения Одного Закона есть некоторые темы для разговоров. Одна из них — бросить подобный вызов: “Бог не дал Моисею два разных закона — один для евреев и один для всех остальных.” (Цитата) Кто-нибудь другой спрашивает: “Где Иешуа явно указывает на два отдельных закона?” Это немного наивно, поскольку нигде в своих двух первых статьях я не утверждал подобного, равно как и уважаемые теологи. Это всё равно, что обвинить человека в краже, а он в свою защиту будет говорить: “Я не обманывал.” Да, мы знаем — это не то, в чём тебя обвиняют.
Это просто тема для разговора. Мы согласны, есть только одна Тора. Но она применяется по-разному к разным людям. Например, есть специфические законы для женщин в этой самой одной Торе. Есть специфические законы для левитов в этой одной Торе. Есть специфические законы для аграрного сектора, которые не применяются для банкиров. И есть ритуальные законы и нравственные законы. Деяния 15 говорит ясно: от неевреев не требуется исполнение ритуальных законов (хотя они свободны это делать).
18. Что такое беззаконие?
Ещё один тезис от представителей движения Одного Закона — это утверждение, что мир находится в беззаконии, потому что Тора не исполняется. Один из защитников Одного Закона сказал в комментарии: “Церковь десятилетиями учила беззаконию и сейчас продолжает учить ещё больше.” В данном случае они имеют ввиду ритуальную часть Торы (в которую они не верят... хм...). Однако, когда Новый Завет использует термин “беззаконие”, похоже, что он всегда подразумевает нравственную жизнь, а не литургию.
В Матфея 13 Иешуа называет тех, кто делает беззаконие, сынами лукавого, а не обманутыми верующими. В Римлянах 1 Павел перечисляет признаки беззакония:
“...исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.“ (Римлянам 1:29-31)
Знаете, что здесь не упомянуто? Употребление в пищу нечистой еды, отказ отделять шерсть от льна, обрезание бороды и нарушение Шаббата.
Павел даёт подобный список Тимофею:
“Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.” (2 Тимофея 3:1-5)
И здесь ничего о Шаббате или законах кашрута — только поведение.
Почему? Потому что ритуальная Тора была дана только Израилю для того, чтобы выделить их как уникальный народ среди других народов, как знак и свидетельство для них (Исход 19:5-6).
19. Законы здравого смысла
Практически все нравственные законы являются законами здравого смысла. В Римлянам написано, что некоторые язычники “по природе законное делают”. Бог написал в каждом человеческом сердце, что убийство, прелюбодеяние, ложь, воровство и т.д. — это неправильно. Но ритуальные аспекты закона, фактически, не различимы с помощью здравого смысла.
Если ребенок может интуитивно знать, что бить свою сестру неправильно, он интуитивно не поймёт, что поедание свинины неправильно. Если отец ребенка резко кричит на него, это повлияет на ребенка. Ему или ей не нужно учиться, чтобы почувствовать боль от такого обращения с собой. Но он или она не обидятся, если обнаружат, что их отец сбрил бороду или нарушил Шаббат. С помощью здравого смысла он никогда бы не смог сделать вывод, что его отцу не следует “портить края бороды его.”
Например, в законе говорится, что офицеры полиции носят униформу. Это не нравственный закон или закон здравого смысла. Это для идентификации. Израилю была дана ритуальная часть Торы также для идентификации (Я не говорю, что Израиль — это всемирные полицейские, но также, как у полицейских, у Израиля есть уникальная ответственность на земле!).
20. Почему Бог гневался на Израиль?
Кто-то может спросить: если ритуальная часть Торы не эквивалентна нравственной, тогда почему Бог так гневался, когда Израиль нарушал ритуальный закон? Это очень хороший вопрос, на который есть простой ответ. Израиль был избран Богом как народ, чтобы быть свидетелем для всего остального мира и ходатаем за него (через их призвание священников). Для этого были даны уникальные отличительные знаки, такие как обрезание, законы кашрута и Шаббат. Когда израильтяне не хранили эти знаки, они по сути отрицали своё предназначение и часто заканчивали служением идолам и лжебогам. Это вызывало гнев Божий.
Дело не в том, что смешивание шерсти со льном было аморальным, а в том, что невыполнение ими этого было по сути задиранием носа перед Богом Вседержителем. Точно так же, как Исав был назван “блудником” и “нечестивцем” за продажу своего первородства (Евреям 12:16-17).
Что вы думаете? Каково ваше видение Деяний 15? Пишите в комментариях.
Автор — Рон Кантор / messiahsmandate.org (часть 1, часть 2)
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Читайте также:
Движение Одного Закона: “эфраимиты”, “Страсть к истине” Джима Стейли и т.д.
Должны ли неевреи соблюдать Тору?
Последнее: 26.07. Спасибо!
Вы все спутали.Закон Божый с Мойсеевым законом. Бог послал закон свой для людей и не надо вырывать один закон. В Иакова написано: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем».А вы шабат прировняли к бороде.
Еще вы пишите что плохо бить сестру и это плохо но шабат можно нарушать,потому что сестре всеровно.Но подождите так тогда давайте поклонятся идолам, произносить Божье имя напрасно, иметь кумиры.Але гараж!Вы только пишете о соблюдении второй части закона Божего, который относится к отношение к ближнему. А первая часть относится к нашему отношению с Богом!Это тоже очень важно! В деянии 17 глава написано : « Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний» .А павел считался апостолом язычников.Как он мог проповедовать истины язычникам, сам соблюдать суботу а им не нужно было это делать.Это тоже самое когда будишь курить или пить но возвещать всем о здоровом способе жизни
Автор статьи делит Тору не на «заповеди об отношении к Богу» и «заповеди об отношении к человеку», а на морально-этическую часть и ритуальную. К последней относятся заповеди о Храмовом богослужении и связанное с ним, например, ритуальная чистота (не имеющая смысла при условии отсутствия Храма на земле). Идолопоклонство, которое Вы вспоминаете, — это точно не ритуальная часть Закона.
То, что Павел был апостолом язычников, значит, что он нёс Евангелие язычникам, от этого он евреем не перестал быть, как и все остальные апостолы. Сравнение с курением и пьянством неуместно, потому что несоблюдение ритуальной части Торы во времена Нового Завета не является грехом даже для евреев, но для евреев — это несоответствие своему призванию.
Интересная деталь.
Автор пишет:
Более того, в стихах, где Павел говорит, что определённые люди не войдут в Царствие, он никогда не вспоминает ритуальные заповеди Торы, а только морально-нравственные.
“Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.” (Ефесянам 5:5)
Но «никакой нечистый» есть в спике. А нечистый — это какраз ритуальная часть... и такое в тексту попадается пару раз, игнорируя слово «нечистый» что фактически обнуляет аргументацию.
В целом воспринимаю позицию автора как Еврея, пытающегося отделить свой народ от остального мира. Хорошо ли это или плохо — трудно сказать. С одной стороны — такую же позицию принимает антиномистская христианская церковь, и для единства с нею такая точка зрения подходит, с другой стороны — нет различия между еллином и иудеем (что поднимает всех на 1 уровень высокого стандарта)
Что касается взгляда меня как верующего из язычников на «ритуальную» часть, как написали выше в комментариях — «пока нет храма оно не нужно», то... разве мы не есть храм? и чистота нам нужна? (иначе мы едим свиней и оскверняем себя так же, как греки осквернили иерусалимский храм принося там в жертву зевсу свиней во времена Макковеев)
Пройду по пунктам (привожу мысли из книги).
3. Что такое иго. В Танахе закон нигде не называется игом. Иго — это иудаизм, всевозможные традиции, которыми Тора обставлялась. Даже обрезание просто так нельзя было сделать язычнику, существовали ступени. Суть дилеммы в Деян 15 — традиция запрещала еврею сообщаться с язычником (поэтому Бог послал видение Петру), и поэтому сосуществование еврея и нееврея в одной общине было довольно проблематично. Стоял вопрос: нужно ли язычнику погружаться в иудаизм, становится евреем, придерживаться всех обычаев? Ответ: нет. Во-первых, обрезание позволяло участвовать в Храмовом служении, а в этом не было нужды, во-вторых, евреи неосквернялись, сообщаясь с уверовавшими язычниками. Поэтому Павел пишет “не затруднять обращающихся к Богу из язычников” и «Если необрезанный соблюдает постановления закона, то его необрезание не вменится ли ему в обрезание?» (Рим 2:26). Был установлен минимум, позволяющий еврею и нееврею быть активной частью одной общины. Скорее всего, этот минимум заключался в оставлении язычником идолопоклонства. Ну а потом он уже будет изучать все остальное.
8. Павел не упоминает в делах плоти шаббат и кошерную пищу. Ну так Павел и не упоминает крещение, вечерю, употребление удавленины, крови. Если есть какая-то обрядовость в этих законах, или о них нельзя самому догадаться, это не значит, что они не в силе.
12. Проблема в том, что считать универсальными заповедями. Почему кашрут — это не универсальные? Еще Ной знал о чистых и нечистых животных. Запрет есть нечистых животных похож на запрет употребления мертвечины. В этом есть здравый смысл. Бог определил, что является пищей для человека, а что нет. Если человек прикасался к нечистому животному (живому), он же не становился ритуально нечистым, в отличие от прикосновения к источникам ритуальной нечистоты. Нельзя было именно поедать.
14. У Колосян была проблема: гностицизм, в котором через аскетизм и мистические ритуалы достигалась «полнота», приобретение особого духовного знания, спасение. Суббота и т.п. также использовалась как мистический ритуал. Павел объясняет, что полнота во Христе, спасение только по вере, а любые обряды (кстати, крещение — это тоже обряд) это тень, а не мистическая практика для обретения спасения, это лишь следствие веры и помогает духовному росту. Поэтому споры о том, как же правильно праздновать для обретения спасения — бессмыслены. Крещение, вечеря — это тоже прообразы (даже прелюбодеяние тоже используется как прообраз), но почему это должно отменять их?
Здравствуйте. Автор статьи пишит, что кепи и минора не из библии, но минору сам Бог дал в деталях в видении Моисею. Из этого видно, что автор статьи плохо знает библию или перевод на русский плохой. А ещё в 4-ех предписания для язычников ( не есть с кровью, не блудить и т.д. )ни чего не говориться о десятине, так может вывод сделать , на основании этого, что десятина тоже из Торы и только для евреев, а то как-то выглядит очень лукаво, если весь закон, то весь, а то десятину нужно соблюдать, а суббота для евреев, как то все попахивает разводом на деньги. Ух как дьяволу не нравится когда его разоблачают!!!!!
А как бы автор, отвергая ритуальную часть Торы для язычников, прокомментировал 56 главу Исайи?
"3 Да не говорит сын иноплеменника, присоединившийся к Господу: «Господь совсем отделил меня от Своего народа», и да не говорит евнух: «вот я сухое дерево».
4 Ибо Господь так говорит об евнухах: которые хранят Мои субботы и избирают угодное Мне, и крепко держатся завета Моего, –
5 тем дам Я в доме Моем и в стенах Моих место и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится.
6 И сыновей иноплеменников, присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его, всех, ХРАНЯЩИХ СУББОТУ от осквернения ее и ТВЕРДО ДЕРЖАЩХСЯ ЗАВЕТА (О КАКОМ ЗАВЕТЕ МОГ ГОВОРИТЬ ИСАЙЯ? ТОЛЬКО ЛИ О ИДОЛОЖЕРТВЕННОМ, КРОВИ И БЛУДЕ?) Моего,
7 Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их ( ЖЕРТВЫ И ВСЕСОЖЖЕНИЯ ИНОПЛЕМЕННИКОВ? РАЗВЕ ТАКОЕ ВОЗМОЖНО?)будут благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов.
Уважаю автора, но не во всём с ним согласен в данной публикации. Если сказать кратко, многое Апостолами по вопросам веры не было написано, так как считалось само-собой разумеющимся!, однозначно это относится к Божьему Закону — Десятисловию, к субботе, естественно не столь стеснённой как это было у евреев, но ведь этот день является данью величия Божия, Сотворившего весь наш мир! Важный и торжественный момент в вопросах веры в Господа Бога. А вот еврейские праздники-субботы уже не являются столь важными, особенно если учитывать, что многие из них и приносимые жертвы, исполнились в смерти Господа Иисуса Христа. А вот здесь уже становится понятно, что неевреи, приняв еврейскую веру, считали необходимым исполнять все предписания еврейского быта, хотя, в Иисусе Христе, в этом надобности уже небыло! Это даже уводило в сторону от веры в Бога, в чём Апостол Павел и упрекал принявших Господом Иисуса Христа.