Ваши силы иссякнут: почему Бог дает нам больше, чем мы можем выдержать

Ваши силы иссякнут: почему Бог дает нам больше, чем мы можем выдержать

Письмо, сегодня известное нам как 1 Послание к Коринфянам, апостол Павел написал сразу после периода жестоких испытаний. Вот как он сам об этом говорит:

«Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.» (2 Коринфянам 1:8-9)

Павел не уточняет, в чем именно заключалась эта скорбь. Ему и не нужно было – посланник сам поведает верующим в Коринфе непростые детали. Исходя из контекста (2 Кор 1:3-11), можно предположить, что его преследовали власти, чуть было не казнив. Но по милосердной мудрости Святого Духа, нам это не известно наверняка. Милосердие же заключается в том, что мы получаем ободрение «во всякой скорби» применять то, о чем здесь говорит Павел (2 Кор 1:4).

Однако важно обратить внимание на степень страданий Павла. Этот великий святой, который наверняка обладал «незаурядной» способностью претерпевать страдания, почувствовал себя «отягченным чрезмерно и сверх силы». Он думал, что эта скорбь приведет его к смерти.

Это не убило его (смертельное испытание придет через 8-10 лет). Но эти страдания принесли нечто иное:

«но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых.» (2 Коринфянам 1:9)

Страдания Павла привели к его концу: речь не просто о конце его телесной силы, но о конце его земных надежд и планов. Он смотрел смерти в лицо. На что он мог уповать в конце, чтобы обрести надежду? На Бога, который воскрешает мертвых.

Бог всякого утешения

Понимание степени страданий Павла и того, что они производят в нем, позволяет нам лучше осознать утешение, о котором он свидетельствует во вступительных словах:

«Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Коринфянам 1:3-4)

Хотя мы и знаем, что Павел был тогда избавлен от смерти (2 Кор 1:10), утешение, которое он получил от Бога, не заключалось в этом избавлении. Как и не в этом заключается утешение, которое Павел желает дать другим в их скорбях. А заключалось оно в том, что в конце, когда подступает смерть, и нет уже никакой надежды на продолжение земной жизни, существует единственная, великая, побеждающая смерть надежда для христианина – Бог, который воскрешает мертвых.

Мы можем быть уверенны, что Павел говорит именно о надежде воскресения, поскольку далее он пишет: «ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше» (2 Коринфянам 1:5).

Христос пережил смерть «для радости, которая ему предстояла» (Евр 12:2), утешающей радости о том, что Он воскреснет из мертвых, а через Него и все те, кто поверил в Него (Ин 5:24). И Он воскрес из мертвых (1 Кор 15:20), и потому все, кто верит в Него, воскреснут также, даже если и умрут (Ин 11:25).

Утешение во всякой скорби 

Но какие именно наши страдания можно считать такими, где мы разделяем страдания Христа? Если же скорбь, которую испытал Павел в Асии, заключалась в преследовании властями, то здесь легко обнаружить связь. А что если наши страдания не попадают в эту категорию?

Я полагаю, ответ кроется в словах Павла, что

«Бог всякого утешения… утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор 1:3-4)

«Всякий» — всеобъемлющее слово.

Из этого послания мы узнаем, что Павел, кроме преследования, также испытывал и другие скорби. Он наводит разнообразные опасности и лишения, которые испытал (2 Кор 11:25-28), также говорит о «жале в плоти» (2 Кор 12:7), которое я понимаю, как некий физический недуг или недостаток.

Однако Библия включает в категорию скорби гораздо больше вещей. К примеру, болезнь и смерть (Лазарь в Ин 11 и Эпафродит в Фил 2:25-27), отчаяние духовного опустошения (Пс 22), вводящее в заблуждение чувство, будто Бог не выполняет Свои обещания (Пс 89), серьезные сомнения, сбивающие с пути (Пс 73), или же агония длительной и беспросветной депрессии (Пс 88).

Все эти ощущения и не только – формы страдания. Многие из них Иисус испытал лично, и все они Ему крайне небезразличны. «Все наши скорби» становятся Христовыми, если мы, сталкиваясь с ними, в вере обращаемся «к Тому, на кого надеемся» для получения избавления, которое Он желает нам дать (2 Кор 1:10).

На Него наша надежда

Собственно, это самое основное, что Бог желает дать нам через «все наши скорби»: «чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор 1:9). Но не единственное. Как пишет Джон Пайпер: «Бог непрерывно совершает десять тысяч вещей в вашей жизни, а вы можете знать о трёх из них». Но когда речь идет о нашей истинной радости и утешении, трудно найти нечто более важное, нежели необходимость перестать уповать на самих себя и возложить упования на Бога.

По сути, иногда наши скорби приходят как неожиданный, и потому сначала неразличимый, ответ Бога на наши молитвы. Когда мы просим Бога усилить нашу жажду по Нему, веру в Него, любовь к Нему и радость в Нем, мы представляем себе, какими чудесными будут ответы. Но мы не всегда догадываемся, чего будет стоить процесс трансформирования наших желаний, надежд, привязанностей и пристрастий.

Иногда он предполагает страдания, чтобы открыть то, как мы уповаем на самих себя, на идолов или на ложные надежды вместо Бога. Однозначно и безусловно, Бог не получает удовольствия от страдания Своих детей (Плач Иеремии 3:33), но при необходимости, как любящий Отец, Он будет нас учить (Евр 12:7-10). Божьи цели в процессе такой науки всегда благи для нас, даже если приносят боль, поскольку в конце производят глубокую радость и надежду (Евр 12:11).

Потому Павел, который во время своих скорбей был «отягчен чрезмерно и сверх силы, так что не надеялся остаться в живых», в конце концов прославил своего Небесного Отца как «Бога всякого утешения». В результате своих страданий он пережил глубокое упование на Бога, воскрешающего мертвых, что, в свою очередь дало ему такое утешение, которое мир предложить не в силах.

Какой бы ни была цена обретения такого упования, такой реальной, безусловной надежды на Бога, оно того стоит. Действительно стоит. Это не пустые слова. Я на себе познал некоторые процессы такой трансформации. Я получал такие неожиданные ответы Бога на мои молитвы. Но утешение, которое дает Бог, привносит во все временные утешения глубокую надежду. И когда все земные утешения иссякнут, лишь Его утешение все еще будет иметь силу.

Автор — Джон Блум / © 2020 Desiring God Foundation. Website: desiringGod.org
Перевод — Иван Невмержицкий для ieshua.org

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!