Серьезный вызов мессианскому еврейскому сообществу.
Одно из славных преимуществ жизни еврейского мессианского сообщества — это единство её членов, евреев и неевреев, в прославлении и служении в рамках специфического еврейского контекста. В последние годы, однако, развился некий тренд, который бросает вызов еврейскому мессианскому сообществу в самой его сути. Этот тренд включает в себя различные группы и течения, учащие о том, что все евреи и неевреи в рамках Нового Завета призваны соблюдать ту же Тору во всех отношениях.
При этом, эти движения «Одного Закона» не только неверно истолковывают немалую часть Писания, но они также упускают из виду уникальные призвания евреев и неевреев внутри Тела Мессии, лишая обе группы библейской полноты своей идентичности. Они теряют новозаветнее видение единства в Мессии между евреями и неевреями и заменяют его выдуманным человеком девизом, который идеолог «Одного Закона» Тим Хегг (Tim Hegg) обозначил как ”Один народ, один Мессия, одна Тора”.1
Несколько течений учат подобным взглядам, включая группы эфраимитов, верящие в то, что неевреи, которые пришли к вере в Иешуа, в некоторой степени исполняют пророчества о собирании северных колен и их воссоединении с Иудой. В общем, они учат, что все верующие призваны соблюдать те же предписания Торы, что и Израиль, за исключением обрезания.
Другие группы учат, что неевреи призваны соблюдать ту же Тору, что и евреи (кроме обрезания), но без учения о том, что они каким-либо образом происходят от так называемых десяти колен Израиля. Эти группы видят всех верующих как привитых к Маслине, и потому призванных соблюдать ту же Тору, что и Израиль. Пожалуй, наиболее известными сторонниками этого взгляда являются авторы книги “First Fruits of Zion” (Первые плоды Сиона), включая Тима Хегга.
Непреходящая ценность Торы
Хегг с единомышленниками отметили несколько важных моментов относительно Торы, которые мы должны признать перед тем, как критиковать то, что мы считаем неправильным.
Иудаизм, конечно же, всегда говорит о Торе в самых положительных терминах. Тора в целом — 613 заповедей, выделенных в раввинистической литературе — это уникальная ответственность и привилегия еврейского народа, хотя многие аспекты Торы применяются ко всем людям. Было бы более уместно в данной дискуссии сравнить концепцию взгляда на Тору в движении «Одного Закона» и всего остального христианского мира.
Наилучшие аргументы учения "Одного Закона" о ценности Торы схожи с классическими реформатскими (кальвинистскими) взглядами. Реформатские теологи за всю историю выдвинули четкую доктрину Закона. Они видят Божью волю, описанную в Его Законе, не только как записанную в Новом Завете, но также записанную в Торе Моисея. Те, кто учат, что мы должны только любить и можем забыть Закон Бога, глубоко ошибаются. Почему? Потому что без Закона, говорящего нам о том, что из себя представляет любовь, мы скатимся в сентиментальное потакание человеческим прихотям. Истинная любовь всегда соответствует Божьему Закону. Поэтому истинный верующий, спасенный по благодати, соблюдает Божий Закон, и отличием спасённого является послушание Божьему Закону.
Начиная с конца 19 века, диспенсационалистская теология опровергла большую часть этого видения в популярном христианстве в Соединённых Штатах и даже во всемирных миссиях. Она учит, что Закон Моисея вообще не имеет никакого отношения к верующему. Поскольку христианин спасен по благодати, он может продолжать жить во грехе, имея гарантированное место на небесах. Подобная жизнь счастливой не будет, потому верующих необходимо подвигать к посвящению и святости. Но посвященный ученик, однако же, должен прежде всего наставляться апостольскими посланиями, а не Торой, и даже не учением Иешуа в первую очередь, которое является приложением Торы.
Многие из сегодняшних диспенсационалистов отвергли эту жесткую анти-законную позицию, но много христиан до сих пор находятся под её влиянием. Она отражена в популярной христианской риторике и преобладает в христианской культуре. Учения «Одного Закона» можно рассматривать как реакцию на эту анти-законную культуру и возвращение к чёткому пониманию закона и благодати, как этому учит реформатская теология. Так почему же представители движений "Одного Закона" — это не просто консервативные пресвитериане?
Большая часть реформатской теологии была теологией замещения, заявляющей, что Церковь заменила Израиль в Божьем плане. Она рассматривала Израиль, еврейский народ, как все другие народы, с тем лишь исключением, — что до того момента, пока они не принимают Иешуа, они могут иметь на себе особые знаки как Божьей опеки, так и суда. Реформатское мышление разделяет закон на ритуальный и морально-этический. Последний является руководством для личной жизни, а также для законодательства и практик общества. Первый же относится только к практике древнего Израиля и Храму. Такая теология живёт и здравствует и сегодня.
Приверженцы «Одного Закона» увидели бы недостаток в такого рода теологии. Если Израиль не был замещён, но всё ещё остаётся народом Божьего завета, тогда простое разделение Торы на моральную и ритуальную часть не может быть чётким. Например, праздники включают в себя не только жертвоприношения, но и являются также напоминанием истории Божьей благодати и избавления в жизни Израиля, и исполнением Божьих обетований, данных Аврааму. Из-за этих аспектов праздников, не связанных с жертвоприношениями, они до сих пор должны иметь определенную законность. В самом деле, почему вся Тора не является до сих пор действующей в той её части, где она не зависит от системы храмовых жертвоприношений?
Эти проблемы и вопросы могут служить для сохранения здорового баланса в некоторых традиционных учениях церквей. Но учителя «Одного Закона» делают следующий, критический, шаг, который приводит их к ошибке. Они утверждают, что если неевреи привиты к маслине Израиля, то и евреи, и язычники теперь обязаны соблюдать тот же Закон (только без обрезания). Они применяют Закон в одинаковой мере для обеих групп, так что неевреи в Мессии должны соблюдать Шаббат, праздники, диетарные законы, и много всего другого, что не было распространено в христианской практике.
Экзегетические аргументы в пользу "Одного Закона"
Большая часть аргументов в пользу «Одного Закона» взята из Еврейских Писаний, например, Исход 12:49: “Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами.” Пришелец (гер на иврите) рассматривается как прототип неевреев, обратившихся к Мессии. Несколько мест Торы говорят о применении одних и тех же законов для уроженцев и пришельцев, например, Левит 24:22, или Числа 15:16. Новый Завет, напротив, содержит четыре места, которые, судя по всему, говорят о том, что неевреи не призваны соблюдать те же предписания Торы.
В 15 главе Деяний конкретно говорится о том, что от неевреев не должно требовать ничего больше, чем соблюдения четырёх законов, три из которых связаны с кровью. Пятая глава Послания к Галатам предостерегает неевреев от обрезания, иначе им придётся соблюдать всю Тору. Отсюда совершенно ясно, что без обрезания от неевреев не требуется исполнение всей Торы. Вторая глава Колоссянам предупреждает, что никто не в праве осуждать колоссян за их отношение к Шаббату, новомесячьям и праздникам. Это — тень, суть же — во Христе. В Галатам 4:10 Павел пишет, что боится того, не напрасно ли он трудился в их галатской общине из неевреев, потому что они наблюдают “дни, месяцы, времена и годы.”
Учителя «Одного Закона» утверждают, что эти отрывки просто упрекают тех, кто хочет соблюдать Закон из неправильных побуждений, как средство для спасения. Потому в Деяниях 15 приверженцы обрезания учили, что без обрезания человек не может спастись. Учителя «Одного Закона» согласны с тем, что спасение — по благодати, а не на основании соблюдения Торы.
Кроме того, идеологи «Одного Закона» утверждают, что послание к Галатам говорит против Торы как требования для входа в Царствие Божие. После принятия в Тело Мессии через веру, тем не менее, каждый должен быть наставлен соблюдать всю Тору как путь благословенной жизни. Но Павел никогда не пояснял свой аргумент таким образом. Он никогда не писал ничего наподобие “для благословенной жизни вам необходимо соблюдать всю Тору.” Если бы таковым было его мнение, у него было много возможностей, чтобы объяснить это. Если бы таковым было его мнение, контекст, казалось бы, требовал от него его выражения. Но он не сделал этого ни в Послании Галатам, ни где либо еще.
Учителя «Одного Закона» отвечают на это, утверждая, что Павел действительно не говорил по этому поводу, но говорил Иерусалимский собор в словах: “Ибо закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу” (Деяния 15:21). Они считают, что данные слова говорят о том, что хотя требования входа для неевреев простые — только вера в Мессию — они будут постепенно принимать Тору как стиль жизни посредством постоянного чтения Закона Моисея в Синагоге.
Это — суть их аргументов, повторяющихся от статьи к статье. Для поддержки этой точки зрения используются все отрывки Библии о доброте Закона (Торы, Закона Божьего).
В ответ доктрине
“Один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами” (Исход 12:49). В контексте ясно, что этот “один закон” применяется к каждому чужеземцу в земле Израиля. Тора утверждает, что природный житель должен есть Пасху, а пришелец не должен, если он не обрезан. Только через обрезание он может быть включён в народ Израиля и в его Тору. Без этого он остается посторонним и не имеет права есть Пасху (Исх. 12:38, 43-48).
В Левит 24:22 и чужеземец, и природный житель находятся под тем самым запретом на убийство и оба должны понести наказание. В Числах 15:16 говорится, что пришелец, который решил принести добровольную жертву, должен приносить её точно так же, как и природный житель. Однако, для него нет обязательного требования приносить добровольную жертву. Другие обязательные жертвы не относятся к чужеземцу.
Защитники «Одного Закона» часто вспоминают “множество разноплеменных людей”, присоединившихся к израильтянам во время их исхода из Египта (Исход 12:38). В пятой главе книги Иисуса Навина все мужчины, которым предстояло войти в землю Израиля, должны были обрезаться. Перед тем, как “один закон” мог вступить в силу в земле Израиля, и коренные жители, и пришельцы из разноплеменного народа должны были быть обрезаны. Обрезание отмечает границу между теми, кто имеет полноту Торы, данную Израилю, и теми, кто имеет более общее отношение к Торе, одинаковое для всех народов.
Необрезанным пришельцам позволялось жить в среде Израиля, пока они принимали требования необрезанной жизни в земле Израиля, подчиняясь правящим властям, не распространяя идолопоклонство и не совершая преступления, за которые наказывает гражданский суд. Не ясно, как долго такие пришельцы имели право оставаться в обществе Израиля. Тора не говорит нам об этом.
С приходом Нового Завета, произошли изменения в отношениях между обрезанными и необрезанными. Поскольку Новый Завет (книга — прим. переводчика) учит именно об отношениях евреев и неевреев в новой реальности Тела верующих, мы не можем просто взять и перенести практику времён до Иешуа на период Нового Завета.
Ко времени Иешуа была развита традиция толкования касательно требований к неевреям. Позже она была сформулирована в виде заповедей потомков Ноя, обязательных для всех людей и уходящих корнями в завет с Ноем. Уже в первом столетии иудаизм делал различие между универсальными требованиями и требованиями, являющимися особой ответственностью евреев.
Тора в свою очередь ясно показывает, что Закон имеет различное приложение для различных групп людей. Например, законы чистоты и требования к священникам отличались от законов чистоты для других израильтян. Были законы для женщин и законы для мужчин, законы для вдов, детей, и т.д. Тора не однородна в целом, но наполнена различиями. Только когда каждая группа исполняет своё предназначение в Торе (мужчины и женщины, например), возможно истинное единство народа. Точно так же, единство евреев и неевреев не требует единственного набора заповедей для обоих, но требует того, чтобы каждая группа соответствовала своей идентичности и исполняла своё предназначение (1 Коринфянам 7:17-20).
Иешуа в Матфея 5:17-18 учит послушанию малейшим из заповедей. Он говорил к евреям в то время, когда Храм ещё стоял и было возможно исполнять Тору в гораздо большей степени, чем сейчас. Учить людей соблюдать малейшие из заповедей, однако, предполагает, что они исполняют их в соответствии с целью заповеди. Это не значит, что неевреи должны быть научены соблюдать во все деталях закон, данный израильтянам.
Иешуа учит в основном о тех частях Торы, которые считаются универсальными в соответствии с еврейским учением того времени. В Евангелиях уделяется мало места главным проблемам фарисеев, касающимся законов Торы о чистоте. От того как молиться, до любви к врагам, от вожделения в сердце до ненависти в сердце — Иешуа учит той части Торы, которая касается всех. Нет никаких свидетельств о том, что апостолы когда-либо учили неевреев соблюдать всю Тору, они учили соблюдать ту Тору, которая считалась универсальной, точно так же, как это делал Иешуа.
Много мест Писания, говорящих о практике неевреев в Новом Завете, дают ясные свидетельства о том, что взгляд «Одного Закона» неверен.
Давайте для начала вернёмся в 15 главу Деяний, где обсуждается утверждение некоторых верующих о том, что они должны обрезаться, чтобы быть спасёнными. Вывод апостолов и старейшин (Деяния 15:20), под водительством Духа Святого, возложил на неевреев всего четыре требования:
- избегать блуда,
- избегать идолопоклонства,
- не употреблять в пищу кровь,
- не употреблять в пищу удавленину.
Как отмечалось ранее, это очень похоже на заповеди потомков Ноя. Это не значит, что неевреям разрешено убивать, красть, или не почитать своих родителей. Данный отрывок предполагает универсальную мораль, как об этом Павел, Пётр и Иаков (присутствующие в тот день), и Иоанн писали в своих посланиях. Как отмечается во второй главе Послания к Римлянам, язычники могут понимать Божий закон, даже без откровения Моисея, и ответственны за соблюдение множества стандартов, выраженных в Библии. Например, законы классической римской морали включают в себя идеалы моногамного брака, уважения к родителям, честности и многое другое. Существенным и уникальным добавлением этики Нового Завета является жертвенный пример Иешуа.
В 15-ой главе Деяний рассматриваются вопросы, находящиеся за пределами базовой морали, вопросы, которые в римском мире не были бы легко восприняты. Эти дополнительные требования также были необходимы для еврейско-нееврейского братства. Пятнадцатая глава Деяний подчеркивает благоговение перед кровью (что является благоговением перед жизнью), стандарт, который уходит корнями ко временам Ноя. Мясо задушенного животного содержит очень много крови. Римская этика отвергала блуд, но для культовой проституции было сделано исключение. Идолопоклонство в принципе было способом жизни в римском мире и частью законопослушного гражданства. В этой заповеди верующий из неевреев должен был сделать кардинальный разрыв с римской культурой.
Учителя «Одного Закона» делают особое ударение на словах Иакова о том, что “Закон Моисеев... читается в синагогах каждую субботу.” (Деяния 15:21) Они используют их, обычно подразумевая, что верующие из неевреев, в нормальных условиях, посещают синагогу и всё больше, и больше принимают всю Тору. Если жизнь по Торе добра и прекрасна, то почему бы и нет? На этом основании данный стих воспринимается как призыв к более глубокому изучению Торы и принятию её законов на себя. Таким образом учителя «Одного Закона» превратили не однозначное утверждение в сильный и однозначный призыв.
Они, по-видимому, упускают из виду тот факт, что эти слова были произнесены на совете, но не были включены в апостольское письмо, разосланное по всем общинам. Если это было таким критическим призывом для неевреев, то очень удивительно, что апостолы, водимые Святым Духом, не сочли это достаточно важным, чтобы включить его в свои письма!
Наиболее показательно то, что во всех посланиях к общинам нет ни единого слова, заповедовавшего неевреям принять всю Тору, и ни одного прямого выражения надежды на то, что они в конечном итоге примут жизнь с соблюдением всей Торы, как у евреев. Нет ни одного слова побуждения или даже мягкого одобрения во всей книге Деяний, написанной частично для того, чтобы показать отношения в братстве евреев и неевреев!
Даже если мы скажем, что неевреи свободны принять Тору, календарь Израиля и т.д., нет ни слова о существовании какой-либо ответственности в рамках завета для неевреев за подобные действия. Деяния 21 усиливает такое впечатление. Здесь Иаков говорит Павлу о слухах, что он якобы учит евреев, принимающих Иешуа, оставить Тору. Это конечно же не соответствует действительности. Поэтому Павел демонстрирует, что это ложные слухи, вовлекаясь в храмовую жизнь. Иаков напоминает Павлу, что неевреи были освобождены от ответственности полностью соблюдать Тору. Ни Павел, ни Иаков не дают ни малейшего намёка на то, что они поощряют полное соблюдение Торы среди неевреев. Павел мог бы сказать: “Я не только не учу евреев отказаться от Моисея, но даже поощряю неевреев всё больше и больше принимать Тору по мере того, как они все больше понимают и ценят её.” На этом делают акцент учителя «Одного Закона», но в Новом Завете нет ни слова, явным образом призывающего неевреев возрастать в соблюдении всей Торы.
Пятая глава послания к Галатам является водоразделом. Здесь Павел в самых сильных выражениях призывает неевреев не обрезываться. Некоторые учителя «Одного Закона» хотят позволить законный вариант обрезания, но с оговоркой, что это не должно делаться по неправильным причинам. Тем не менее, этого нет в тексте. Новый Завет предлагает полноту Божьих благословений на неевреев без необходимости обрезания. В Моисеевом законе было не так.
Когда Павел пишет: “Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.” (Галатам 5:3), невозможно избежать последствий этого стиха. Если кто-то обрезан, он обязан исполнять весь закон; если кто-то не обрезан, он не обязан исполнять весь закон. Утверждение Павла не имело бы смысла, если бы неевреи уже были обязаны исполнять весь закон! Опять же, здесь нет никаких оговорок. Павел не написал: “Конечно, я бы хотел, чтобы вы могли соблюдать весь закон, как я, но это должно прийти постепенно, по мере вашего понимания, а не как обязательство, вытекающее из обрезания.” Именно такие оговорки Павел делает относительно безбрачия в 1 Коринфянам 7. Но он не делает этого здесь относительно закона.
Наконец, давайте посмотрим вторую главу Колоссянам. Здесь нам говорится о том, что никому не позволено судить колоссян за практику в отношении еды или питья, новомесячий или Шаббата, или праздничных дней. Это — тени, тело же — во Христе. Ясный и простой смысл этого текста в том, что никому не позволительно судить их за то, что они соблюдают или не соблюдают эти дни. В заслуживающем Оскара представлении, некоторые учителя «Одного Закона» перекручивают этот текст, указывающий колоссянам придерживаться всех этик практик, настолько идеально, что никто и не посмеет осудить их!
В Новом Завете нет ни единого слова, призывающего неевреев обрезываться, соблюдать праздники, законы чистоты, Шаббаты, дни поста и т.д., но эти практики были и остаются центральными в иудаизме.
Одна из самых серьёзных проблем с учениями «Одного Закона» в том, что они, похоже, игнорируют удивительное изменение, пришедшее через смерть и воскресение Иешуа. Эсхатологическое Царствие пришло и неевреи приглашены дополнить собой духовное участие в нём без исполнения требований, которые были до Иешуа. Духовное равенство евреев и неевреев в Мессии — это колоссальные перемены. У нееврея в Новом Завете ещё лучшее положение, чем у необрезанного пришельца и даже еврея времён до Иешуа, потому что он — тот, кто будучи меньшим, является наибольшим в Царствии (в привилегиях), чем Иоанн Креститель. Он даже воскрес с Мессией и духовно воссел с Ним на Божьем троне (Ефесянам 2:5). Нет более высокого статуса.
Если такой нееврей призван в общину мессианских евреев и к её способу жизни на основании Торы, ради восстановления Израиля, — такой человек достоин уважения. Но отличительный образ жизни, данный Торой для Израиля, не является идеалом для всех людей.
Опасность узурпации непреложного призвания Израиля
Павел пишет, что даже евреи, являющиеся врагами Евангелия, имеют “непреложное призвание” (Римлянам 11:29). Он описывает аспекты этого уникального призвания в Римлянам 9:1-3, где отмечается, что некоторые общие преимущества будут всегда принадлежать еврейскому наследию. Мы — избранный народ; нам вверено Слово Божье; заветы даны нам и заключены через нас; и даже Мессия происходит от нас.
Праздники хранят как универсальное значение, так и частные особенности, характерные для еврейских обетований, жизни и призвания. Так Песах получает универсальное значение в Иешуа и идее всеобщего Исхода. Шавуот (Пятидесятница) — это время излияния Руах ХаКодеш (Святого Духа). Суккот (Праздник Кущей) направляет наш взор на последнее Царство, в котором все народы будут отмечать его (Захария 14). Писания Нового Завета придают универсальные значения праздникам. Тем не менее, они никогда не дают указания язычникам соблюдать их в этом веке. Напротив, существует особенный еврейский смысл праздников, являющийся уникальным для самоидентификации Израиля.
Не делая такие разграничения, приверженцы «Одного Закона» часто ничего не могут сказать по поводу уникального призвания и предназначения еврейского народа. Кроме того, некоторые даже говорят, что Израиль сейчас — это те, кто верит в Иешуа, все, которые призваны исполнять Тору, а не те, кто евреи по происхождению и не верят в Иешуа. Обратите внимание на следующую цитату, как пример:
“По словам Павла, Мессии самого по себе достаточно для верующих, чтобы считаться народом Божьим, и есть только один Божий народ. Нравится это кому или нет, распространение Царствия Небесного расширило определение Израиля... Согласно Павлу, критерии, определяющие Израиль, не являются ни физическим происхождением, ни обрезанием, ни соблюдением Торы — это вера.”2
Это старая теология замещения в новой обертке. Новый и истинный Израиль, как они говорят, заменил старый Израиль по плоти, но новый «оборот» этой идеи в том, что новый Израиль всё ещё призван соблюдать Тору. Аргументы те же самые, что и в теологии замещения, но с дополнением о соблюдении всеми Торы.
В противоположность этому, приводим ниже особенности уникального призвания мессианских евреев.
1. Ответственность в рамках Завета за соблюдение всей Торы, но в согласовании с Новым Заветом и эпохой без Храма и жертвоприношений. Обрезание — уникальный знак этого призвания.
2. Участие в еврейской жизни, связанной с еврейским сообществом. Мы — часть нашего народа.
3. Укоренение в нашем языке и земле, и соединение с хорошими аспектами современной культуры Израиль. Это касается и тех, кто призван жить в диаспоре.
4. Подтверждение истины о том, что само наше существование как уникального народа является важным свидетельством реальности Бога и Его обетований. Это дано как ясная заповедь в Библии — то, что мы не должны препятствовать выживанию и существованию нашего народа. Нам заповедано не ассимилироваться, но оставаться евреями.
5. Мы должны исполнять свою пророческую роль в последние дни, будучи теми евреями, которые свидетельствуют о Иешуа перед своим народом и перед другими народами.
6. Мы должны приглашать Иешуа словами “Барух аба бэШэм Адонай” — “Благословен грядущий во имя Господне.” Это должно предшествовать Его приходу.
7. Мы должны утверждать наследие нашего народа и быть его частью в том, где оно хорошо и прекрасно, будучи частью нашего народного достояния. Мы должны избегать неправильных вещей, но мы не можем адекватно представлять еврейскую жизнь, если отвергнем 2000 лет культурного развития.
8. Мы берем на себя пророческую священническую роль, участвуя в библейских праздниках, ибо они призваны быть событиями последних дней и искупления мира.
Ещё один аспект учения «Одного Закона» совершенно сбивает с толку. Учение пропагандирует соблюдение неевреями библейского закона, например, праздников. Следовало бы ожидать, что они посмотрят в Библию, чтобы узнать, как праздновать эти праздники. Вместо этого они прибегают к пост-библейской еврейской практике. Когда последователи «Одного Закона» проводят Пасхальный Седер, например, они часто следуют традиционному еврейскому порядку: четыре чаши вина, солёная вода, умывание рук, стул Илии и т.д.
Вместо того, чтобы быть истинно “библейскими”, учителя «Одного Закона» принимают различные аспекты таких еврейских традиций. К сожалению, в их литературе очень мало рассматривается вопрос о различии между тем, что является библейским, а что взято из еврейской традиции.
Более того, учителя “Одного Закона” часто используют небиблейскую еврейскую символику. Одна статья о Библейском законе была иллюстрирована фотографией семьи из четырёх человек, где отец и сын в кипах (еврейских ермолках) смотрели на менору. Ни кипа, ни менора не являются частью Библейской Торы. Другая статья в том же журнале упоминала еврейские литургические направления, которых нет в Библии, но которые каким-то образом касаются “нас”, то есть нееврейских читателей журнала3.
Такая пост-библейская смесь символов повсюду в их литературе. Из этого складывается впечатление, что учителя «Одного Закона» либо не понимают разницу между библейскими и пост-библейскими традициями, либо пытаются присвоить себе еврейскую идентичность.
Для верующих из неевреев хорошо понимать обычаи еврейского народа и ценить еврейскую культуру. Однако, когда объединяют идеологию «Одного Закона» с присвоением вне-Библейских еврейских традиций, а потом представляют это как модель для всех, мы оказываемся очень близко к теологии замещения и её практике. Девиз “Один народ, один Мессия, одна Тора” должен быть сбалансирован утверждением о вечном избрании еврейского народа наряду с Его избранием общины верующих в Мессию. Без этого этот девиз напоминает язык христианской теологии, использовавшийся веками для утверждения теологии замещения Израиля Церковью.
Как это ни парадоксально, приверженцы «Одного Закона» подрывают своё собственное видение “одного народа”, полагая основание единства в одинаковом отклике на Тору. Другими словами, они надеются достичь единства путём создания единого поведения всех верующих в рамках Торы. Писание, однако, говорит о нашем единстве как о достигнутом в самом Мессии.
Послание к Ефесянам, включающее некоторые из самых сильных заявлений о единстве в Теле верующих, нигде не постулирует идею «Одного Закона». Напротив, оно призывает нас поддерживать “единство духа в союзе мира”, ибо “ Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас” (Ефесянам 4:4-6).
Красота этого Богом данного единства состоит в том, что оно чтит и сохраняет библейские различия между различными группами, особенно между евреями и неевреями. Неевреи, призванные быть частью еврейской мессианской общины, заслуживают особого уважения, не потому что они наконец поняли, что они ответственны за исполнение Торы в той же мере, что и их еврейские братья, но потому что они добровольно приняли на себя связь с Торой из любви к Богу и народу Израиля. Такое обязательство ради Божьей работы в Израиле является актом любви, подобной любви Мессии, которая должна почитаться в еврейском мессианском обществе.
28 января, 2005
1 Tim Hegg, “It is often said: ‘The Torah is only for Jews.’” Bikurei Tziyon Issue 77, Vayikra/Leviticus, 2003, p. 15.
2 Messiah Magazine p. 28, Shemot, 2004.
3 Bikurei Tziyon issue 77, Vayikra 2003.
Авторы — Ден Джастер и Расс Резник / pma.org.au
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org
Даниель Джастер — директор служения Tikkun Ministries International.
Расс Резник — исполнительный директор Союза еврейских мессианских общин.
Читайте также:
Должны ли неевреи соблюдать Тору?
20 пунктов о евреях, неевреях и Торе
Последнее: 26.07. Спасибо!
Что значит декор? Это выражение веры в то, что מְנוֹרָה — менора Храма — это символ единства Святого Духа и Израиля.
Неужели изображение льва в эмблеме этого сайта — это просто декор?
Физически, евреи ничем не отличаются от остальных людей, потому что и первый еврей Авраам не был по национальности евреем... А был он (это покоробит некоторых сегодняшних евреев) — халдеем... «И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую...» (Быт.11:31). Если точно, то был он, как и его внук Иаков (Израиль) — странствующий арамеянин... «отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный...» (Втор.26:5).
Да. Израиль был внук Авраама (халдея) и сын Исаака и не мог быть евреем по национальности, ибо у Исаака жена была «Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата(!!!) Авраамова...» (Быт.24:15), то есть, она была «дочь Вафуила Арамеянина из Месопотамии» (Быт.25:20). Женами Иакова была Лия и сетра её «Рахиль, дочь Лавана, брата матери» его — Ревекки (Быт.29:10).
Впервые в Библии мы встречаем упоминание об Авраме еврее в Быт.14:13 — «И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре...» Но, слово עברי — иври — это только «перешедший», а не его национальность, и оно связано с однокоренным глаголом עבר — авар — «переходить», «перешел». Но, עבר можно прочитать и как «эвер» — сторона, направление. То есть, «иври» — это «перешедший с той стороны»... Имеется в виду другая сторона реки Евфрат, откуда Аврам и пришел к ханаанеям (тогдашним жителям Святой Земли). Он перешел туда по зову Бога, поверив в Его призыв. Так и сегодня евреем (перешедшим) может стать любой, кто услышит этот призыв и вступит в Завет с Богом, как наследник веры Авраама.
Ну, а наследник веры Авраама, конечно должен, как и сам Авраам соблюдать все повеления Бога, уставы Его и законы, как Бог о нем свидетельствует, что он «соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои...» (Быт.26:5). Только так можно быть евреем — верить в Бога евреев, и жить по Его Слову — Торе. То есть, еврей (по Библии) — это не национальность, а выбор.
Кто думает иначе — это ваш выбор.
Мир вам!
Позвольте дополнить.
Переход Авраама — это во многом переход от Аврама к Аврааму. В те времена существовала практика перехода от одного господина к другому (на Руси воспоминание об этом сохранилось в поговорке: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»). Аврам, живя в Уре халдейском, имел над собой господина (имя которого не сохранилось), а над господином — богов (имена которых известны). И когда Господь сказал ему: «Выйди», он вышел из господства рода своего и племени своего и ПЕРЕШЁЛ под крепкую руку Господа. Такой переход к новому господину — это не номинальный акт, а изменение всей жизни. Переходя, человек выходит из законов своего прежнего родства и принимает законы своего нового господина. Если человек хочет войти в Царство Божье, ему необходимо не просто «духовно» обратиться к Господу (что бы это ни значило), но и начать исполнять Его Закон. Тора — это ограда, враг ходит «как лев рыкающий», и в безопасности лишь тот, кто внутри ограды. Можно, конечно, считать, что сил человеческих хватит, чтобы справится с врагом вне ограды. Но зачем? Для «дикой маслины» стремление привиться вызвано (как мне кажется) именно опасением остаться за оградой, а не претензиями на тот же статус, что и у «природных сыновей». Если кого-то из этих сыновей сильно заботит потеря исключительности, Иисус уже всё объяснил сыновьям Зеведеевым.
Удивительно поверхносный подход для серьезного портала. Автор не сделал ни малейшей попытки разобраться с материалом. Недопустимо легкомысленное жонглирование цитатами Павла. Ни о чем ...
Приведенный отрывок из книги Деяний Апостолов 15:20 в доказательство того, что неевреям не нужно соблюдать законы Моисея кроме как четырех, истолкован неверно, так как вырван из контекста. Давайте прочитаем этот отрывок со стихами перед этим отрывком и после. И так, в Русском Синодальном Переводе написано:
18 ВЕДОМЫ БОГУ ОТ ВЕЧНОСТИ ВСЕ ДЕЛА ЕГО.
19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,
20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.
21 ИБО [ЗАКОН] МОИСЕЕВ ОТ ДРЕВНИХ РОДОВ ПО ВСЕМ ГОРОДАМ ИМЕЕТ ПРОПОВЕДУЮЩИХ ЕГО И ЧИТАЕТСЯ В СИНАГОГАХ КАЖДУЮ СУББОТУ.
Касательно стиха 18 — любой верующий, любящий Бога, не оставит без внимания стихи 2-3, второй главы книги Бытия а так же 4. заповедь, написанную перстом Самого Бога. А стих 21, следующий сразу после 20., поясняет почему не надо сразу загружать обращающихся из язычников, т.е. им непременно надо соблюдать 4 самые основные требования а остальное они научаться постепенно, посещая по субботам синагоги, где из древних родов Закон Мотсеев по всем городам читается! В основном статья многословна и запутанна.