Верующие и вера во время бедствия: где же справедливый Бог? 

Верующие и вера во время бедствия: где же справедливый Бог? 

Представьте себе, что вы живете мирно и благополучно. Стараетесь любить Бога и ближних, поступать правильно и справедливо. Но вот приходит война. Сотни тысяч погибших. Миллионы беженцев. Дома, города, вся жизнь – в руинах. И сидя на пепелище вы задаете вопрос: а где же справедливый Бог? 

Да, простите, сегодня это даже не нужно представлять, это стало реальностью для многих из нас. И война, и страшные вопросы о справедливости и Боге. Но даже если у вас пока всё хорошо и вы наслаждаетесь мирным небом над головой, вы не можете не знать о чужих бедах, вы не можете не слышать тревожных новостей, вы не можете не читать книг о том, как люди несправедливо страдают и отчаянно требуют справедливости. Одна из таких книг включена в Библию. Это Книга Иова.

Это книга о человеке, который в несправедливом мире дерзнул жить жизнью праведника. Это книга для всех тех, кто, видя несправедливость, переживая её на себе, всё же верят в справедливого Бога. Я надеюсь, вы относите себя к таковым.

Если это так, то вам каждый день приходится отвечать на сложные вопросы. Можно ли называть Бога справедливым и поклоняться Ему, если вокруг так много очевидной несправедливости? И смогу ли я остаться праведным в своём отношении к Богу, когда череда несправедливых ударов превратит мою жизнь в кошмар? Как долго я выдержу, как долго выдержит моя вера?

Я предлагаю посмотреть в начало и конец этой истории. В первой главе мы видим, как Иов наслаждается жизнью, но затем теряет всё. В последней же главе благословения возвращаются к Иову. В других главах много поэзии и философии. Мы не будем в них углубляться. Нас интересует лишь сжатое описание тех событий, которые в начале стали испытанием веры для нашего героя, а в конце принесли ему справедливое вознаграждение.

Итак, это история о справедливом Иове и справедливом Боге. Хотя книга носит имя Иова и повествует о его жизни, большую её часть занимают размышления о Боге: почему Бог позволяет хорошим людям страдать? Иов мучается болью и больными вопросами, но при этом защищает собой Бога. Его жизнь становится убедительным аргументом в пользу Бога как доброго и справедливого.

В самом деле, если на земле найдется хоть один праведник, сохранивший веру в справедливого Бога вопреки всем испытаниям, это будет лучшим доказательством бытия Бога. Иов стал таким доказательством, стал важным прецедентом, на который ссылаются все, желающие сохранить веру в справедливого Бога и передать её другим. Подумать только: эта история передается через поколения почти четыре тысячи лет и утверждает многих в вере.

Что мы знаем об Иове? Не так много: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (1:1). Благодаря своей праведности он имел успех и славное имя среди людей Востока. Он заботился о своей семье и праведности пред Богом больше, чем о бизнесе. Но благодаря этому процветало всё: и он сам, и семья, и бизнес:

«И родились у него семь сыновей и три дочери. Имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своём доме в свой день, и посылали и приглашали трёх сестёр своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал за ними и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своём. Так делал Иов во все такие дни» (1:2–5).

Иова знали многие, любящие справедливость. Они смотрели на него как на добрый пример. Но при этом справедливость, вера в Бога и широкая известность Иова делают его удобной мишенью для злых сил:

«И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана. И сказал Господь сатане: „Откуда ты пришёл?“ И отвечал сатана Господу и сказал: „Я ходил по земле и обошёл её“. И сказал Господь сатане: „Обратил ли ты внимание твоё на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла“. И отвечал сатана Господу и сказал: „Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом его и всё, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, – благословит ли он Тебя?“ И сказал Господь сатане: „Вот, всё, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей“. И отошёл сатана от лица Господня» (1:6–12).

Сатана обходит землю, чтобы порадоваться царящей на ней несправедливости, но вдруг наталкивается на исключение. Он хочет доказать, что в мире нет места справедливости, что никто не верит в справедливого Бога, но Бог указывает ему на Иова. Пока есть Иов, есть вера в справедливость и справедливого бога. Вот почему сатана прилагает все усилия, чтобы лишить Иова веры и в лице Иова высмеять всех поклонников Бога как справедливого Бога.

Эту мысль стоит подчеркнуть. Дьявол не может тягаться с Богом. Он не соперник Богу. Он всего лишь падшее творение. Поэтому он направляет свою ненависть на людей, разрушая в них веру в Бога и божественную справедливость. Каждому страдальцу он говорит: «Зачем тебе нужен такой Бог, если Он не может защитить тебя, если Он не может восстановить справедливость?».

Сатана лишает Иова всех благ его жизни, пытаясь разрушить этой крайней несправедливостью веру Иова в справедливого Бога. Враги и стихийные бедствия забирают у него детей, слуг, скот, дома. Сатана потирает руки: теперь посмотрим на святошу Иова, что он скажет о справедливости! Но Иов остается верным:

«Тогда Иов встал и разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился и сказал: „Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!“ Во всём этом не согрешил Иов и не произнёс ничего неразумного о Боге» (1:20–22).

На этом беды Иова не закончились. Ему пришлось претерпеть страшную болезнь тела, и при этом выслушивать жалобы и недобрые советы своей обезумевшей жены. Мучений добавили и друзья. Они пришли выразить сочувствие. Но не смогли промолчать, принялись искать пояснение и оправдание случившегося. Рассуждения друзей Иова о справедливости были наивными, неинтересными сатане, малополезными Иову и неугодными Богу. В конце друзьям пришлось каяться за свое многословие:

«Сказал Господь Елифазу Феманитянину: „Горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов. Итак, возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лицо его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов“» (42:7–8).

Божья справедливость такова, что понять её не могут даже праведники, так что даже Иову приходится каяться пред Всевышним за свои слова и вздохи, догадки и сомнения: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:5–6).

Бог справедлив, но не объясняет Свой план, просто выполняет Его так, что в конце все видят Его справедливость. Но в процессе люди мало что понимают. И все попытки объяснить и оправдать происходящее неизбежно будут наивными и лишними.

В конце Иов видит Бога. И это главное. Когда ты видишь Бога, уже этого достаточно. Ты больше не требуешь справедливости, ты знаешь, что она есть, потому что Бог есть.

Но для сомневающихся Бог показывает восстановление справедливости видимым образом как пример, как урок. Даже в этом мире справедливость Божья торжествует, её невозможно не замечать, она сияет, привлекает внимание, удивляет, возвращает веру.

«И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние: у него было четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. И было у него семь сыновей и три дочери. И нарёк он имя первой Емима, имя второй – Кассия, а имя третьей – Керенгаппух. И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвёртого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями» (42:12–17).

После всех испытаний Иов живет долго и умирает счастливым. Все его годы он служил для жителей земли свидетельством, примером, доказательством Божьей справедливости.

Мы все немного как Иов – в части переживаемой несправедливости. Но быть как Иов означает не только страдать и возмущаться. Здесь нужно быть верным вере до конца, чтобы исповедовать справедливость Божью вопреки всему и в конце увидеть её торжество.

Каждый праведник получает щедрые благословения за свою веру и верность. Не все, как Иов, но каждый по-своему отмечен Богом.

Хочу акцентировать несколько важных мыслей, которые помогут нам пройти испытания и сохранить веру в справедливого Бога.

Во-первых, справедливость – важный атрибут Бога. Разрушая веру в справедливость, сатана разрушает в людях веру в справедливого Бога. Мы не можем закрывать глаза на наглую, вопиющую несправедливость. Наш Бог справедлив, и мы должны быть справедливы – в отношении ближних и в отношении Бога. Справедливость важна, любая же несправедливость не просто грешна, но и вероломна по отношению к справедливому Богу!

Верь в справедливость и справедливого Бога!

Во-вторых, подлинная вера в Божью справедливость основана не на видимом благополучии и щедрых Божьих благодеяниях, но на глубоком благоговейном страхе, почтении пред Богом.

Сатана не мог поверить, что на земле есть праведники, что кто-то может верить в справедливого Бога даже в муках несправедливости. Для сатаны, как и для большинства людей, праведники играют роль святош пока у них все хорошо, до первых потрясений. Иов опровергает это циничное представление о Боге и Его слугах. Теряя все, он благословляет, а не проклинает.

Мы называем Бога справедливым не потому, что Он действует так, как нам хочется, но потому что Он Бог! Будь же верным, поступая справедливо и почитая справедливого Бога!

В-третьих, даже в этой земной жизни справедливость Божья торжествует.

Сатане нравится мучить людей несправедливо и забирать то, что Бог им дал: оболгать невинного, разрушить жизнь праведного, напасть на мирного. Богу же нравится утверждать справедливость и вознаграждать верных.

За Богом не только последнее слово, за Богом и первое слово. Вся эта история – от Бога и о Боге. Справедливый Бог – Альфа и Омега истории.  Важно помнить, что инициатором испытания Иова был Бог. Дьявол действовал в рамках, заданных Богом. Зло всегда ограничено Божьей властью. Зло ограничено во времени и степени действия. Оно хочет быть беспредельным, безудержным, всеохватным, но наталкивается на пределы и терпит поражение.

Зная события наперед, мы можем быть уверены: справедливость будет восстановлена, преступники наказаны, сомневающиеся постыжены, праведники прославлены.

Будь уверен, что справедливость восторжествует!

Мы видим в конце книги торжество справедливости. Бог показывает Свою справедливость так, что по всей земле знают об этом. Знают о справедливом Иове и знают о справедливом Боге. Благополучие возвращается к Иову. Вера в справедливость, в справедливого Бога возвращается к людям. Это финал книги. Но не конец истории. История продолжается. И теперь тебе предстоит ответить на вопросы: будешь ли ты справедливым, как Иов, пронесёшь ли ты веру в справедливого Бога через все испытания, прославишь ли имя Божье среди разочарованных, раздавленных несправедливостью людей?

Пусть же слова древней книги сопровождают нас и руководят нашими решениями:

«Вседержитель! Мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (37:24).

автор — Михаил Черенков / cherenkoff.blogspot.com

Пожертвовать

Последнее: 26.07. Спасибо!